Поиск
Лента новостей
Закрыть
Украина
Участники митинга в Киеве угрожают заблокировать депутатов в Раде, пока они не примут законы
Экономика
«Сила Сибири» может обернуться слабостью «Газпрома»
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    «Сила Сибири» может обернуться слабостью «Газпрома»

    14:44  10 Ноября 2014  /обновлено: 20:46  27 Октября 2015
    437

    Газопровод

    Газопровод "Сила Сибири" строят для Китая В Интернете разгорается бурная дискуссия в связи с появившейся информацией, что «Газпром» подписал несколько крупных соглашений с Китаем о долгосрочных поставках газа. Так, за день до официального открытия саммита АТЭС в Пекине состоялось подписание рамочного соглашения между «Газпромом» и китайской компанией CNPC, которое предусматривает в скором ежегодные поставки до 30 млрд кубометров «голубого топлива» в Поднебесную по так называемому «западному маршруту» (газопровод «Алтай»).

    Для справки

    Газопровод «Алтай» должен протянуться между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая. Планируемая протяженность газопровода — около 6700 км, из которых 2700 км пройдут по территории РФ. Предварительная стоимость проекта составляет, по различным оценкам, от 5 до 13 млрд долларов. Помимо соглашения с «Газпромом» компания CNPC подписала соглашение с «Роснефтью» на дополнительную ежегодную поставку в Китай пяти миллионов тонн нефти. Кроме того по этому соглашению китайцам может достаться 10% дочки «Роснефти» - компании «Ванкорнефть», которая образована специально для освоения Ванкорского месторождения. Ранее сообщалось, что в Пекине предполагалось подписать не рамочное соглашение, а сам контракт, однако позже Минэнерго отложило окончательное подписание документа на первую половину будущего года.

    «Сила Сибири»

    Кроме того Россия и Китай еще в мае 2014 года заключили контракт на поставку 38 млрд кубометров газа ежегодно в течение 30 лет по «восточному маршруту» (газопровод «Сила Сибири»). Поставки планируется начать в 2019 году, для добычи будет использоваться газ из Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Строительство «Силы Сибири» началось 1 сентября, весь проект оценивается в сумму свыше 55 млрд долларов. По мнению Алексея Миллера, учитывая оба этих соглашения, в среднесрочной перспективе объемы поставок в Китай могут превысить текущие объемы экспорта газа в Европу. Некоторые аналитики считают, что китайский рынок вполне может заменить России буксующий из-за политики Запада «Южный поток». Впрочем, есть и отрицательные моменты. По предварительным оценкам, сумма контракта по «Силе Сибири» должна была составить около 400 млрд долларов. Однако в связи с падением почти на четверть цен на нефть стоимость контракта снизилась с 400 млрд до трехсот миллиардов долларов. Также в СМИ появилась информация, что Китай отказался внести предоплату за поставляемый газ в размере 25 миллиардов долларов.

    Немцов против

    Крайне негативно оценил подписанное с Китаем соглашение оппозиционный политик Борис Немцов, который в конце 1990-х годов занимал в правительстве Виктора Черномырдина пост министра топлива и энергетики РФ. «Экспорт газа в Китай – афера века, - считает оппозиционный политик. - Убытки более 60 млрд и никаких налогов в бюджет». «Посчитаем размер ущерба для России, - предлагает Немцов в своем Facebook. - Параметры контракта – экспорт 38 млрд кубов в год в течение 30 лет. Сумма контракта озвученная в мае – 400 млрд долларов. Поскольку с мая цена на нефть упала на 25%, а цены на газ привязаны к нефти, сумма контракта теперь не 400, а 300 млрд долларов. Так что цена газа для китайцев около 260 долларов (300 млрд/(38х30). Эта цена намного ниже, чем для Европы и Украины. Для освоения месторождений газа и его прокачки по трубе необходимы инвестиции в 55 млрд долларов. Денег у Газпрома на строительство нет, долги 50 млрд долларов, а тут еще китайцы отказались давать предоплату в 25 млрд. Выход один – брать кредит. Допустим, китайцы дадут 55 млрд на 30 лет под обычный процент - 5% годовых. Газпром должен будет за 30 лет вернуть им 95 млрд долларов». Это не единственные убытки? считает Немцов. Добыча и транспортировка газа из Западной Сибири из-за тяжелых климатических и природных условий сделает себестоимость российского газа достаточно высокой – 232 доллара за тысячу кубометров газа. А если прибавить к этой цифре еще и затраты по обслуживанию взятого в Китае кредита, то получится цифра в 316 долларов за тысячу кубометров «голубого топлива». «И это без налогов вообще. Ни копейки в бюджет от продажи ресурсов», - утверждает оппозиционер. При этом уже известно, что газопровод «Сила Сибири» будет освобожден от НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых). Возможно, газопровод также придется освободить и от экспортных пошлин, предрекает оппозиционер. «В итоге продажа 1000 кубов в Китай сопровождается убытком в размере 56 долларов. За 30 лет убыток превысит 60 млрд долларов, а бюджет ничего не получит», - резюмирует он.

    Контракт с Китаем – инвестиции в будущее

    Контракт с Китаем нельзя оценивать только с точки зрения экономической выгоды – это нацеленный на будущее крупный инфраструктурный стратегический проект, считает старший аналитик Энергетического центра Бизнес-школы СКОЛКОВО Мария Белова. - Я бы не ставила вопрос так, что соглашение с Китаем по поставкам газа по «западному маршруту» - это альтернатива «Южному потоку», - отметила Мария Белова. - Потому что ресурсный потенциал России достаточно большой, и «Южный поток» в случае его реализации изначально решает проблему если не увеличения поставок газа в Европу, то, по крайней мере, снижения транзитных рисков при поставках через Украину. А Китай – это для России выход на новый рынок – к уже достигнутому соглашению на 38 млрд кубометров по «восточному маршруту» добавляется еще 30 по «западному». В принципе рост спроса на газ в Китае позволяет надеяться, что наш газ там будет востребован во всё возрастающих объемах. - Цена на российский газ падает вслед за удешевлением нефти, СМИ сообщают, что контракт подешевел на 100 млрд долларов – как тут избежать убытков? К тому же есть информация, что Китай отказался платить нам аванс… - Во-первых, цена в контракте не фиксирована – она, безусловно, привязана к цене на нефть. Поэтому, если мы рассчитываем сегодняшнюю цену при сегодняшних ценах на нефть, она естественно будет ниже, чем в 2019-2020 году, когда начнутся поставки. Потому что мы не знаем, какая будет цена на нефть в 2020 году, но полагаем, что выше, чем текущая, исходя из того, что мировая экономика, скорее всего, к этому времени восстановится. Что касается аванса – ну, это элемент переговоров. Мы не знаем всех элементов переговоров, потому что это коммерческая тайна. Но логично было бы предполагать, что если бы китайцы дали нам аванс, то мы бы им в ответ дали скидку по цене на газ. Раз аванса не будет, значит и дисконта тоже не будет. Вопрос, где взять эти деньги. Ну, если посмотреть по прессе, то есть вариант, что «Газпром» может претендовать на деньги Фонда национального благосостояния. Но это не лучший для «Газпрома» вариант… - А если не из Фонда национального благосостояния, то откуда «Газпром» возьмет недостающие деньги? - Во-первых, это собственные средства «Газпрома». Плюс, понятно, что ни один проект в современном мире не финансируется только за счет собственных средств. Скорее всего, будет иметь место проектное финансирование: как только будет подписан контракт на поставку газа (а он уже подписан) «Газпрому» надо будет идти в банк для привлечения средств под конкретный газовый поток. И наверно этот заем будет взят именно в Азии, потому что Европа и США ограничили финансирование российских компаний за счет санкций. - СМИ пишут, что из-за дороговизны добычи газа и необходимости крупного займа проект для России будет, скорее всего, экономически не слишком выгодным – стоило ли его вообще затевать? - Если мы говорим об истории, которая будет продолжаться 30 лет, а любой транспортный проект – это не менее тридцати лет, - то неуместно говорить о том, что это делается ради сиюминутных геополитических разменов: дескать, раз Европа нас не хочет – то мы пойдет в Азию. Совершенно очевидно, что нам надо выходить на новый рынок. А о том, что нам надо поставлять газ в Китай, говорят последние лет пятнадцать. Хорошо, что мы подписали эти контракты сейчас. Но, на мой взгляд, если бы мы это сделали, скажем, лет пять назад, то условия могли бы быть для нас более выгодными. Потому что пять лет назад в Китае еще не было туркменского газа. Сейчас туда пришел уже газ из Туркменистана, из Казахстана – поэтому конкуренция на этом рынке уже выше. Но если бы мы откладывали, не подписывая контракты, то тогда конкуренция была бы еще выше. Потому что сейчас в связи с развитием поставок сжиженного природного газа конкуренция на мировом газовом рынке постоянно увеличивается. - По данным СМИ, Китай уже закупил относительно недорогой туркменский газ, и объемы поставок предусмотрены в 65 млрд кубов в год, что почти вдвое больше российского контакта на 38 млрд кубометров в год. Получается,  туркменский газ нам сильно подпортил бизнес с Китаем? - Да, газовый контракт Китая с Туркменией отразился на России. Для Китая газ из Туркмении был первым трубопроводным газом. До туркменских поставок в Китае вообще не было импорта в виде трубопроводного газа. Плюс – туркменский газ пришел примерно в тот же регион, куда придет газ по нашему «западному» маршруту. Поэтому соглашение с Туркменией стало для Китая основанием для ценового сигнала: для китайцев бессмысленно платить дороже за российский газ примерно в этой же точке. Простая маркетинговая история: кто первый выходит на рынок – тот снимает сливки. Мы, к сожалению, не первые. Но лучше придти туда вторыми-третьими, чем десятыми. Тем более, что географически этот рынок нам близок, а строительство нового газопровода позволит развивать регион и не только с точки зрения нефтегазовой отрасли. Там появятся новые рабочие места, регион будет обживаться, будут строиться промышленные предприятия, которые также будут работать на газе, и т.д. Считать только прямой экономический эффект в данном случае не совсем правильно, также, как в истории со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан». Чисто экономически газовый контракт с Китаем может не настолько привлекателен, если смотреть на него, как на альтернативу поставкам по существующим системам в Европу. Но на то это и крупный инфраструктурный проект, чтобы быть, в том числе и стратегическим, - резюмировала Мария Белова. Елена Янкелевич

    Автор: Алексей Громов
    Новости партнёров
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях