Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Закрыть
Украина
Шкиряк потерял дар речи, увидев карту Украины без Крыма на сцене под Киевом
Общество
Пространству доверия требуется единство
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Пространству доверия требуется единство

    14:15  23 Июня 2014  /обновлено: 12:09  28 Октября 2015
    299

    Правительству России рекомендовали разработать и представить в Государственную Думу РФ проект федерального закона о безопасном и юридически значимом электронном документообороте. К такому выводу пришли участники проведённых в июне «круглого стола» и парламентских слушаний, посвящённых роли IT-технологий в модернизации национальной экономики. Как пояснил «Федеральному агентству новостей №1» депутат Государственной Думы РФ, заместитель председателя комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Климов, эксперты подвергли резкой критике существующий порядок использования возможностей электронного документооборота в деятельности государственных органов. Главной проблемой остается признание юридической значимости электронных документов и обеспечение безопасности при обмене данными между различными ведомствами, а также с компаниями и организациями, а также обычными гражданами. В России имеется опыт 12 лет законодательно обеспеченного активного развития российской IT-отрасли, которая по ряду направлений является одной из самых передовых в мире. Но нельзя не признать, что созданная система электронного взаимодействия пока является фрагментарной, ведомственной, ‑ налицо межведомственная разобщённость, своего рода «феодальная раздробленность». Например, созданы обособленные системы электронной сдачи отчетности Федеральной налоговой службы России и социальных фондов. Самостоятельно действует портал оказания государственных и муниципальных услуг. Порознь существуют пять электронных торговых площадок государственных и муниципальных закупок, а также аккредитованных удостоверяющих центров. В подавляющем большинстве случаев вообще используются компиляции цифровых и «бумажных» технологий. На практике выглядит это так: предварительный обмен проектами документов осуществляется по электронной почте. Но окончательные варианты по старинке подписываются вручную, на бумажных нумерованных бланках с голографическими наклейками, заверяются оттиском печати штемпельной краской. Большинство ведомств, региональных отделений государственных органов всё ещё продолжают обмениваться документами по обычной почте или курьерами. Таким образом, возможности IT-технологий используются далеко не в полной мере и в межведомственном взаимодействии, и в размещении государственного заказа, и в оказании государственных услуг организациям и населению, и в электронной торговле. Техническим средством обеспечить безопасность и юридическую достоверность электронному документу является электронная подпись, использующая средства стойкого шифрования. Электронная подпись, подлинность которой подтверждена удостоверяющим центром, показывает, что электронный документ именно в таком виде, без позднейших исправлений был подписан таким-то юридическим или физическим лицом такого-то числа в такое-то время. Эксперты, выступавшие на круглом столе, отмечали, что в России есть все технические средства и организационные механизмы для того, чтобы обеспечить полноценный электронный документооборот. Осталось только выстроить «единое пространство доверия» ‑ универсальную национальную систему генерирования и удостоверения подлинности электронных подписей, как для организаций (своего рода «электронных печатей»), так и для граждан. Такая электронная подпись служила бы неопровержимым свидетельством подлинности файла с текстом, изображением, аудио или видео и его авторства для любой организации на всей территории России. Главным препятствием для создания электронного «единого пространства доверия» в России остаётся отсутствие нормативно-правовой базы: понятия электронного документа и электронного документооборота вообще отсутствуют в федеральном законодательстве! Многие положения закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 года, заменившего предыдущий, ещё 2002 года, не стыкуются с требованиями более поздних ведомственных подзаконным актов. Отдельные положения неоднозначны, конфликтуют друг с другом, налицо много пробелов. Если в круглом столе участвовал достаточно узкий круг специалистов высшей квалификации, тщательно разбиравшихся в отдельных нюансах рассматривавшейся проблематики, то состав участников парламентских слушаний 9 июня «Развитие электронного взаимодействия как фактор модернизации экономики» был заметно более широким и представительным. Выступавшие отмечали, что полноценный, универсальный для всех российских участников электронный документооборот – мощный драйвер развития национальной экономики ‑ производства, торговли и кредитно-финансовой сферы. Отмечалось, что электронная торговля улучшает качество конкурентной среды, расширяет географию участников, сокращает сроки проведения процедур и расходы на них, повышает точность прогнозирования расходования средств. Кроме того, электронный документооборот повышает прозрачность бизнеса, является эффективным средством против коррупции и недобросовестного бизнеса, легализации незаконных доходов. Без полноформатного электронного делопроизводства страна попросту неконкурентоспособна на международной арене. Резко ускорить решение вопроса о трансграничном безопасном и юридически значимом электронном документообороте побуждает подписание Россией, Белоруссией и Казахстаном договора о создании Евразийского экономического союза и перспективы присоединения новых участников. Трансграничный доверенный электронный документооборот также актуален для взаимодействия в рамках ОДКБ и ШОС. Участники проведенной дискуссии пришли к общему выводу: необходимо объединение разрозненных электронных систем в единый унифицированный механизм взаимодействия. Чтобы создать в России единое пространство доверия, необходимое для универсального юридического признания электронных документов всеми информационными системами, правительству России рекомендовано организовать, при участии профильных ведомств, разработку проекта федерального закона «Об электронном документе и электронном документообороте». Павел Былевский

    Автор: Алексей Громов
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях