В Конгресс США внесен законопроект, который предусматривает бюджетные ассигнования в размере 2 млрд долларов на охрану здания Капитолия в Вашингтоне. Предложенные меры безопасности включают постоянный забор вокруг здания, наем нескольких сотен новых кадровых сотрудников службы охраны, а также привлечение в случае опасности нацгвардии и полиции округа Колумбия для подавления беспорядков.
Почему же конгрессмены США вдруг обеспокоились мерами безопасности? Ведь, казалось бы, победа демократов на прошедших выборах была признана «убедительной и безоговорочной»? На самом деле нет: как убедился обозреватель ФАН, дело обстоит ровно наоборот.
Страх повторения 6 января
Планируемые конгрессменами меры для Капитолия в первую очередь учитывают опыт событий 6 января 2021 года, когда толпа наполовину провокаторов, наполовину искренних сторонников бывшего президента Дональда Трампа взяла это федеральное здание штурмом, после чего провела несколько часов в помещениях Конгресса и в личном кабинете спикера Нэнси Пелоси. Законопроект базируется на отчете рабочей группы, возглавляемой отставным генерал-лейтенантом Расселом Оноре, который был назначен Пелоси для сбора информации о сбоях и недостатках системы безопасности Капитолия во время январских событий. Правда, Оноре в своем расследовании пошел дальше, не только указав на ошибки службы безопасности, но и составив целый ряд рекомендаций по улучшению ее работы. Его план включает постройку постоянного двухметрового забора по периметру Капитолия, а также создание переносных ограждений на особо «опасных» участках. За безопасностью Капитолия должны будут следить сотни новых сотрудников СБ, которых в случае опасности смогут усиливать нацгвардия США. Особые подразделения военной полиции, ориентированные на подавление беспорядков, предлагается отдельно создать в структуре нацгвардии столичного округа Колумбия, чтобы задействовать их в случае обострения обстановки. В сложной ситуации они должны деблокировать полицейские силы Капитолия, которые также предлагается усилить за счет найма нескольких сотен офицеров. Кроме того, план Оноре включает в себя агентурную и разведывательную работу по пресечению беспорядков. В частности, в нем содержатся рекомендации по предоставлению дополнительных полномочий для окружной полиции, установке дополнительных систем видеонаблюдения, контролю радиочастот и интернет-трафика, а также по улучшению сбора разведывательной и агентурной информации для нужд полицейских сил Капитолия. По совокупности предложенные демократическим большинством в Конгрессе меры скорее напоминают план защиты укрепленной крепости, готовой выдержать многомесячную осаду, нежели защиту государственного здания в демократической стране. Неудивительно, что план Пелоси, исполнителем которого выступил Оноре, уже вызвал резкую критику республиканцев в Конгрессе, которые обосновано увидели в этом совсем иную подоплеку.
Неустойчивое равновесие
Стоит отметить, что нынешнее большинство демократов в Конгрессе - отнюдь не подавляющее. На сегодняшний день они имеют в Палате представителей простое большинство в 219 голосов против 211 у республиканцев. Однако прошлогодняя победа Джо Байдена над Дональдом Трампом, последним аккордом которой как раз и стали события 6 января, явно дала демократам ощущение политической вседозволенности. В частности, практически одновременно с законопроектом об усилении охраны Капитолия в Конгрессе был зарегистрирован другой проект закона - об изгнании из Палаты представителей республиканца из Джорджии Марджори Тейлор Грин. Законопроект был внесен конгрессменом-демократом Джимми Гомесом 19 марта на заседании палаты. Будучи ярой сторонницей Трампа, Грин может стать первым примером «демократии только для демократов», когда законно избранного конгрессмена - точнее, конгрессвумен - насильно лишают мандата вопреки воле его избирателей. Формально такая норма существовала в законе давно - для этого было необходимо набрать 2/3 голосов конгрессменов и представить убедительные доказательства совершения преступления или правонарушения со стороны обвиняемого конгрессмена. Однако проблема с Грин в том, что «шить» ей абсолютно нечего: к ее «преступлениям» отнесли табличку рядом с дверью ее офиса в Капитолии, на которой написано: «Есть лишь два пола - мужской и женский», что сочли гомофобией и оскорблением. Еще одно «преступление» Грин - ее поддержка оспаривания назначения выборщиков от нескольких штатов при подведении итогов президентских выборов 7 января, сразу вслед за событиями у стен Капитолия.
В действительности понятно, что Грин пытаются изгнать из Конгресса исключительно за ее политическую позицию, в рамках которой она противопоставила себя не только демократам, но и пошедшей на соглашательство верхушке Республиканской партии. Ведь в Палате представителей этого созыва даже среди республиканцев сторонники Трампа оказались в меньшинстве, а десять конгрессменов-республиканцев во главе с главой фракции Элизабет Чейни и вовсе проголосовали за импичмент Трампа за неделю до окончания его президентского срока в 2021 году. Нетрудно понять, что «прецедент Грин» вполне может создать практику расправы с неугодными, которая на наших глазах превращает современную американскую демократию в дешевый фарс. А в ситуации невозможности решения политических противоречий в парламенте они неизбежно будут решаться на улице, причем совсем другими методами. Именно поэтому законопроекты об изгнании конгрессвумен Марджори Тейлор Грини и усилении мер по охране Капитолия были внесены для рассмотрения в один и тот же день. Они взаимосвязаны.