Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Пространству доверия требуется единство

Пространству доверия требуется единство

14:15  23 Июня 2014
299

Правительству России рекомендовали разработать и представить в Государственную Думу РФ проект федерального закона о безопасном и юридически значимом электронном документообороте. К такому выводу пришли участники проведённых в июне «круглого стола» и парламентских слушаний, посвящённых роли IT-технологий в модернизации национальной экономики. Как пояснил «Федеральному агентству новостей №1» депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов, эксперты подвергли резкой критике существующий порядок использования возможностей электронного документооборота в деятельности государственных органов. Главной проблемой остается признание юридической значимости электронных документов и обеспечение безопасности при обмене данными между различными ведомствами, а также с компаниями и организациями, а также обычными гражданами. В России имеется опыт 12 лет законодательно обеспеченного активного развития российской IT-отрасли, которая по ряду направлений является одной из самых передовых в мире. Но нельзя не признать, что созданная система электронного взаимодействия пока является фрагментарной, ведомственной, ‑ налицо межведомственная разобщённость, своего рода «феодальная раздробленность». Например, созданы обособленные системы электронной сдачи отчетности Федеральной налоговой службы России и социальных фондов. Самостоятельно действует портал оказания государственных и муниципальных услуг. Порознь существуют пять электронных торговых площадок государственных и муниципальных закупок, а также аккредитованных удостоверяющих центров. В подавляющем большинстве случаев вообще используются компиляции цифровых и «бумажных» технологий. На практике выглядит это так: предварительный обмен проектами документов осуществляется по электронной почте. Но окончательные варианты по старинке подписываются вручную, на бумажных нумерованных бланках с голографическими наклейками, заверяются оттиском печати штемпельной краской. Большинство ведомств, региональных отделений государственных органов всё ещё продолжают обмениваться документами по обычной почте или курьерами. Таким образом, возможности IT-технологий используются далеко не в полной мере и в межведомственном взаимодействии, и в размещении государственного заказа, и в оказании государственных услуг организациям и населению, и в электронной торговле. Техническим средством обеспечить безопасность и юридическую достоверность электронному документу является электронная подпись, использующая средства стойкого шифрования. Электронная подпись, подлинность которой подтверждена удостоверяющим центром, показывает, что электронный документ именно в таком виде, без позднейших исправлений был подписан таким-то юридическим или физическим лицом такого-то числа в такое-то время. Эксперты, выступавшие на круглом столе, отмечали, что в России есть все технические средства и организационные механизмы для того, чтобы обеспечить полноценный электронный документооборот. Осталось только выстроить «единое пространство доверия» ‑ универсальную национальную систему генерирования и удостоверения подлинности электронных подписей, как для организаций (своего рода «электронных печатей»), так и для граждан. Такая электронная подпись служила бы неопровержимым свидетельством подлинности файла с текстом, изображением, аудио или видео и его авторства для любой организации на всей территории России. Главным препятствием для создания электронного «единого пространства доверия» в России остаётся отсутствие нормативно-правовой базы: понятия электронного документа и электронного документооборота вообще отсутствуют в федеральном законодательстве! Многие положения закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года, заменившего предыдущий, ещё 2002 года, не стыкуются с требованиями более поздних ведомственных подзаконным актов. Отдельные положения неоднозначны, конфликтуют друг с другом, налицо много пробелов. Если в круглом столе участвовал достаточно узкий круг специалистов высшей квалификации, тщательно разбиравшихся в отдельных нюансах рассматривавшейся проблематики, то состав участников парламентских слушаний 9 июня «Развитие электронного взаимодействия как фактор модернизации экономики» был заметно более широким и представительным. Выступавшие отмечали, что полноценный, универсальный для всех российских участников электронный документооборот – мощный драйвер развития национальной экономики ‑ производства, торговли и кредитно-финансовой сферы. Отмечалось, что электронная торговля улучшает качество конкурентной среды, расширяет географию участников, сокращает сроки проведения процедур и расходы на них, повышает точность прогнозирования расходования средств. Кроме того, электронный документооборот повышает прозрачность бизнеса, является эффективным средством против коррупции и недобросовестного бизнеса, легализации незаконных доходов. Без полноформатного электронного делопроизводства страна попросту неконкурентоспособна на международной арене. Резко ускорить решение вопроса о трансграничном безопасном и юридически значимом электронном документообороте побуждает подписание Россией, Белоруссией и Казахстаном договора о создании Евразийского экономического союза и перспективы присоединения новых участников. Трансграничный доверенный электронный документооборот также актуален для взаимодействия в рамках ОДКБ и ШОС. Участники проведенной дискуссии пришли к общему выводу: необходимо объединение разрозненных электронных систем в единый унифицированный механизм взаимодействия. Чтобы создать в России единое пространство доверия, необходимое для универсального юридического признания электронных документов всеми информационными системами, правительству России рекомендовано организовать, при участии профильных ведомств, разработку проекта федерального закона «Об электронном документе и электронном документообороте». Павел Былевский

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics