Лента
15 июня 14:56
Все новости
От амфибии до «гоблина»: фантастические летательные аппараты, построенные человеком
Федеральное агентство новостей  / 

В мире существует невероятное количество самолетов военного назначения. С помощью компьютерных технологий создаются виртуальные модели, которые делают процесс разработки летательных аппаратов проще. Но до того, как компьютерная техника плотно вошла в нашу жизнь, люди проектировали самолеты на бумаге, строили их и испытывали. Некоторые из них поражают воображение и очень напоминают детища японского режиссера Хаяо Миядзаки.

Telegram-канал «Крылья войны» рассказывает о самых причудливых летательных аппаратах и их прототипах.

ВВА-14

Что бы значила эта аббревиатура? ВВА-14 — вертикально-взлетающая амфибия. Имея вид страшного доисторического животного и несуразную конструкцию, самолет был способен покорить кого угодно, но…

ВВА-14 — это экспериментальный советский аппарат, разработанный итальянцем Робертом Бартини, который уехал из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Создавалась машина для борьбы с подводными лодками. На амфибию предполагалось установить 12 подъемных двигателей и 2 маршевых. Самолет мог садиться как на воду, используя поплавки, так и на сушу, для чего он также был оснащен колесными шасси.

Из-за задержки поставки двигателей в 1972 году были начаты испытания только с маршевыми двигателями, а это значило, что самолет пока не мог взлетать и приземляться вертикально. Было выполнено 107 полетов на этом чудном воздушном судне.

Увы, смелая инженерная задумка так и не была полностью воплощена в реальность. После смерти Бартини один ВВА-14 переделали под экранолет, теперь его корпус находится в подмосковном Монино. А корпус его «брата» заканчивает свой век в ТАНТК им. Г. М. Бериева в Таганроге.

Curtiss-Wright VZ-7

Этот необычный летательный аппарат называли «летающим джипом» и он также имел функцию вертикального взлета и посадки. Судно разрабатывалось в 1958 году для испытаний в интересах ВВС США.

Авиаконструкторы в полной мере попытались выполнить требования заказчика и сделать простую конструкцию. Она должна была легко обслуживаться и транспортироваться в грузовике. Получился по сути вертолет с четырьмя винтами, которые приводились в движение турбовинтовым двигателем. Испытания показали стабильность работы аппарата в воздухе. Он мог брать на борт пассажира или около 100 кг груза.

Джипом «вертолет» прозвали, потому как он являлся первой попыткой ВС США создать летающий автомобиль. Но как бы заманчиво конструкция ни выглядела, она была смертельной ловушкой, так как ее роторы не были защищены.

Впоследствии военные отказались от использования VZ-7. В 1960 году они вернули два аппарата фирме-производителю. Машина не оправдала надежд армии: при массе около 1 тонны, она могла разгоняться лишь до 50 км/ч и подниматься на высоту в 60 метров.

Hughes H4 Hercules

Чем удивительна эта летающая конструкция, кроме наличия восьми винтовых двигателей? Она вошла в историю как самая большая летающая лодка с рекордным и по сей день размахом крыла в 98 метров.

В период Второй мировой войны немецкие субмарины терроризировали торговый флот. Всего за 7 месяцев 1942 года они потопили около 700 различных кораблей. На море было небезопасно — и это послужило толчком к созданию «Геркулеса», который мог бы защитить грузы и людей от гибели, переправляя их по воздуху.

Кораблестроитель Генри Кайзер предложил создать проект летающей лодки, а миллиардер и по совместительству авиаконструктор Говард Хьюз решил воплотить эту идею в реальность.

В фюзеляже такой махины могли поместиться более 700 солдат с оружием и около 60 тонн груза. Самолет было необходимо построить с минимальными затратами сырья, поэтому главным материалом стало дерево. «Геркулесу» дали прозвище «еловый гусь». Предполагалось, что он будет перебрасывать войска и грузы в Европу. Строительство самолета было начато в 1943 году, а завершилось в 1947-м.

Свой первый и последний полет летающая лодка совершила 2 ноября 1947 года. Геркулес пролетел 2 километра вдоль побережья Лос-Анджелеса на высоте 21 метр. После этого он сразу стал музейным экспонатом: к сожалению, машина оказалась уже никому не нужной.

Northrop Tacit Blue

Этот странный летательный аппарат получил прозвище «летающий кирпич». Целью создания прототипа самолета являлось внедрение технологии снижения заметности. Летательный аппарат должен был находиться над территорией боевых действий невидимо для противника и вести разведку. Работы проводились в строжайшей тайне под нейтральным названием Tacit Blue, чтобы не было возможности найти какие-то зацепки.

Разработка секретной машины была поручена компании Northrop, которая славилась созданием необычных самолетов. К слову, наработки при проектировании «Синего молчуна» впоследствии были использованы в новых самолетах и в частности в работе над стратегическим бомбардировщиком B-2 Spirit.

Машина была исключительно экспериментальной и не планировалась к вводу в серийное производство, поэтому на ней хорошенько «отыгрались» и воплотили в жизнь большое количество нестандартных решений. Широкое применение идей привело к такому необычному и даже странному внешнему виду, который полностью устраивал по своей малозаметности.

Впрочем, требуемую устойчивость в воздухе обеспечить он не мог, из-за чего была введена цифровая электродистанционная система управления, которая должна была следить за устойчивостью «Синего молчуна». Тем не менее один из создателей самолета — конструктор Джон Кэшен — утверждал, что это было самое неустойчивое судно из всех, которые человек поднимал в воздух.

Свой первый полет Tacit Blue совершил еще в 1982 году и налетал 250 часов в рамках испытаний, которые продолжались в течение трех лет.

Мир узнал о существовании необычного аппарата только в 1996 году, когда он безнадежно устарел. «Синий молчун» завершил тренировки в 1985-м, а затем долгое время стоял на хранении, пока не был частично рассекречен и передан в Национальный музей Военно-воздушных сил США. Там он находится и по сей день.

Williams X-Jet

Думаете, только Баба-яга из сказок передвигалась в ступе? Нет! Летательный аппарат Williams X-Jet представлял собой одноместный самолет вертикального взлета и посадки (СВВП). Прозвали сие чудо техники «летающей кафедрой» — аппарат не имел аэродинамических поверхностей. Управление осуществлялось за счет отклонения корпуса пилота в ту или иную сторону, балансирования и изменения мощности двигателя. К слову, турбовентиляторный мотор Williams F107 был закреплен вертикально, за счет чего аппарат и поднимался в воздух.

«Летающая кафедра» могла двигаться в любом направлении, зависать, вращаться вокруг своей оси, резко ускоряться и т. д. Аппарат мог развивать скорость до 100 км/ч и находиться в воздухе чуть меньше часа.

В 1980-х годах армия Соединенных Штатов, конечно, оценила такую необычную технику, но тут же признала, что она уступает вертолетам и небольшим беспилотникам. Поэтому проект был прекращен.

Vought V-173 Flying Pancake

Имя этого плоского летательного аппарата можно перевести как «летающий блин» или «летающая лепешка». Это экспериментальный самолет, который был спроектирован авиационным инженером Чарльзом Циммерманом в 1940-х годах.

В основе самолета лежала бескрылая рама закругленной формы. Такая конструкция предназначалась для минимального лобового сопротивления и улучшения подъемной силы. На «носу» конструкции, по видению Циммермана, должны были располагаться двигатели. Чтобы обеспечить тонкий передний профиль при сохранении максимальной аэродинамической эффективности, в кабине нужно было находиться лежа на животе.

В 1937 году Циммерман начал работать в компании Vought в качестве консультанта и привез с собой свою концепцию. Ему была предоставлена ​​конструкция более крупной испытательной платформы с электрическим приводом и дистанционным управлением, получившей обозначение V-162.

Необычный летательный аппарат вызвал интерес у ВМС США, что гарантировало контракт на разработку полномасштабного демонстратора, который затем был назван V-173.

Аппарат взял форму предшественника, а вот положение пилота заменили на более привычное — вертикальное. Конструкция планера была в основном деревянной с тканевой обшивкой. Мощность обеспечивалась парой горизонтально-оппозитных 4-цилиндровых двигателей с трехлопастными винтами.

Во время испытаний прототип продемонстрировал отличные характеристики и управляемость на коротких дистанциях, но ему не хватало необходимых свойств истребителя. Только в пикировании он мог развивать скорость в 225 км/ч. Затем были внесены еще некоторые изменения и ВМС США настолько заинтересовались, что был согласован прототип военной версии, который впоследствии назвали Vought XF5U-1.

V-173 выполнил в общей сложности от 190 до 200 испытательных полетов, которые завершились весной 1947 года. Единственный прототип V-173 хранится в музее при Смитсоновском институте.

McDonnell XF-85 Goblin

По виду несуразный реактивный самолет создавался таким, чтобы поместиться внутрь бомбардировщика Convair B-36 и служить истребителем сопровождения.

Разработать судно вызвалась молодая на тот момент компания «McDonnell». Она предложила ВВС США несколько проектов. В результате выбрали вариант, который предусматривал внутреннюю подвеску для боезапаса.

Габариты истребителя были строго ограничены бомбоотсеком бомбардировщика, поэтому длина «Гоблина» составляла всего 4,5 метра. Оборудование и топливо размещалось в фюзеляже, так как крыло было тонким. Также у самолета отсутствовали стойки шасси. Вместо них были полозья для аварийной посадки. Маленькая кабина самолета обуславливала требования к летчикам — не выше 172 см.

Несмотря на маленькие габариты самолета, в него умудрились поместить систему подачи кислорода высокого давления, катапультируемое кресло, обогрев, наддув и герметизацию кабины. Также «Гоблин» снабжался углекислотной системой пожаротушения. Двигатель располагался в носовой части самолета.

23 августа 1948 года несуразный истребитель впервые запустили с бомбардировщика Boeing ЕВ-29В. По своим характеристикам XF-85 был лучше современников, но достаточно сложен в управлении, поэтому пилотировать его мог не каждый.

С появлением возможности дозаправки в воздухе такие истребители, как XF-85, стали не нужны. Впоследствии два прототипа были куплены музеями.

Boeing X-48

Необычный беспилотный летательный аппарат схемы BWB (Blended Wing Body — «летающее крыло») разработала компания Boeing совместно с NASA и ВВС США.

Концепция летающего крыла исследовалась еще в 90-х годах XX века компанией McDonnell Douglas, которая впоследствии слилась с корпорацией Boeing. Схема BWB является менее топливозатратной и более надежной по сравнению с привычными самолетами.

Существуют 3 модификации прототипа этого беспилотника:

  • X-48A — базовая модель, разработка которой была приостановлена после отказа правительства США финансировать проект;
  • X-48B — модернизированный проект компании Boeing совместно с британской фирмой Cranfield Aerospace в масштабе 8,5%;
  • X-48С — версия X-48B с двумя двигателями.

При создании БПЛА были использованы композитные материалы и установлены 3 (или 2) турбореактивных двигателя. Они проходили наземные и летные испытания, в ходе которых проводились исследования летных характеристик самолетов со смешанным крылом. Также анализировалась целостность систем самолета, телеметрия и каналы связи, программное обеспечение управления полетом и характеристики руления и взлета.

БПЛА управлялись оператором с земли с помощью пульта дистанционного управления и видеокамеры, установленной на летательных аппаратах.

Внутренние пространства предполагаемого полноразмерного самолета позволят размещать на его борту мощную вычислительную технику для управления армией. Это позволило бы создавать многофункциональные воздушные командные пункты, способные вести управление одновременно воздушным, морским и наземным контингентом.

К сожалению, новых данных касаемо этих красивых машин сейчас крайне мало. Очень интересно, ждет ли их светлое будущее. Возможно, скоро мы это узнаем.

Существует еще немало удивительных летательных аппаратов, кроме тех, о которых написано выше. Но не всем из них было суждено пойти в производство. Часть их безвозвратно утеряна, часть выставлена в музее. Хотелось бы, чтобы к такого рода истории относились с уважением и берегли, и чтобы все желающие могли увидеть своими глазами детища инженеров, авиаконструкторов и прочих причастных к созданию удивительных чудес авиации.

Вернуться назад

1 комментарий
Рейтинг@Mail.ru