08 мая 03:36
+ {{ $store.state.rightWidget.counter }}
новостей
Все новости
Military Professional Resources Inc.
История американской ЧВК, причастной к распаду Югославии.
Military Professional Resources Inc. (MPRI) — одна из самых динамично развивающихся частных военных компаний США. За долгую историю ее существования наемники MPRI были причастны практически ко всем вооруженным конфликтам на Балканах, Ближнем Востоке, в Латинской Америке и Африке.
Исходя из данных на официальном сайте MPRI, американская ЧВК предоставляла широкий спектр услуг: воздушно-десантные операции, авиационная поддержка, разведка (как стратегическая, так и тактическая), юридические консультации, а также контроль над вооружениями.
В рамках проекта «Частные армии» автор Telegram-канала «Балканская сплетница» рассказывает о деятельности Military Professional Resources Inc., ее роли в расколе Югославии и новых контрактах Госдепа.
БЕЗОРУЖНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ
«Миссия MPRI состоит в том, чтобы собрать и использовать опыт и таланты военных профессионалов в отставке для правительства США, прежде всего в областях, связанных с обороной, а также помочь иностранным правительствам преобразовать свои вооруженные силы по западной модели, поддерживая демократические институты...», — говорилось на официальном сайте компании.
Несмотря на то, что руководство MPRI претендовало на достижение целей «мягкой силой» и продвижение демократии, на деле работа ЧВК в регионах мира была связана с боевыми действиями — размещением новых систем вооружения, стратегическим и тактическим военным планированием, а также моделированием специальных операций и огневой поддержкой.

При этом в соответствии с корпоративной политикой предполагалось, что сотрудники MPRI не будут вооружены, так как «…MPRI может выполнять любую задачу или миссию, требующую военных навыков … кроме боевых действий». Впрочем, это не касалось применения силы «в ситуациях повышенной опасности».

Основанная в 1987 году ЧВК позиционировала себя как команду профессионалов, обладающую внушительным опытом в сфере боевых действий и консалтинга. Ее штат состоял из вышедших на пенсию военных специалистов, привлекаемых на срок от нескольких дней до нескольких месяцев.
За годы деятельности во главе компании стояли такие известные личности, как Карл Вуоно и Кросби Сэйнт. К концу 1998-го ежегодный оборот MPRI приблизился к отметке в 48 миллионов долларов.
Однако основным потребителем услуг ЧВК тогда оставалось правительство США из 20 заключенных контрактов только три касались международных проектов.
Вскоре руководство компании осознало, что внешний рынок более прибыльный, и приступило к реализации агрессивной программы международной экспансии.
БАЛКАНСКИЙ БЛИЦКРИГ
В 1990-е годы главной ареной деятельность MPRI стала Югославия, раздираемая межэтническими конфликтами. В феврале 1994 года лидеры боснийских мусульман Алия Изетбегович и Хорватии Франьо Туджман под давлением США подписали договор о прекращении боевых действий между хорватами и мусульманами в Боснии и Герцеговине, взяв на себя обязательства совместно противостоять сербским войскам.
Министр обороны Хорватии Гойко Шушак обратился к главе оборонного ведомства США Уильяму Перри за военной поддержкой. Но руки официального Вашингтона были связаны Резолюцией 713 Совета Безопасности ООН от 25 сентября 1991 года, накладывающей эмбарго на поставки оружия в Югославию и прямую военную помощь. С подачи представителей Пентагона хорватский министр вышел на консультантов MPRI, с которой в итоге Загреб заключил контракт на реформирование ВС «по модели Соединенных Штатов». На тот момент штат компании составлял 350 сотрудников на постоянной основе и базу данных примерно из 2000 экспертов, привлекаемых по контракту.

Одним из ярких примеров «мягкой и невооруженной» деятельности MPRI на Балканах стала Программа помощи в переходе к демократии (DTAP), запущенная в Хорватии в ноябре 1994 года. Ее цели заключались в обучении младшего воинского состава и гражданских служащих министерства обороны в областях руководства, управления и военных операций. Контракт также предполагал разработку MPRI пятнадцатилетней программы по восстановлению «компетентного ядра» некоммерческих организаций.

В 1995 году MPRI расширила свою деятельность в Хорватии в рамках двух программ:
1
Croatian Army Readiness Training (CARTS)
Программа подготовки хорватской армии.
2
Long Range Management Program (LRMP)
Программа долгосрочного управления.
Cуммарно в них были задействованы около 30 сотрудников ЧВК. Она также сыграла важную роль в развертывании Центра имитации командования и штаба хорватских вооруженных сил (Croatian Armed Forces Leader and Staff Simulation Center — CLSSC).

11 мая 1995 года в интервью британской газете Observer Гарри Сойстер, занимавший тогда должность вице-президента MPRI, заявил:
«Мы не можем заставить их стрелять, но можем им показать, как лучшим образом организовать своих людей, чтобы те стреляли».
Успех обучающих программ MPRI проиллюстрировала операция «Буря». Действие контракта началось в апреле 1995 года, а уже в августе Вооруженные силы Хорватии совместно с пятым корпусом Армии Боснии и Герцеговины перешли в наступление на Сербскую Краину. За неделю до этого генеральный директор американской компании посетил хорватское министерство обороны как минимум десять раз.
Сформированные американцами Центр командования, управления и координации действий и Центр обработки разведывательных данных участвовали в оперативной и разведывательной деятельности В С Хорватии. Они также обеспечили тесное сотрудничество хорватских и американских спецслужб — в том числе, в области прослушивания разговоров югославской и российской сторон. MPRI способствовала и получению хорватским штабом данных c американских военных спутников и беспилотных летательных аппаратов, установленных на острове Брач.

Хотя официально «консультанты» из США отрицали свою причастность к планированию боевой операции, связь между программой и эффективностью наступления хорватских войск очевидна: без обучения MPRI армии Хорватии потребовалось бы больше времени, чтобы получить контроль над территорией и вытеснить сербские войска.

Спустя 15 лет общественные организации выступили с обвинениями в причастности MPRI к геноциду сербов в 1995 году на территории Хорватии. В качестве компенсации они требовали 10 миллиардов долларов — по 25 тысяч долларов за каждого серба, изгнанного из Сербской Краины.
Хотя MPRI отрицала прямую связь с вооруженными силами Хорватии, качественные изменения в боевой подготовке и эффективности боевых действий произошли именно после приезда советников из США — они обеспечили успех наступательных операций весной-осенью 1995 года.
НАРУШЕНИЕ ЭМБАРГО ООН
Вслед за этнической чисткой в Сербской Краине MPRI получила контракт Госдепартамента стоимостью 400 миллионов долларов на «обучение и оснащение» Армии Федерации Боснии и Герцеговины (программа Train and Equip).

Первое соглашение на сумму 50 миллионов долларов вступило в силу 6 августа 1996 года. Для дальнейшего «сдерживания сербской агрессии» под руководством американского генерала в отставке Уолтера Йейтса была запущена Программа военной стабилизации (MSP), направленная на оказание помощи в развертывании военной техники и проведении широкомасштабного обучения на тренировочной базе Хаджичи. Ее координировало Управление специального представителя по военной стабилизации на Балканах Госдепартамента США, которое возглавлял Джеймс Пардью.
Для нужд хорватско-боснийской армии правительство США выделило оборудование на сумму около 100 миллионов долларов. Первые единицы доставили в Сараево по воздуху в августе 1996 года, а с ноября того же года оружие и техника поступали по морю в хорватский порт Плоче. Поставки вооружений включали 46 тысяч винтовок, 1000 пулеметов, 80 бронетранспортеров, 45 танков и 840 легких противотанковых комплексов. А для обучения по обращению с ними в Боснию были направлены 165 отставных офицеров армии США во главе с генералом Уильямом Бойсом.
По «случайному cовпадению» штаб-квартира MPRI в Александрии находилась по соседству с Cypress International — известным международным брокером по продаже оружия. Более того, генерал-майор в отставке Вернон Льюис, входящий в совет директоров MPRI, был по совместительству и основателем Cypress.
Значительные гранты на военную технику Босния и Герцеговина получила также из Объединенных Арабских Эмиратов, Турции, Египта, Кувейта, Малайзии и Брунея. Они покрыли более четверти расходов боснийских вооруженных сил.

Европейские союзники Вашингтона восприняли поставку дополнительных единиц оружия в Боснию без воодушевления, ведь подобные шаги подрывали соблюдение ограничений по контролю над вооружениями. Действительно, вскоре стало известно, что часть поставок боснийские мусульмане передали сепаратистам в сербских провинциях Косово, Метохия и Санджак. В результате Государственный департамент даже был вынужден временно приостановить программу MPRI.
Факт нарушения компанией условий эмбарго ООН на поставки оружия в Югославию до сих пор остается предметом для споров.
КОСОВСКИЕ СЕПАРАТИСТЫ
После окончания активной фазы югославского конфликта компания продолжила работу с Освободительной армией Косово (УЧК). В июле 1998 года в СМИ просочилась информация о том, что боевиков УЧК тренируют американские ветераны войны во Вьетнаме. 18 апреля 1999 года газета London Sunday Telegraph сообщила, что подразделение британского спецназа SAS руководит двумя тренировочными лагерями УЧК недалеко от Тираны, и что косовские сепаратисты поддерживают тесные контакты с базирующейся в Вирджинии MPRI.

По словам американского полковника в отставке Дэвида Хэкворта, MPRI была одним из немногих подрядчиков Пентагона, оказывающих поддержку УЧК — он подтвердил, что компания использовала бывших военнослужащих США для обучения косовских сепаратистов на секретных базах в Албании. Причем это происходило еще в то время, когда Государственный Департамент США официально причислял УЧК к террористическим организациям. А летом 2001 года Дэвид Хэкворт прямо заявил, что MPRI действует «в тени Пентагона» и была нанята ЦРУ и Государственным департаментом для оперативной работы в странах бывшей Югославии.

Кроме того, в состав военного руководства УЧК входили ветераны армии Хорватии, участвовавшие в операции «Буря», планированием которой занималась MPRI. Так, бригадным генералом был Агим Чеку. Вместе с военными советниками MPRI он помог спланировать хорватское наступление, в результате которого около 350 000 сербов покинули Сербскую Краину.
Связь между боевиками УЧК и консультантами MPRI открылась в июне 2001 года во время осады македонской деревни Арачиново, когда армия окружила 400 бойцов УЧК. Тогда американский военный контингент встал своеобразным «щитом» между македонскими и албанскими силами и позволил последним безопасно выйти из села со всем вооружением, боеприпасами, а также 17 военными советниками из MPRI.

Тем не менее несмотря на оглушительный успех хорватских операций, монополии на контракты в странах бывшей Югославии у MPRI не было. Так, ЧВК подала заявку на заключение соглашения с Пентагоном по выводу сербских войск из Косово, но тендер выиграла другая американская компания — DynCorp.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКСПАНСИЯ
30 июня 2000 года MPRI вошла в состав L-3 Communications Holding Inc. — холдинг приобрел ее за 39,6 миллиона долларов. Основными заказчиками L-3 были Министерство обороны США, Министерство национальной безопасности и NASA.
Действуя совместно с Пентагоном и ЦРУ, фирма продолжила предоставлять услуги американскому правительству и вмешиваться в дела других государств. С 2000 года MPRI стала основным проводником американской политики в Африке. Официально компания принимала участие в программах «создания коллективных сил быстрого реагирования для проведения гуманитарных и миротворческих операций» на континенте.
При этом в Нигерии фирма провела военную реформу, которая обернулась скандалом. Начальник Генштаба армии Нигерии генерал Виктор Малу был против привлечения американцев, и поплатился за это своей карьерой. Позже он обвинил MPRI в чрезмерном сокращении численности войск (со 100 до 50 тысяч военнослужащих), а также в том, что ЧВК на самом деле собирала разведывательную информацию о самой Нигерии.

После неудачных попыток предложить свои услуги правительству Конго, MPRI открыла базу на территории Экваториальной Гвинеи — контракт на подготовку вооруженных сил этой страны был заключен с Пентагоном еще в 1998 году. Деятельность ЧВК распространялась и на другие страны континента — она присутствовала в Бенине, Эфиопии, Гане, Кении, Мали, Малави, Руанде и Сенегале. Компания также оказала помощь ВС ЮАР.

К весне 2002 года ежегодный доход MPRI достиг отметки в 95 миллионов долларов, а штат постоянных сотрудников был расширен до 700 человек. На контрактной основе в MPRI работали более 12 000 отставных офицеров армии США.
После интервенции Вашингтона в Афганистан в 2001-м и в Ирак в 2003-м, именно MPRI получила контракты на обучение воинских формирований в этих странах. Впоследствии ЧВК удалось получить еще ряд афганских контрактов, которые привели к очередному скандалу. Так, в период с марта 2005 года по октябрь 2010 MPRI выставляла заказчику счет на оплату труда сотрудников, которые находились в отпуске за пределами страны.
ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Свои услуги американская ЧВК оказывала и в странах бывшего СССР. На заре своей деятельности MPRI получила пятилетний контракт Госдепа на поставки «гуманитарной помощи» в республики распадающегося союза.

Консультанты MPRI не обошли вниманием и конфликты на постсоветском пространстве. Летом 2008 года они готовили 80 офицеров специальных подразделений В С Грузии на базе спецназа «Вашлиджвари» в пригороде Тбилиси. Компания также занималась подбором и закупкой вооружения, оказывала помощь руководству страны в реформировании ВС и участвовала в разработке грузинской военной доктрины и планов операций в отношении Абхазии и Южной Осетии. Однако, когда разгорелся скандал, представитель армии США заявил, что нет доказательств того, что Пентагон знал, что обученные MPRI спецназовцы будут использовать полученные навыки во время интервенции в Южную Осетию. По его словам, программа обучения началась еще в 2006 году после того, как Грузия предложила отправить своих специалистов в Афганистан.

А накануне государственного переворота на Украине сотрудники L-3 Communications осуществляли боевую подготовку офицеров украинских силовых ведомств согласно контракту, который c холдингом заключило Министерство юстиции США. По условиям договора компания получила 178 571 доллар в ноябре 2012 года и 138 571 доллар в 2013-м. Обучением украинских силовиков занималось подразделение «L-3 MPRI», которое с 2010 года возглавлял отставной генерал армии США Банц Крэддок.
Начиная с 2005 года, MPRI реализовала на Украине почти 200 контрактов, профинансированных министерством юстиции США. 55 из них были заключены после 2010 года, в котором Крэддок был назначен на должность. Помимо Минюста среди заказчиков ЧВК также фигурировали Министерство обороны США, Агентство национальной безопасности и ЦРУ.
НОВЫЕ АМБИЦИИ И РЕБРЕНДИНГ
В 2012 году после скандала с судебным иском сербов, MPRI и четыре других предприятия перешли из состава L-3 Communications Corporation в Engility Holdings Inc. — дочернюю компанию, предоставлявшую услуги военным и гражданским структурам США. Меч на эмблеме ЧВК сменился на корпоративное лого.

Генеральным директором нового подрядчика стал вице-президент L-3 Тони Смераглиноло. Однако скандалы преследовали американских консультантов и после ребрендинга — в январе 2013 года Engility была вынуждена выплатить компенсацию в размере 5 миллионов. Компанию обвинили в сговоре с целью пыток заключенных в печально известной тюрьме Абу Грейб в Ираке.

В 2017 году доход Engility составил один миллиард долларов США, и 10 сентября 2018-го корпорацию приобрела Science Applications International Corporation (SAIC).

А в прошлом году Тони Смераглиноло создал новую организацию — Sincerus Global Solutions Inc., все также занимающуюся «обучением и консультированием» по контрактам Госдепа. В июле она выкупила SAIC.
Тони Смергалиноло весьма амбициозен — в 2021 году он собирается сделать компанию лидером на рынке.

При этом Sincerus Global уже успела стать ведущим проводником «дипломатии» Вашингтона в Африке. Она принимает участие в учениях В С Уганды, дислоцированных в Сомали, осуществляя координацию местного военного командования с США. Вместе с другими американскими подрядчиками Halcyon Group International, Barbaricum и People и Technology & Processes Sincerus также будет обучать спецназ Сомалийской национальной армии (SNA). За контракты Sincerus по поддержке вооруженных сил в странах Африки отвечает вице-президент Sincerus Рон Коркран.
В рамках AFRICAP Sincerus развертывается в Нигере, где сотрудничает с Relyant Global, другой американской фирмой. В Нигерии и Бенине Sincerus проводит обучение в рамках Транссахарского контртеррористического партнерства. Кроме того, фирма участвует в финансируемой США инициативе по обучению миротворческих миссий ООН. В рамках нее американская компания предоставляет консультации по материально-техническому обеспечению Мали. Инструкторы по военной медицине также присутствуют в Буркина-Фасо, Мозамбике, Джибути и Эфиопии. На Мадагаскаре Sincerus занимается реформированием военно-морского флота.
ИТОГИ
После того, как c помощью MPRI Хорватия «очистила» территорию Сербской Краины с молчаливого одобрения администрации Клинтона в августе 1995 года, Соединенные Штаты запустили программу официального военного сотрудничества с бывшей югославской республикой. Финансирование обучения В С Хорватии выросло с 65 000 долларов в 1995 году до 500 000 долларов в 2000-м, что в сумме составило около 2 миллионов долларов за пять лет. За это время Соединенные Штаты обучили сотни хорватских военнослужащих и гражданских лиц, подготовили ВС к вступлению в Североатлантический блок и воспитали лояльные Вашингтону политические силы.

Услуги MPRI также позволили Вашингтону обойти эмбарго ООН на поставки оружия и заложить основу для долгосрочного военного сотрудничества с Федерацией Боснии и Герцеговины. После Балканского блицкрига, который изменил политическую и территориальную конъюнктуру региона, «война на аутсорсинге» стала для Вашингтона привычным способом достижения своих геополитических целей. В дальнейшем США применяли эту модель на практике в разных уголках мира. По контрактам с Госдепартаментом, Пентагоном и ЦРУ американская консалтинговая ЧВК присутствовала на территории 40 иностранных государств и позволила Вашингтону продвигать свои интересы без прямого военного вмешательства.
Рейтинг@Mail.ru