Лента
03 декабря 13:30
Все новости
Рейтинг антироссийских СМИ. Выпуск 60
 / 

ФАН представляет 60-й выпуск рейтинга СМИ, активно раскручивающих антироссийскую повестку. В этом выпуске: доля пострадавших от вызванного коронавирусом кризиса российских потребителей превысила среднемировую, Россия вошла в список продуктовых «горячих точек», «Аэрофлот» прекратит полеты в 26 городов страны. Подробнее об этих вбросах — в нашем материале.

Итоги недели

По итогу недели лидерство в рейтинге удерживает «МБХ медиа» (59 текстов антироссийской направленности), связанное с беглым олигархом Михаилом Ходорковским. «Эхо Москвы» со своими 55 текстами заняло вторую строчку. «Новая газета» (50 текстов) вернула себе третье место.

Напомним, фейк — это мистификация или намеренное распространение в инфопространстве фальшивых новостей, которые не соответствуют действительности.

Продуктовые «горячие точки»

Один из самых заметных вбросов недели был организован западными СМИ. Так, Bloomberg составил список стран, где рост цен на продукты «вызывает особое беспокойство». В список этих «горячих точек» попали Россия, Индия, Бразилия, Турция и Нигерия. По мнению издания, мировые цены на продовольствие достигли максимума за шесть лет. И что наиболее серьезные последствия роста цен можно будет наблюдать именно в «горячих точках».

Этот вброс, само собой, подхватили и отечественные либеральные СМИ, в том числе РБК, Росбалт, Коммерсантъ, «Эхо Москвы» и Znak.

По мнению Минэкономразвития, подобная аналитика носит спекулятивный характер.

«Росстат, Минэкономразвития совместно с ФНС ведут оперативный мониторинг цен на продукты, что позволяет своевременно отслеживать колебание и влияние роста мировых цен на внутренние. Правительство сосредоточено в целом на экономических инструментах, чтобы снижать влияние роста мировых цен на внутренние, а также на адресных мерах поддержки производителей в регионах», — говорится в сообщении ведомства.

В то же время Минпромторг РФ сообщил, что серьезных предпосылок для резкой ценовой разбалансировки рынка нет.

«Дефицит продуктов на полках российских магазинов полностью исключен, фундаментальных предпосылок для резкой разбалансировки рынка в ценовом плане также нет — у российского правительства достаточно инструментов, чтобы вовремя отреагировать, если ситуация будет этого требовать», — сообщили в ведомстве.

В министерстве добавили, что Россия обладает развитой и диверсифицированной системой торговли. Кроме того, этот вброс прокомментировали и в Минсельхозе РФ. Ведомство не считает возможным скачкообразный рост цен на продукты в России.

Рейтинг антироссийских СМИ. Выпуск 60

Больше, чем в мире

Еще один любопытный вброс по результатам исследования NielsenIQ, на которое ссылается газета «Коммерсантъ». Так, все больше россиян ощущают на своих доходах негативный эффект последствий пандемии COVID-19. С сентября по январь доля таких потребителей почти удвоилась и достигла 53%. Таким образом, как нас уверяют, она превысила среднемировое значение в 46%.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков выразил несогласие с исследованием NielsenIQ. В то же время в Кремле согласны с тем, что люди во всем мире почувствовали изменения своих доходов в худшую сторону.

«С тем, что в России это якобы более острая проблема, чем в других странах, мы не согласны», — сказал Песков.

Рейтинг антироссийских СМИ. Выпуск 60

Отмена полетов

Как сообщают «Известия», авиакомпания «Аэрофлот» в этом году прекратит полеты в 26 российских городов (46% ее внутренних направлений). «Аэрофлот» якобы перестанет выполнять рейсы в мае-августе.

В свою очередь «Аэрофлот» опроверг информацию о сокращении 26 внутренних рейсов в 2021 году.

«Информация о прекращении полетов «Аэрофлота» в 26 российских пунктов не соответствует действительности. Делать такие выводы по данным собственного анализа системы бронирования несерьезно», — заявили в пресс-службе компании.

Сообщается, что данных о маршрутной сети в 2021 году пока нет. Решение будет приниматься по каждому направлению отдельно.

Рейтинг антироссийских СМИ. Выпуск 60

Мнение экспертов

Эксперт фонда «Народная дипломатия» Сергей Простаков обратил внимание, что два фейка основаны просто на лжи, а один — на статистике. Тем не менее все они касаются благополучия граждан страны и могут вызвать серьезный резонанс.

«Авиасообщение для такой обширной страны, как Россия — это вопрос жизни и смерти целых регионов и всего государства. Давно известно о планах «Аэрофлота» перераспределить рынок своих авиаперевозок со своими дочерними компаниями, недавно создана авиакомпания «Аврора» с участием дальневосточных регионов, ориентированная на перевозки в их пределах. Кроме того, происходит переход на новые стандарты в аэронавигации в российских аэропортах, что вносит свою долю в картину авиасообщений в стране. Тем не менее никаких данных о том, что какой-то из этих факторов отразится на авиадоступности хотя бы одного российского города, нет», — пояснил Сергей Простаков.

По его словам, исследование NielsenIQ вызывает много вопросов по методике и репрезентативности. Трудно спорить с тем, что пандемия негативно сказалась на очень большом количестве граждан России. Однако в мире было больше куда более неблагополучных, чем Россия, стран относительно коронавирусной повестки. И сравнивать доходы в странах с разной покупательной способностью населения и доступностью разных видов товаров тяжело. Поэтому совершенно оправданным выглядит недоверие к подобным исследованиям.

«Фейк с обещаниями чуть ли не «голодных бунтов» в России выглядит самой наглой из рассматриваемых информационных провокаций. Сельское хозяйство страны показало неплохие результаты даже при неблагоприятных климатических условиях прошедшего сезона. И говорить об угрозе продовольственной безопасности России никак нельзя. Цены же на продовольствие растут во всем мире, и к ним, действительно, нужно внимание властей для поддержания конкурентоспособности отечественных компаний. Но это уже другая проблема, не имеющая ничего общего с обеспечением продуктами граждан страны», — заключил Се

Публицист, политический аналитик Юрий Голубь обратил внимание, что официальные данные Росстата подтверждают падение реальных доходов россиян. В то же время выделение каких-то особых «продуктовых горячих точек» — большое лукавство. Включение России в этот список — скорее, выдача желаемого за действительное.

«Разумеется, если россиянам и грозит дефицит, то только искусственный — раздуваемый фейками о нехватке тех или иных продуктов. Снижение покупательной способности очень тяжело сказывается и на социальном климате, и на экономике. В то же время меры, предпринимаемые государством при всей их спорности, дают определенный эффект. Так, введение экспортных пошлин на зерно уже серьезно снизило его цену на внутреннем рынке. Да, регулирование цен — это не панацея, и все-таки в экстренных ситуациях государство должно идти на этот шаг, что мы и видим в стремлении договориться с производителями и розничными сетями, поддержать субсидиями мукомолов, хлебопеков — тех, кто выпускает стратегически значимые продукты», — пояснил Юрий Голубь.

По его словам, нет смысла приукрашивать действительность — она очень непростая. И все-таки нет никаких оснований утверждать. что ситуация может выйти из-под контроля.

«Кстати, передача «Аэрофлотом» эстафеты «России» и «Победе» — хороший пример приспособления к кризису. Да, определенной долей комфорта придется пожертвовать, и все же ключевая задача — сохранение мобильности население и выживание авиаотрасли в трудный период — будет выполнена», — заключил аналитик.

Вернуться назад
7 комментариев
Какой вопрос вы задали бы Владимиру Путину?
Написать