Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Русскую словесность будут преподавать по-советски

Русскую словесность будут преподавать по-советски

9:57  11 Ноября 2014
666

Русскую словесность будут преподавать по-советски

Москва, 11 ноября. Советский опыт преподавания гуманитарных предметов, отличавшийся изучением глубинных смыслов литературных произведений, применят и в российских школах. Проект концепции школьного филологического образования призван вернуть русскому языку и литературе особый статус — и увеличить количество часов преподавания этих предметов. На пензенском форуме 15 октября президент России Владимир Путин потребовал от Минобрнауки «восстановить единство образовательного пространства в стране». И если в области преподавания школьного курса математики и истории федеральные образовательные стандарты (ФГОС) усилиями экспертного сообщества уже конкретизированы «опорными» темами, то программа словесности пока еще находится в проектном состоянии концепции. В рамках круглого стола на тему «Итоги обсуждения концепции школьного филологического образования», состоявшегося 10 ноября в Общественной палате, эксперты внесли в документ завершающие правки и намерены в ближайшие месяцы представить окончательную версию проекта на рассмотрение Минобрнауки. Председатель Ассоциации учителей литературы и русского языка, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образования Людмила Дудова отметила, что в результате необдуманных реформ качество преподавания гуманитарных предметов серьезно ухудшилось, что дети практически потеряли культуру чтения, что "привело к изменению и всей языковой ситуации в стране». Поэтому разрабатываемая экспертным педагогическим сообществом программа школьного филологического образования подоспела как нельзя кстати. «Именно филологическое образование формирует языковую личность, влияет на формирование ментальности и национально-культурной идентичности носителей языка, а также создает условия для личностного развития и самореализации духовно-нравственного совершенства личности», — подчеркнула эксперт. Многие критики пытались доказать, что концепция школьного филологического образования идет вразрез с ФГОС, однако авторы документа утверждают, что именно готовящаяся программа сгладит существующие в сегодняшнем преподавании словесности в школе перекосы от ускоренно внедренного образовательного стандарта. Как указано в самой концепции, программы преподавания разделенных предметов «Русский язык» и «Литература» должны опираться на российские педагогические традиции. «Мы рассматриваем концепцию как систему согласованных в экспертном сообществе подходов к изучению русского языка и литературы на этапе основной и старшей школы в условиях введения ФГОС. При этом мы исходили из особого статуса этих предметов, которые, с одной стороны, дают основы лингвистики и литературоведения и все, что связано с работой со словом, — отметила Дудова, — а с другой стороны, русский язык является тем самым инструментом, без качественного освоения которого невозможно постигать другие предметные области». По ее мнению, двойственная роль этих предметов и создает сложности в обсуждении. В то же время эксперт подчеркнула, что преподавание в школе в рамках предлагаемых методик должно быть «ориентировано на ценностно-смысловое восприятие русского языка, отражающего национальные идеи и представления о них». Нельзя допустить, чтобы школьники изучали родной язык «только как инструмент для формирования функциональной грамотности», уверена Дудова. Эксперты намерены вернуться к советской практике преподавания, когда учеников учили разбираться в смысловой природе чтения художественного произведения, а «не подменять труд и творчество читателя работой с информационной стратегией». «В отечественной традиции глубинное изучение смыслов художественного произведения было уникальной особенностью школьной филологии, и в этом наше глубокое отличие от зарубежных школ», — подчеркнула Людмила Дудова. Для реализации поставленных в Концепции задач эксперты считают необходимым зафиксировать в проекте документа значительное увеличение в рамках учебного плана количества часов для изучения русского языка и литературы. Особенно ожесточенные споры вызвал список литературных произведений для изучения в школе. Либерально настроенные критики предлагали убрать из перечня Чернышевского, Радищева, избавив курс от «депрессивных тем», добавив при этом более «современные» и «жизнеутверждающие» произведения Стругацких, Ремезова и др. Большинство же авторов концепции приводили аргументы в пользу «проверенных временем» произведений и недопустимости эклектики. В частности, заслуженный учитель РФ Ольга Зайцева отметила, что без произведений Чернышевского не будет понятна вся последующая логика исторического развития российского общества. Также она отмела подозрения критиков, что авторы концепции пытаются навязать единый учебник по словесным дисциплинам: «Концепция, которая имеет рекомендательный характер, достаточно проработана, и поэтому должна быть положена в основу обязательной программы по русскому языку и литературе, однако одного учебника по реализации данной программы быть не должно». Это, по мнению эксперта, просто очевидно, поскольку универсальный учебник не сможет отразить многообразие и сложность литературного процесса. Именно вариативность в обучении, но при едином образовательном ядре, позволит нормально усваивать филологические школьные предметы. Подводя итоги дискуссии, Людмила Дудова отметила, что реализация концепции позволит развернуть филологическое образование от сервисно-рыночной модели к нравственности и духовности, послужит «защитой от антипедагогических и научно необоснованных экспериментов и волюнтаризма в системе школьного образования». Сергей Бендин

Алексей Громов
Новости партнеров

mediametrics