Майя Вукичевич, член парламентского комитета по евроинтеграции, известна своими критическими высказываниями в адрес Брюсселя за поддержку диктаторского режима президента Мило Джукановича и его «Демократической партии социалистов». После победы оппозиции на выборах она была избрана главой делегации Черногории в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).
В эксклюзивном интервью корреспонденту международной редакции Федерального агентства новостей депутат от «Демократического фронта» объяснила, почему Джуканович и его партия до сих пор оказывают серьезное влияние на ситуацию внутри страны, а внешнеполитический курс остается неизменным. Майя Вукичевич также рассказала о своей поддержке российской делегации в ПАСЕ и подчеркнула, что вместе с коллегами из «Демократического фронта» последовательно выступает за отмену антироссийских санкций и восстановление отношений с Российской Федерацией.
— Госпожа Вукичевич, как смена власти отразилась на процессе евроинтеграции Черногории?
— Власть в Черногории была сменена 30 августа, а новое правительство было избрано 4 декабря. Таким образом, прошло еще недостаточно времени для значительных перемен. На мой взгляд, мы все еще находимся там же, где и раньше, но я надеюсь, что последующие реформы ускорят наш путь в ЕС. Прежде всего, речь идет о Законе о прокуратуре, который призван обеспечить более эффективную борьбу с коррупцией и криминалом.
— В прошлом году вы критиковали Брюссель за поддержку диктаторского режима Джукановича. Цитирую: «необходимо, чтобы Европа претворила громкие слова в дела, или Brexit станет началом конца европейской мечты». Изменилось ли что-то в позиции Брюсселя — или Европа, выступая против смены главного специального прокурора Миливое Катнича, фактически продолжает поддерживать Джукановича?
— Да, вы правы, из наших рядов часто доносилась критика Евросоюза, точнее — европейской администрации, которая часто не понимает потребностей граждан Черногории. Я лично считаю, что они не понимают причин, по которым мы стремимся к изменению Закона о прокуратуре, ведь информация, которой оперируют в ЕС, не соответствует действительности и реалиям Черногории.
Несмотря на критику Брюсселя, наша партия выступает за наилучшие из возможных отношения и с Россией, и с Европой. Думаю, что можно найти баланс. Мы критиковали Евросоюз, который в то время активно поддерживал Джукановича. После смены власти Брюссель оказывал поддержку и новому правительству, но мы все еще не увидели со стороны ЕС понимания относительно необходимости определенных перемен в стране.

— Евросоюз предпочитает не замечать репрессий со стороны режима Джукановича, но разводит шумиху о «беззакониях Лукашенко» и вводит санкции против Белоруссии. Не видите ли вы в этом некоторого лицемерия?
— ЕС нередко демонстрировал двойные стандарты, к некоторым схожим ситуациям было различное отношение и подход. Я не могу сравнивать ситуации в Черногории и Белоруссии, поскольку ситуация в Белоруссии мне известна исключительно из медиа, информация в которых далеко не всегда достоверна. Однако режим Джукановича жестоко репрессировал граждан, которые были противниками его диктатуры — на что Европейский союз не реагировал должным образом.
— Есть ли, по вашему мнению, надежда на улучшение отношений между Подгорицей и Москвой?
— Я надеюсь, что Подгорица как можно скорее начнет работу над улучшением отношений с Россией. На недавней встрече с послом РФ господином Масленниковым мы как раз обсуждали этот вопрос. Моя позиция заключается в том, что санкции против России абсолютно не нужны и не несут никакой пользы Черногории — ни в вопросе евроинтеграции, ни в других сферах. Напротив, считаю, что они приносят вред, прежде всего в сфере экономики, и портят наши традиционно хорошие отношения.
Граждане, которые 30 августа голосовали за перемены, очевидно, не ожидали продолжения политики ДПС («Демократической партии социалистов» Мило Джукановича) и расширения санкций против Российской Федерации. Я убеждена, что для избирателей это стало неприятным сюрпризом. Мне непонятно, почему правительство их продлило, ведь очевидно, что это не приблизит нас к вступлению в Евросоюз.
— Как вы относитесь к предложению вице-спикера парламента Страхиньи Булайича сформировать парламентские группы дружбы между Скупщиной Черногории и Государственной Думой?
— Как депутат, полностью поддерживаю инициативу моего коллеги Страхиньи Булайича. Надеюсь, мы скоро приступим к официальной реализации данного проекта.
— Как вы думаете, почему Россия подвергается такой травле в Парламентской ассамблее Совета Европы?
— В январе я впервые участвовала на заседании ПАСЕ и наблюдала множество нападок на Россию. Разумеется, я поддержала российскую делегацию и голосовала против требования Украины лишить аккредитации ее представителей.
Считаю, что Совет Европы без России теряет свой смысл, ведь Российская Федерация — крупнейшее государство-член ПАСЕ, и ее вклад в работу этого органа огромен. Совет Европы не должен заниматься травлей России или любого другого государства в угоду политической повестке. Наоборот, следует быть открытым для всех, чтобы каждый мог высказать свое мнение. Я совершенно не понимаю, зачем устраивать подобные гонения против российской делегации в ПАСЕ.
— Может ли российская делегация рассчитывать на сотрудничество с вами в Европейском парламенте?
— Да, мы, конечно, будем рады сотрудничеству с коллегами из России.
— Президент Мило Джуканович продолжает блокировать законодательные инициативы. Почему ДПС все еще удается сохранять свое влияние?
— На мой взгляд, правительство недостаточно эффективно разобралось с остатками предыдущего режима и не произвело необходимые перемены. Главные рычаги власти в органах правосудия и прокуратуры все еще находятся в руках ДПС, как и значительная часть полиции. Наша партия поддержала новое правительство, но мы также часто его критикуем за недостаточно решительные действия в отношении бывшего режима. Как показали выборы в Никшиче, ДПС до сих пор не сломлена. Я считаю, что правительство должно приложить значительно больше усилий для искоренения старой системы.
— Как ДПС удалось показать такой результат? Связано ли это с тем, что, вопреки ожиданиям, избирательный список до сих пор не очищен от «мертвых душ», не проведена перепись населения?
— Да, и это будет одним из моих вопросов к министру внутренних дел на заседании парламента. Чтобы у нас были справедливые выборы, избирательный список должен быть очищен. Что касается переписи населения — она официально не отложена, пока речь идет о возможности отсрочки. Мы придерживаемся позиции, что перепись должна пройти в этом году, как это и предусмотрено законом.
— Почему движение URA («Объединенное реформистское действие»), наименьший из коалиционных партнеров, фактически диктует политику парламентского большинства и определяет внешнюю политику страны? Лидер движения Дритан Абазович в Европарламенте выступает с заявлениями о том, что Подгорица не собирается разворачивать свой курс в сторону России и Китая…
— Мы отреагировали на это высказывание господина Абазовича, ведь подобная риторика не приносит никакой пользы Черногории, а только ущерб нашей разрушенной экономике. На вопрос, почему URA, как наименьший коалиционный партнер, диктует значительную часть политики правительства и навязывает свою позицию, отвечу так: URA использовало свое политическое положение — поскольку их четыре голоса были решающими для победы над ДПС.
После выборов случилось немало подобных странных вещей… Нас как политический субъект с наибольшим числом депутатов внутри победившей коалиции, поставили перед выбором — или мы голосуем за новое правительство, в котором нам не позволили участвовать, или же ДПС остается у власти, чего мы никак не могли допустить. Поэтому мы, поддержав новое правительство, заявили, что ожидаем от него полного отстранения ДПС от власти — однако этого не произошло. Поэтому мы сейчас снова потребовали от правительства реализовать эту задачу. А что касается отношений с Россией — мы считаем, что можно иметь хорошие отношения и с РФ, и с ЕС одновременно…

— Но господин Абазович недавно фактически заявил, что тот, кто отступит от антироссийской политики, не может быть их партнером…
— Это его точка зрения. Заявление господина Абазовича никак не может повлиять на нашу позицию, которая остается неизменной. Считаю, что URA следует пересмотреть свои взгляды, ведь Россия — важный экономический партнер Черногории. Вместо того, чтобы руководствоваться узкими политическими мотивами, они должны проявить ответственность перед гражданами Черногории. Мы не можем игнорировать тот факт, что Россия и Китай — наши экономические партнеры, и не можем позволить себе роскошь быть с ними в плохих отношениях.
— Можно ли сказать, что это заявление Дритана Абазовича говорит о возможном распаде коалиционного правительства?
— Я надеюсь, что до этого не дойдет, ведь и руководство движения URA несет ответственность перед гражданами, которые голосовали против того, чтобы ДПС оставался у власти.