Лента
26 сентября 05:59
Все новости


Цены на недвижимость и продукты растут непропорционально доходам населения. Льготная ипотека теперь уже не кажется столь привлекательной, а продуктовая корзина не руки отягощает, а бьет по карману потребителя. Как льготная ипотека вызвала взрывной подъем стоимости жилья? Можно ли его сдержать? Почему мировые цены на зерно падают, а хлеб на наших прилавках дорожает? Насколько обоснованы обвинения в адрес ритейлеров в искусственной накрутке стоимости? Эти вопросы обсудили аграрии, представители ритейла и рынка недвижимости в ходе пресс-конференции, организованной Медиагруппой «Патриот» и ФАН.

 

Льготная ипотека по заоблачным ценам

С начала пандемии рынок недвижимости замер в ожидании кризиса. Но помощь подоспела. Государство ввело программу льготного ипотечного кредитования. С одной стороны, эта мера сработала. Россияне решили воспользоваться шансом выгодно приобрести в собственность квадратные метры. Были довольны все: и покупатели – низкая процентная ставка, и продавцы – спрос вырос колоссально. Но спустя короткий промежуток времени цены на недвижимость начали расти и этот рост продолжается. По словам члена совета Гильдии риелторов Москвы Романа Вихлянцева, стоимость жилья возросла на 15-17%. Сейчас льготная ипотека уже не так выгодна. Все преференции, которое дало государство, отыгрались высокой ценой, считает он. Основные причины увеличения стоимости жилья специалист видит в повышенном покупательском спросе. Ситуацию усугубляет еще и то, что рынок недвижимости был «вымыт» в первую ипотечную волну, которая прошла весной-летом 2020 года.   

«Сейчас недвижимость стала еще более недоступна по сравнению с доходами россиян. Купить что-то трудно, рынок выбран за счет весны-осени. <…> Пока спрос находится на уровне максимума. Прогноз такой – ситуация по льготной ипотеке выбрала все свои плюсы. В Москве идет сейчас замедление роста цен, в ближайшем времени увидим небольшой рост цен, так как очень серьезно выбран объем предложения. Но к концу марта будет эпизодическая стагнация», — объяснил риелтор. 

 

Для рынка недвижимости такая ситуация не является негативной, уверен эксперт. И застройщики, и риелторы признаются, что 2020 год был для них очень удачным. Доходы бизнеса выросли от 20 до 50%. Другое дело – потребители. Основную проблему Вихлянцев видит в отсутствии роста доходов населения.

Координатор «Деловой России» по Северо-Западному федеральному округу Дмитрий Панов заявил, что рост цен на жилье сдержать можно, но для этого необходим комплекс мер.

«Надо все оптимизировать. Если все процедуры перевести в цифровой формат, то сократятся сроки для девелоперских проектов. Одновременно с этим у нас много компаний, которые создают более дешевые современные строительные материалы, что тоже влияет на стоимость жилья. Но им трудно выйти на рынок — есть проблемы с лицензированием», — поделился Панов. 

Он также добавил, что сейчас в рамках продолжения льготной ипотеки рассматривается вариант вывода Москвы, Сочи и Санкт-Петербурга из субсидированной процентной ставки, так как там особенно вырос спрос на недвижимость, а вслед за ним и цены.

Крестьянин за цену на хлеб не в ответе

Наша страна является одним из лидеров по экспорту зерна. Но, несмотря на колебания мировых цен в сторону уменьшения, на внутреннем рынке стоимость конечной продукции – хлеба – только растет. Аграрии, производители или ритейлеры – кто накручивает цены? Есть ли какое-то обоснование? Президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский сказал, что внешние цены на зерно не особо влияют на стоимость продукта в магазине. И на то есть ряд причин. По его убеждению, повышение пошлин плохо отразится на ценах на зерно, и этот процесс уже виден. Он сообщил, что с 1 апреля пошлина повышается до 50 евро, а с 1 июля начинает действовать плавающая пошлина, формула которой еще не опубликована. Но мировые цены на зерно сейчас снижаются. Учитывая тренд, Злочевский спрогнозировал снижение цены на зерно с 280 до 250 долларов за тонну. Однако он обратил особое внимание, что общемировое снижение цены не повлияет на стоимость конечного продукта на прилавке.

«От движения цен на зерно цены на хлеб не меняются. Нас обвиняют в том, что мы загнали цены на прилавки. Мы уже поставили вопрос перед чиновниками, почему цены на удобрения выросли на 40% за сезон. Но получили ответ, что трогать цены на удобрения никто не будет. Дополнительно выросли цены на технику, поднялся утилизационный сбор. Дорожают все ресурсы, которые мы используем. Аграрии сидят и не понимают, в чем смысл регулирования, ведь мы не имеем отношения к ценам на прилавке», — поделился Злочевский.

 

Сложилась ситуация, когда мировые цены на зерно падают, внутренние тоже, но выплаты пошлин и другие расходы растут. При этом фермерам еще и задают вопросы относительно стоимости хлеба. Объясняя, что аграрии к этому не имеют отношения, президент Российского зернового союза привел в пример ситуацию 2009 года, когда цены на зерно обвалились, а стоимость буханки хлеба выросла на шесть рублей. По его словам, зерновая стоимостная доля в буханке хлеба слишком мала и составляет всего 12-13%, поэтому претензии к производителям зерна необоснованы.  

Почему дорожают продукты?

Бытует мнение, что цены на продукты диктует не производитель, а ритейлеры. Сыровар Олег Сирота неоднократно упоминал: сети мало того, что требуют определенной цены, так еще и надо «купить» место на полке, что существенно удорожает конечную стоимость товара. Член правления Российской ассоциации экспертов рынка ритейла, консультант по розничной торговле Сергей Илюха уверен, нельзя обвинять ритейлеров в специальной накрутке цен. Где-то они даже выполняют сдерживающую функцию. На товары-индикаторы, например, мясо, магазины стараются удержать цену, чтобы остаться привлекательными для покупателей. 

«Туша входит за 170–180 рублей за килограмм. Но надо понимать, что она разделывается на разные части с разной стоимостью. На полке может быть та же грудинка или корейка, которая стоит 300 рублей. Если идти на поводу тех, кто критикует – это просто фальсификация информации. Ритейл в сложной ситуации, он должен бороться за покупателя, но у покупателя уменьшаются доходы», — пояснил консультант.

 

Он также добавил, что претензии производителей относительно платы за полку не обоснованы, поскольку это запрещено законом. Но в ритейле, как и везде, есть недобросовестные игроки, которые находят лазейки.

По мнению исполнительного директора «Руспродсоюза» Дмитрия Вострикова периодическое повышение цен на товары первой необходимости происходит из-за того, что падают доходы населения. Казалось бы — не логично. Но Востриков объяснил, что в сегодняшних условиях на дорогие товары цены хоть повышай, хоть нет – их все равно не купят. Поэтому у ритейлеров остается только один выход – поднять стоимость продуктов, которые человек покупает ежедневно. Это необходимость.

«На самом деле, бизнес у нас строится на себестоимости. Со стороны государства нет ни одного налогового послабления. А ряд сырьевых ингредиентов мы покупаем в валюте, это влияет нестабильность рубля. Плюс, то увеличивается утилизационный сбор, то сбор за отходы, то экспортная пошлина для аграриев, то удобрения. Есть сезонные товары, цена на которые падает весной-осенью, но если взять за последние 20 лет, то мы не увидим там общего снижения стоимости, — рассказал спикер. – С другой стороны, многие региональные власти требуют минимальной наценки на социальные товары, поэтому, удерживая низкую цену, сеть совмещает для себя безопасность с экономической привлекательностью для покупателя»

 

Востриков рассказал, что большая часть закупок происходит на электронных торгах и многие ритейлеры потом оказываются связаны условиями контрактов. Но некоторые уже обзавелись собственными плантациями за рубежом, чтобы исключить посредников и быть более независимыми в установлении цен. 

Вернуться назад

Комментировать
Рейтинг@Mail.ru