Лента
05 августа 10:55
Все новости
Битва за металл: как Илон Маск спровоцировал никелевую лихорадку в Африке
Федеральное агентство новостей  / 

Ставка американских властей на развитие «зеленых» технологий подогрела интерес мирового бизнеса к электромобилям. Однако одна из главных сложностей производства нового транспорта — дорогие литий-ионные батареи. Еще несколько лет назад их стоимость достигала едва ли не половины цены всего электрокара.

Частично решить эту проблему могло бы увеличение добычи никеля, уверен основатель компании Tesla Илон Маск. Он призвал мировые компании нарастить разработку месторождений металла. На заявление миллиардера откликнулись многие африканские страны.

Международная редакция Федерального агентства новостей разобралась, что стоит за никелевой лихорадкой на Черном континенте и почему погоня за «легкими» деньгами может обернуться для местных компаний разорением.

Призыв Илона Маска

Рынок электромобилей растет уверенными темпами. Производство экологического транспорта подстегивает позиция американских властей – администрация президента Джо Байдена взяла курс на «озеленение» технологий.

Аналогичная ситуация в Европе и Азии.  Власти Великобритании рассчитывают, что страна полностью пересядет на электрокары к 2040 году. Китай с его миллиардным населением обещает сделать это к 2060 году.

Битва за металл: как Илон Маск спровоцировал никелевую лихорадку в Африке
pixabay.com  / stux

Уже совсем скоро спрос превысит предложение, считает основатель американской компании Tesla, один из мировых лидеров по производству электромобилей, Илон Маск. Но возможности промышленников сильно ограничены сложностью создания литий-ионных батарей. Для элементов питания требуется больше никеля, кобальта и лития.

«Никель – наша самая большая проблема для увеличения производства литий-ионных элементов», — написал еще в феврале Илон Маск в Twitter.

Миллиардер и ранее призывал добывать больше ресурса. Но очередное сообщение на эту тему подстегнуло рост его стоимости на мировых рынках. И, соответственно, желание ряда стран увеличить экспорт ценного металла. Согласно прогнозу Bloomberg New Energy Finance, к 2030 году спрос на никель вырастет в 14 раз.

Никелевая лихорадка

На африканском континенте уже есть мировой лидер по добыче кобальта, который также используется для создания энергетических элементов — Демократическая Республика Конго (ДРК). Однако западные компании отпугивают методы добычи металла в Африке.

Зачастую это кустарные рудники, на которых работают дети, что стало еще одной причиной, по которой предложенный для разработки Маском металл считается более перспективным ресурсом для производства батарей. Южная Африка готовится к никелевому буму.

Именно в этой части африканского континента изобильны залежи сульфидов, из которых добывается данный ресурс. Особенно богаты в этом плане районы заповедника Бушвельд в ЮАР и Великой дамбы в Зимбабве.

Президент последней Эммерсон Мнангагва делает ставку на предприятие «Кувимба майнинг Хаус», которое владеет шахтами Bindura Nickel Corp. Они приносят значительные доходы бюджету Зимбабве и продолжали работать даже когда мировой рынок не проявлял интерес к никелю.

Замбия решила возобновить добычу металла на историческом руднике Мунали. В соседней Ботсване, бывшая государственная компания BCL, которая уже пять лет находится в состоянии ликвидации, может скоро вернуться в бизнес.

В феврале власти африканского государства объявили, что наконец-то нашли покупателя для разорившейся медно-никелевой фирмы — канадская группа Premium Nickel Resources. Однако южноафриканский миллиардер Патрис Мотсепе и его компания African Rainbow Minerals group не попали под влияние никелевой лихорадки.

Такую же позицию выбрал российский производитель «Норникель», который сотрудничает с Мотсепе. Обе компании сократили производство, посчитав, что их не устраивают существующие рыночные условия.

Вмешательство Китая

Осторожное отношение к заявлениям Маска и росту цен на никель полностью оправдало себя. В феврале американский миллиардер после очередных призывов к повышению добычи металла написал в Twitter, что в будущем его компания может вообще отказаться от никеля в пользу других элементов.

А всего через месяц Tesla заключила контракт с компанией в Новой Каледонии по поставкам ценного ресурса из тихоокеанского региона прямо в США. Шанс на аналогичный договор с африканскими странами, которые наращивают добычу никеля, минимален.

Вскоре мощнейший удар по рынку нанес Китай. Крупнейший в мире производитель нержавеющей стали, компания Tsingshan Holding Group представила новую технологию производства никелевого штейна. Из него производители аккумуляторов получают вещество для создания электродов.

Кроме того, китайская корпорация намерена больше инвестировать в добычу никеля в Юго-Восточной Азии. Это важный фактор, учитывая, что двое из трех крупнейших компаний мира по производству батарей находятся в КНР. На фоне этих новостей всего за несколько дней стоимость металла на мировых биржах рухнула более чем на 20 процентов.

Африканские страны едва вступили в борьбу на перспективном рынке по добыче никеля, но уже терпят серьезные неудачи. Ведь основные потребители имеют своих надежных поставщиков. Мировые цены на ресурс снижаются. Так что даже значительный рост производства литий-ионных батарей вряд ли принесет компаниям из Зимбабве, Замбии или Ботсваны «легкие деньги», на которые они могли рассчитывать.

Вернуться назад

Комментировать
Рейтинг@Mail.ru