Лента
22 сентября 18:19
Все новости


С просроченными продуктами на прилавке магазина сталкивался едва ли не каждый россиянин. Чаще всего с истекшим сроком годности встречается молочная продукция, готовые салаты и кондитерские изделия. Какие-то магазины возвращают деньги покупателям за просроченный товар или обменивают его на годный без проблем, а где-то покупателям приходится буквально отстаивать свои права на приобретение качественных продуктов. Что делать, если в магазине отказываются возвращать деньги за просрочку? Какие законодательные инициативы могли бы помочь в борьбе за качественные продукты? В каких магазинах чаще всего встречается просрочка? На эти вопросы ответил общественный деятель, лауреат премии «Петербуржец года» 2020 года Александр Копылов в ходе брифинга, организованного Медиагруппой «Патриот» и ФАН.

Общественник вместе со своей командой из 20 человек уже девять месяцев шерстит магазины Петербурга на предмет наличия просроченных продуктов. По его словам, за это время волонтерам удалось проверить 180 магазинов, и только в трех из них на было нарушений по срокам годности товара. Причины, по которым  просроченные продукты не убирают с полок магазинов, могут быть разными: халатность и лень работников, недостаточный штат. При этом волонтеры проверяют не только срок годности товаров, но и условия их хранения.

«Мы досматриваем весь магазин, находим некачественные товары, просрочку, снимаем все это на камеры. Допустим, те же памперсы встречаются с поврежденной упаковкой, или развакуум колбасных изделий. Даже если срок годности у такого товара в порядке, магазин его все равно не имеет право продавать. На колбасе, например, из-за этого может образоваться плесень, человеку такой продукт употреблять нельзя», — рассказал Копылов.

Относительно колбасных изделий общественник поделился интересным наблюдением. Колбасные изделия, которые висят в холодильниках, как правило, портятся быстрее, чем те, которые лежат. Поскольку температура не соответствует условиям хранения, что наглядно можно увидеть с помощью тепловизора.

«Ради эксперимента я купил сертифицированный тепловизор. Пришел в магазин и проверил колбасу, оказывается, не все колбасные изделия соответствуют температурному режиму. Колбаса, которая лежит в холодильнике, в среднем имеет температуру +3 градуса. Это нормально, так как условия ее хранения не выше +6 градусов. Но та, которая висит, уже +17 градусов. Представляете, что будет с мясом, которое висит в таких условиях неделю?» — возмутился эксперт.

Халатность и дефицит рук: эксперт пояснил, откуда просрочка на полках магазинов
Федеральное агентство новостей  / 

За эти девять месяцев работы руководители петербургских продуктовых сетей уже знают общественников в лицо. По словам Копылова, они передают друг другу видеозаписи, которые он выкладывает на YouTube-канал. Продавцы, наблюдая за работой волонтеров, подходят редко, чаще всего вмешаться пытается охрана, но «это не ее дело», считает спикер.

«Магазин — это общественное место. А 29-я статья конституции разрешает свободно получать информацию. У меня видеокамера — да, это тоже способ получения информации, и он у меня такой. Тем более ни один магазин не является режимным объектом. Поэтому снимать и фотографировать можно. Кстати, с 1 января появилось новое правило торговли. Согласно постановлению правительства № 2463 не допускается ограничение прав потребителей на ведение съемок на торговых объектах», — объяснил Копылов.

Обвинения в потребительском экстремизме, которые звучат в адрес общественников, он считает необоснованными. Такие высказывания люди делают скорее по глупости, уверен Копылов. Единственная цель волонтеров — просто убирать просрочку с полок магазинов. 

По закону, если потребитель обнаружил, что купленный товар имеет истекший срок годности, он имеет право на возврат средств или его замену. Не важно, что говорят продавцы или администрация магазина, закон, по словам Копылова, всегда на стороне покупателя, даже если тот утратил чек. 

Волонтеры находят некачественные товары как в магазинах формата «у дома», так и в крупных сетевых магазинах премиум-класса. На замечания общественников и рекомендации Роспотребназора все они реагируют по-разному: кто-то просто игнорирует, кто-то действительно пытается исправить ситуацию с помощью внутреннего регламента.

«В одной из сетей есть распоряжение: если директор допустил наличие в магазине детских товаров с истекшим сроком годности, то он может просто больше не выходить на работу. А за три оформления по детской просрочке снимается супервайзер. Вот это отличная рабочая практика», — отметил участник брифинга.

По словам Копылова, чтобы усилить контроль за качеством товаров в магазинах с помощью самих покупателей, в прошлом году был представлен законопроект. Согласно ему, за обнаружение просроченного товара продавец должен выплачивать покупателю некую сумму в качестве моральной компенсации. Но дальше второго чтения эта инициатива не прошла.

«Прошлой осенью был законопроект — нашли просрочку, отдали директору, выписали акт списания, выписали компенсацию морального вреда. В этом случае общество бы тоже регулировало этот процесс. Но, насколько мне известно, крупные сети заблокировали законопроект, и он не прошел второе чтение. А так, это было бы замечательно, мы бы получили желаемое, чтобы люди престали травиться», — сказал Копылов.

Халатность и дефицит рук: эксперт пояснил, откуда просрочка на полках магазинов
Федеральное агентство новостей  / Борис Гришин

Неплохой мерой стала бы и продажа товаров с истекающим сроком годности по минимальной цене, около 10% от полной стоимости, считает он. В США такая практика работает весьма успешно.

«Было бы идеально отдавать или продавать товары с подходящим к концу сроком годности по минимальной цене. Ведь банально есть видео, когда за вывезенную на мусорку просрочку пенсионеры буквально дерутся. Продажа пока еще годного товара по минимальной цене была бы хорошей мерой — это стало бы социальной ответственностью бизнеса», — уверен Копылов.

Но есть и положительные примеры взаимодействия волонтеров и руководства магазинов. Участник брифинга рассказал, что одна из сетей согласилась отдавать просроченные продукты в приют, где содержится 300 собак.

Вернуться назад

Комментировать
Рейтинг@Mail.ru