Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Технологии
Школьники представили Путину космический спутник весом один килограмм
Общество
Дорогое удовольствие: рынок ОСАГО спасет только повышение тарифов
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Дорогое удовольствие: рынок ОСАГО спасет только повышение тарифов

    14:18  12 Ноября 2014  /обновлено: 20:35  27 Октября 2015
    1194

    Рынок ОСАГО спасет только повышение тарифов

    Повышение базового тарифа ОСАГО, воспринятое населением с пониманием, оказалось недостаточным: оно способно лишь ненадолго удержать рынок автострахования от краха, считают эксперты. Выход из ситуации они видят в повышении лимитов страхования жизни и здоровья — и в удешевлении автосервиса. 1 октября 2014 года вступили в силу новые тарифы на автогражданское страхование, причем они выросли на 23–30% процентов. В связи с существенным увеличением предельных сумм выплат по ОСАГО Центробанк утвердил увеличение базового тарифа, который до этого не пересматривался ни разу.

    Страхуем себе в убыток

    ОСАГО существует 11 лет, и впервые в этом году рынок этого обязательного для автомобилистов страхового продукта подошел к порогу стопроцентной убыточности, свидетельствуют эксперты страховых компаний. Появилась стойкая тенденция по сворачиванию бизнеса крупными страховыми компаниями в регионах и появлению мелких мошеннических фирм. В ответ на ухудшение страхового климата и изменения экономических условий в этом году поэтапно были введены изменения в закон об ОСАГО. Первые итоги многочисленных изменений на рынке автогражданки подвели в Москве за круглым столом эксперты в области автострахования и парламентарии, сообщает корреспондент Федерального агентства новостей. «В 2014 году, по нашим подсчетам, убыточность рынка ОСАГО могла составить 107%, а в следующем - 138%, если бы не произошло этого повышения, - сообщила заместитель директора департамента рейтингов рейтингового агентства "Эксперт РА" Наталья Данзурун. - Если не произойдет синхронное повышение тарифов по жизни и здоровью, то кризис отрасли будет продолжаться». По данным агентства, в 2013 году в 23 регионах убыточность превысила 100%. На первом месте – Камчатский край, Амурская, Ульяновская и Мурманская области. «Там многое зависит от судебной практики: насколько судьи склонны решать вопросы в пользу застрахованных при любых обстоятельствах, - пояснила Данзурун. - В условиях повышения тарифов убыточность, превышающая 100%, будет иметь место в 50 регионах, тут повлияет то, что первые девять месяцев 2014 года ситуация на рынке ОСАГО продолжала усугубляться. Дальнейшее положение будет зависеть от того, как изменятся территориальные поправочные коэффициенты и насколько будет поднят тариф весной будущего года. По нашим расчетам, в 63 регионах необходимо повысить поправочные коэффициенты». Если бы тариф не был повышен, рентабельность автогражданки была бы отрицательной, а уровень нетто-убыточности превысил бы показатель 107-109%, считает управляющий партнер компании Akteon Asset Management Андрей Кинякин. «Мы бы увидели дальнейший уход надежных страховщиков из регионов, усиление демпинга со стороны компаний-однодневок, увеличение мошеннических схем, - считает эксперт. - Таким образом, купить полис в целом ряде субъектов РФ можно было бы лишь у недобросовестных компаний, которые не собираются выплачивать страховые премии, а отрасль столкнулась бы с заметным снижением объема выплат и дискредитацию автострахования».

    Для клиентов - дорого, для рынка - недостаточно

    Глава Экспертного совета по страховому законодательству Госдумы РФ Александр Коваль считает, что повышение базового тарифа ОСАГО является недостаточным, оно лишь ненадолго удержит рынок автострахования от краха. Кроме того, в его основе лежат непрозрачные расчеты. «Финансовые проблемы захлестнули страховщиков. Тарифа явно не хватало для покрытия убытков, в результате крупные страховщики вынуждены были сокращать продажи полисов, навязывать дополнительные страховки. Но данный тариф – это скрещивание актуальной математики и социальной политики. Для меня очевидно, что до изменений в законе, увеличивающих страховые суммы, рынок работал на пределе». Коваль также заметил, что расчеты, лежащие в основе полученного повышения тарифа, он считает недостаточно прозрачными. По его мнению, не были учтены увеличившиеся страховые суммы, курсовые колебания, в результате которых значительно подорожали запчасти для ремонта иномарок. Увеличились суммы выплат по европротоколу, растет региональный коэффициент, основанный на риске попадания в ДТП. «Я полагаю, что здесь вычисление шло от обратного: определили, что надо поднять на 23-30%, и все вычисления под это подогнали. В итоге никому не стало лучше – ни страховщикам, ни страхователям, - считает парламентарий. - По нашим расчетам, тариф надо было увеличить на 68%, а не на 23% - это был бы адекватный тариф». Главную проблему стагнации рынка обязательного автострахования научный руководитель исследовательского центра "ВВП" Саид Гафуров видит в части растущих страховых выплат: «Мы имеем очень дорогой автосервис. Рыночные механизмы не ведут к снижению издержек. Нам нужен более дешевый автосервис. Региональные коэффициенты должны учитывать разную стоимость запчастей и нормо-часа в разных регионах». Эксперт посетовал, что повышенный тариф, тем не менее, не учитывает риски и издержки страховых компаний. Опираясь на результаты соцопросов, эксперты считают, что увеличение тарифа ОСАГО в целом было воспринято населением с пониманием. Повышение тарифов необходимо самим автомобилистам, считают они. 91% опрошенных автолюбителей в регионах считают, что полис ОСАГО необходим, 53% опрошенных видят объективные причины для повышения тарифов – такие данные привел директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. На фоне инфляции увеличение стоимости страховки оказалось почти незаметным, особенно для владельцев дорогих авто, почти всегда покупающих и КАСКО. По мнению участников круглого стола, возобновление государством программы утилизации будет способствовать повышению объема продаж недорогих отечественных автомобилей и, как следствие, приведет к росту продаж полисов ОСАГО. Но самым важным для стабилизации отрасли должно стать повышение лимитов страхования жизни и здоровья, считает Александр Коваль. В соответствии с этим будут еще раз скорректированы тарифы. Он выразил надежду на гибкую корректировку и региональных поправочных коэффициентов, с учетом среднего дохода граждан. В этом - залог доступности автострахования. Екатерина Чалова

    Автор: Екатерина Чалова
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях