Игорь Золотовицкий: Педагоги не должны превращаться в монстров

Общество

Артист, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий празднует 60-летие. В день рождения заслуженный артист РФ поговорил с ФАН.

Актер театра и кино, педагог Игорь Золотовицкий отмечает день рождения — ректору Школы-студии МХАТ, заслуженному деятелю искусств в пятницу исполняется 60 лет. В эксклюзивном интервью ФАН юбиляр рассказал, что значит быть продолжателем знаменитой мхатовской актерской школы и будут ли в ней обучать режиссуре.

— Игорь Яковлевич, вы встречаете юбилей с немалым послужным списком, в котором работа в театре и кино, педагогическая деятельность, руководство Домом актера. И все это в настоящем времени. Какая из стезей – главная? Что занимает наибольшее жизненное пространство и время?

— Творческие люди говорят, что все они вышли из гоголевской шинели, а мы — театральные педагоги и актеры — все «вышли» из Олега Павловича Табакова. И я не исключение, хотя он и не был непосредственно моим педагогом. В жизни Табаков научил меня очень многому. И я абсолютно был с ним солидарен, когда он, при всех своих постах, должностях и руководствах, говорил, что главное для него — актерство. В этом смысле я, конечно же, актер.

— Живете в ожидании новых ролей?

— Иногда даже обижаюсь, когда вдруг звонят мне друзья-киношники, и я жду, что вот сейчас мне дадут сыграть Гамлета или Клавдия или еще какого-то культового героя, а вместо этого слышу: «Слушай, у тебя есть какая-нибудь красивая девочка-студентка или мальчик красивый на такую-то роль?»

Конечно же, я нахожу или пытаюсь найти, но в душе хочу, чтобы мне позвонили не как ректору, а как актеру, и сказали: «Мы хотим без проб вас взять, съемки у вас вот-вот, про вас фильм» (смеется). А если говорить о том, что на самом деле в жизни происходит, то, конечно, и Школа-студия, и театр, и Дом актера, и мои собственные дети, которыми я в меньшей степени занимаюсь чем студентами — на это уходит время, на это уходят нервы. Если актер не волнуется — значит, надо уходить из профессии, и то же самое относится к должностям.

— Вы работаете с творческой молодежью. А что вам позволяет оставаться молодым?

— Педагогическая работа — «вампирская», мы, конечно же, заряжаемся молодой энергией от своих учеников, мы подпитываемся их «свежей кровью», и это никакой не секрет. Я начну издалека: я счастлив, что у меня на всех факультетах руководители курсов и руководители кафедр — действующие продюсеры, действующие режиссеры, действующие художники. И я счастлив, что такая система координат у нас сложилась. Это целая цепочка, по которой происходит передача традиций, опыта и мастерства.

Моего учителя, Виктора Карловича Монюкова, который был выпускником первого курса Школы-студии в 1947 году, позвал на преподавательскую работу его учитель. Виктор Карлович позвал Авангарда Николаевича Леонтьева к нам на курс, он делал со мной дипломный спектакль и пригласил, в свою очередь, меня в 90-е годы преподавать. Это такая профессия, конечно, она подпитывает тебя, и такая сладость — когда у подопечных все получается хорошо, они востребованы и становятся культовыми актерами, это огромная радость.

— Какой лучший инструмент вы нашли для общения с молодежью, которая, неизбежно, ассоциирует главу Школы-студии с традициями старого МХАТа?

— Главное — не быть мэтром, не быть «сверху» с установкой «я знаю все». С одной стороны, перед нами — учащиеся, а с другой стороны, должно быть сотворчество. У нас такой вид обучения — тактильный, надо чувствовать эмоции, понимать, почему такое настроение сегодня у студента. Главное — надо доверять людям, и это не только принцип для работы в Школе-студии. Меня тревожит, что в нашем в обществе мы перестали друг другу доверять.

Всем советую провести эксперимент. Если вас, допустим, в магазине или мастерской человек спрашивает: «А вот вы как бы хотели, так или иначе?», то ответьте: «А вы скажите, как, я вам доверяю». Увидите, как у человека меняются глаза! Я уверяю вас, он вас не будет обманывать, когда вы скажете: «Я вам доверяю».

— Но ведь бывают случаи, когда надо абитуриенту или студенту надо сказать, есть у него актерский талант или нет. Как поверить, что педагог не ошибся?

— Доверие — это очень важная штука в жизни, в любой профессии. Самое страшное, когда мы расстаемся с некоторыми студентами еще на втором курсе, и они не доучиваются. Самое страшное, когда ты говоришь: «Мы с вами расстаемся, потому что что-то у нас не сложилось». Надо постараться, чтобы студент не впал в отчаянье или депрессию. Я счастлив, когда ребята, с которыми мы расстаемся, в другом вузе или в другом творческом пространстве проявляют себя, просто наши волны не сошлись.

И самоирония, конечно же, важна, потому что все гадости делаются с серьезными рожами. Не должны педагоги в монстров превращаться. Нужно понимание, время меняется и нас должно менять. Хотя, конечно же, Школа в какой-то степени должна быть консервативна, сначала нужно научить азбуке, а потом уже писать рассказы.

— Насколько ваш выпуск 1983 года отличается от выпусков 2020- 2021? Это абсолютно разные поколение актеров?

— Сегодня поступают ребята, родившиеся в 2003-2004 годах, 16-17-летние, которые рано заканчивают школу. Это совсем другое мировоззрение, совсем другая степень свободы — не наглости, а именно свободы. Конечно, мы отличаемся от них, мы — ребята, приехавшие из провинции Советского Союза. У нас «провинция» — слово нарицательное было и отчасти остается. А для них «провинция» значит просто отдаление от столицы. Поколение 70-80-х — надо было еще затратить время, чтобы просто нас раскрепостить! А теперь ребята совершенно другой информированности. В этом их и преимущество, и в этом их и проблемы, потому что, как Высоцкий сказал: «Мне вчера дали свободу, что я с ней делать буду?» Поди с этим потоком информации справься, нужно еще и очистить от ненужного.

— Знаменитая классическая МХАТовская школа с ее системой Станиславского возникла в прошлом веке. Почему она актуальна и зачем стремятся попасть в нее те, кто родился в 2004 году? Кем вы себя ощущаете, архивариусом, хранителем или подвижником-реформатором?

— Есть абсолютно простая мысль: «Ты в ответе за то пространство, которое тебя воспитало». Без малого 40 лет прошло с момента моего выпуска из мхатовской Школы-студии, с тех пор, как я нахожусь в просторах Камергерского переулка. И, конечно же, мы в ответе за историю.

Олег Павлович Табаков, и все мои учителя, и старики МХАТовские учили этому. Дело не той интонации, которая была 10 или 20 лет назад, сейчас уже другая интонация и во МХАТе, и в Вахтанговской школе, и в школе Малого театра. А дело в том, что природа театра — это природа интонации. Помня о стариках, помня о традициях, нужно соотносить себя и сегодняшней режиссурой, и с сегодняшней драматургией, и, как я уже сказал, с сегодняшней интонацией.

— Появится ли в Школе-студии режиссерский факультет?

— Да. Мы делаем проект строительства еще одного корпуса Школы-студии МХАТ, а это будет дополнительно больше тысячи квадратных метров. И я получил добро от министра культуры Ольги Борисовны Любимовой. Когда мы его сделаем, конечно же, у нас будет режиссерский набор. Мы сейчас просто немножко задыхаемся в тесноте, чисто физически. Ни разу за 80 лет, а в 2023 году исполнится 80 лет Школе-студии, она не расширялась территориально, метрами квадратными.

— Будет ли какое-то торжество, спектакль, специальная программа для празднования вашего юбилея?

— Я всегда говорю, что я ведущий ректор, в том смысле, что всю жизнь что-то вел: новогодние вечеринки, какие-то юбилеи, мероприятия, и никогда не сидел в зале. Поэтому я впервые буду сидеть в зале, а мои выпускники и мои коллеги и ученики, студенты школы-студии, что-то придумают. Наверное, будет какой-то капустник. Официальный праздничный вечер пройдет в стенах Московского Художественного театра имени А. П. Чехова на основной сцене.

Страшно не то, что тебе 60 лет, а когда говорят, что тебе седьмой десяток (смеется). Я сразу скажу всем, и тем, кого я не успел позвать: друзья, знакомые, я вас всех люблю, я вас обязательно позову на 70-летие!

Игорь Золотовицкий родился в 1961 году в Ташкенте. Учился в Школе-студии МХАТ, его педагогами были Евгений Евстигнеев, Олег Герасимов, Авангард Леонтьев и другие. После окончания МХАТ был принят Олегом Ефремовым в труппу Московского Художественного театра.

С 1989 года Золотовицкий преподает в Школе-студии МХАТ, а в 2013 году был избран ее ректором. Кроме того, с 2011 года является директором Центрального Дома актера им. А. А. Яблочкиной. Удостоен званий заслуженный артист РФ (2002) и заслуженный деятель искусств РФ (2020).

Вы узнали об этом первыми.
Подписывайтесь на наш сайт
и будьте в курсе самых важных событий!