Лента
16 июня 19:36
Все новости
Бриллиантовый череп, или Почем современное искусство? Колонка Никаса Сафронова
ТАСС  /  PA Photos

Продолжая тему современного искусства, затронем немаловажен вопрос: что именно и за сколько продвигается на арт-рынок через разного рода выставки, фестивали, биеннале.

Известная работа Дэмиэна Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living) впервые была показана на выставке «Молодых британских художников» (Young British Artists) в лондонской Галерее Саатчи в 1992 году. Это произведение представляло собой законсервированную в формалине огромную акулу, помещенную в аквариум прямоугольной формы.

Ведущая тема в работах Херста — тема смерти. На Венецианской биеннале 1993 года экспонировалась его работа «Разделенные мать и дитя» (Mother and Child Divided) — части чучел коровы и теленка были выставлены в разных витринах. В следующем году он выставил мертвую овцу в емкости с формальдегидом под названием «Прочь из стада» (Away from the Flock). Одно из известнейших произведений Херста — украшенный бриллиантами череп под названием «За любовь Господа».

Работа Дэмиэна Херста «Физическая невозможность смерти в сознании живущего» впервые была показана в 1992 году
ТАСС  /  PA Photos

Весьма характерен Венский акционизм — художественная группа, участники которой — Гюнтер Брус, Отто Мюль, Рудольф Шварцкоглер, Герман Нич — с 1961 года проводили перформансы с упором на физиологические аспекты, использовали приемы садизма и мазохизма и причиняли себе настоящие увечья. Подавалось это как символы жертвенности и ритуального действа, что только увеличивало шокирующее действие перфомансов на зрителей. «Театр оргий и мистерий» Германа Нича — основателя и идейного вдохновителя Венского акционизма — демонстрировался в разделе «Индивидуальные мифологии» на выставке «Документа 5» в 1972 году.

В 2008 году на 52-й Венецианской биеннале в церкви XV века Сан-Галло демонстрировалась видеоинсталляция Билла Виола «Безбрежный океан». Множество людей «извергали» из своих тел воду, потоки которой сливались воедино, образуя безбрежный поток.

В 2015 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке (МоМА) прошла выставка поп-арта «Энди Уорхол: банки супа Кэмпбелл и другие работы», где были представлены все основные варианты растиражированного Уорхолом образа известного консервированного супа.

В 2016 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке прошла выставка «Питер Фишли, Дэвид Вайс. Как работать лучше». Швейцарские художники Питер Фишли и Дэвид Вайс выставили объекты, имитирующие предметы потребления. Это были увеличенные копии сэндвичей, мыла, пластиковых ведер. Скульптуры представляли собой имитацию промышленных упаковок, пакетов из-под молока, мешков для мусора и т. п. Работы этих художников были объединены в серии «Колбасная серия», «Полиуретановые объекты» и «Ход вещей». Степень отношения этих экспонатов к искусству была весьма отдаленной, но это возмещалось ироничным отношением к обществу потребления.

В 2015 году в Нью-Йорке прошла выставка поп-арта «Энди Уорхол: банки супа Кэмпбэлл и другие работы»
Global Look Press  / Felix Hörhager/dpa

Нельзя не отметить, что все работы упомянутых художников были проданы за немалые деньги. Например, Чарльз Саатчи купил чучело акулы Херста за 50 000 долларов. Впоследствии на аукционе это произведение было продано за несколько миллионов долларов.

Если посмотреть в интернете, что из себя представляет картина Марка Ротко «Белый центр (желтый, розовый и бледно-лиловый на темно-розовом)», то цена, за которую она была продана на аукционе «Сотби», — 71,7 миллиона долларов, может вызвать шок. Уже упомянутая работа Дэмиена Херста — инкрустированный бриллиантами череп под названием «За любовь Господа» — был куплен за 50 миллионов фунтов стерлингов.

В этом изумленном состоянии попробуем дождаться нашей следующей встречи, когда речь пойдет о том, как все это работает.

Вернуться назад

Комментировать
Рейтинг@Mail.ru