Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Руководитель СК на транспорте по СЗФО Павел Выменец подвел итоги 2020 года

Закон «О Следственном комитете Российской Федерации» вступил в силу ровно десять лет назад. Если ранее структура была при Прокуратуре, то с 15 января 2011 года она получила статус самостоятельного федерального государственного органа, а дата стала считаться днем основания Следственного комитета России.

Руководитель Северо-Западного следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, полковник юстиции Павел Выменец в интервью ФАН рассказал о том, как все начиналось, подвел итоги 2020 года и объяснил, почему работа следователя не ограничивается расследованием уголовных дел.

— 15 января Следственный комитет отметит первый серьезный юбилей — десятилетие со дня образования. На тот момент вы возглавляли следственный отдел по Центральному району Петербурга и за эти годы прошли большой путь до должности руководителя следственного управления на транспорте. Вы вспоминаете то время?

— Я забегу немножко вперед. Первая самостоятельная работа у нас началась 7 сентября 2007 года, когда был создан Следственный комитет при Прокуратуре Российской Федерации. Я до этого занимал должность заместителя прокурора Центрального района [Санкт-Петербурга] и 7 сентября был назначен руководителем следственного отдела по Центральному району Следственного управления по Санкт-Петербургу.

В тот момент, еще в 2007 году, было ощущение, что ждет что-то неизвестное, но интересное. По сути мы свою работу выстраивали с нуля, у нас не было ничего. У нас не было ни автотранспорта, были проблемы с укомплектованием штатов. К 15 января 2011 года мы подошли с пониманием того, что ждут от следственного комитета, какие перед нами стоят цели и задачи.

Очень было интересно, чем все это закончится, потому что был создан первый самостоятельный следственный орган в Российской Федерации. Понятно, что в основной массе сотрудники перешли [на работу в СК] из следователей прокуратуры. На тот момент у нас мало что было в плане материально-технического обеспечения, зато было желание работать, желание постигать.

Руководитель СК на транспорте по СЗФО Павел Выменец подвел итоги 2020 года

Руководители создавали свои подразделения с нуля. Была возможность реализовать все задумки, которые у тебя есть. В должности руководителя следственного отдела по Центральному району я полностью реализовал все свои планы. В 2016 году отдел переехал в новое помещение в Басковом переулке площадью более тысячи квадратных метров, которое мы смогли подобрать и отремонтировать не без помощи правительства Санкт-Петербурга. Следователи стали работать в совершенно других условиях.

Были интересные дела, о которых не стыдно вспомнить при встрече с коллегами. Бывают интересные раскрытия, которые западают на всю жизнь. Все, кто пришел тогда работать в Следственный комитет, чем-то рискнули. С одной стороны, была прокуратура, в которой все было стабильно и понятно: вот работа, надо выполнять свои задачи. А следственный комитет — что-то непонятное, неизведанное. Было неясно, чем это все закончится.

На тот момент возникал вопрос: получится-не получится? В свое время создавалась служба налоговой полиции, которую расформировали. В 2016 году та же судьба постигла Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков: ее создали, признали, что она свою функцию выполнила, которая была необходима на момент создания, и больше не нужна.

Прошли эти десять лет, и честно могу сказать, что ни президент, который создал Следственный комитет, ни председатель Следственного комитета, который определил цели и задачи нашей работы, не ошиблись. Об этом говорят и результаты нашей работы, и то в каких условиях мы сейчас работаем.

За эти десять лет каждый наш следственный отдел имеет свое обособленное помещение, которое оборудовано всей необходимой техникой. Мы имеем на вооружении криминалистическую технику, о которой во времена прокурорского следствия мы могли только мечтать.

Если раньше на вооружении в следственном отделе из криминалистической техники был дальномер и лампа криминалистического света, то сейчас наши криминалисты имеют на вооружении серьезные технические средства, которые позволяют извлекать максимальное количество информации: источник криминалистического света, обнаружитель скрытых видеокамер и оптических систем, гидролокатор, программно-аналитический комплекс, цианакрилатная камера, газоанализатор взрывчатых веществ, нелинейный локатор и другие.

Руководитель СК на транспорте по СЗФО Павел Выменец подвел итоги 2020 года

До создания экспертно-криминалистического центра по северо-западу в каждом следственном управлении был свой эксперт-полиграфолог. Если вдруг возникали какие-то сомнения в чьих-то показаниях мы тут же могли незамедлительно их проверить. Жизнь не стоит на месте, все развивается, все, что можно было привнести в работу следственного комитета, мы все это сделали. Это были очень интересные десять лет.

— Под каким знаком 2020 год прошел для вашего следственного управления?

— Как и для всей страны, для нашего управления этот год был непростой. В первую очередь это было связано с эпидемиологической обстановкой. Несмотря на эти сложности, как следственный комитет, так и наше следственное управление со своими задачами справились.

Самое главное, что мы смогли уберечь свой личный состав от заболевания. В самый пиковый момент мы обеспечивали нахождение на рабочих местах в районе 50% личного состава. Часть сотрудников работала удаленно, часть были отпущены в отпуска, чтобы не произошло так, что все в один момент взяли и заболели. Управление смогло выдержать ритм работы и достичь результатов не хуже, чем в прошлом году, а где-то и прибавить, как в количественном показателе, так и в качественном.

Активно продолжалась работа по раскрытию преступлений прошлых лет. Мы практически в два раза больше смогли раскрыть таких преступлений. В качестве примера могу привести уголовное дело в Республике Коми по убийству двух человек в почтовом вагоне, которое произошло в 2004 году. Мы изучили это дело и нашли новых свидетелей, опросили их, и они дали показания на двух ранее судимых лиц, которые совершили данное преступление. Эти лица были привлечены к установленной законом ответственности.

Значительно наше подразделение добавило по линии борьбы с коррупцией. Выявлены должностные лица Балтийской таможни, которые на поток поставили незаконное перемещение антиквариата через границу Российской Федерации. По уголовному делу привлечено шесть человек, в том числе руководство таможенного поста.

— Что произошло с вертолетом , который в октябре упал в реку Сухону в Вологодской области?

— На данный момент в ходе расследования уголовного дела установлены все обстоятельства произошедшего. Падение вертолета произошло после столкновения с линией электропередач, после чего он упал в воду. Одна из основных проблем, которая у нас есть сейчас по делу, заключается в том, что тела пилота и двух пассажиров до настоящего времени не найдены.

На момент крушения мы организовали проведение поисково-спасательных мероприятий. Было обследовано свыше трех тысяч километров береговой полосы, порядка тысячи квадратных метров воды, но, к сожалению, установить местонахождение пропавших не получилось.

Руководитель СК на транспорте по СЗФО Павел Выменец подвел итоги 2020 года

В силу погодных условий проводить поисковые мероприятия сейчас в полном объеме технической возможности нет. Ближе к весне они будут продолжены. Надеюсь, что мы сможем установить их местонахождение. Я встречался с родственниками пропавших, они очень надеются, что мы их найдем. Мы со своей стороны сделаем все возможное, чтобы это сделать.

— По какой причине два самолета столкнулись на аэродроме в Гостилицах?

— В ходе расследования установлено, что 8 января этого года в районе 14 часов со взлетно-посадочной полосы, расположенной в деревне Гостилицы Ломоносовского района Ленинградской области, с разницей в 26 секунд взлетели два легкомоторных самолета. В результате возможных допущенных нарушений одним из пилотов произошло столкновение.

Фактически получается, что самолет [Piper], который взлетал вторым, догнал первый [Cessna]. Произошло столкновение хвостовой частью второго самолета с шасси самолета, который взлетел первым. В результате [Piper] разрушился в воздухе и упал. Пилот первого судна несмотря на полученные повреждения смог его благополучно посадить.

В результате этого происшествия погибло три человека. В ходе следствия были получены сведения, что это была не просто поездка на самолете, а воздушная экскурсия. Двое погибших — это семейная пара, и у девушки был день рождения. Муж ей подарил полет на самолете. К сожалению, все так печально закончилось.

Руководитель СК на транспорте по СЗФО Павел Выменец подвел итоги 2020 года

В этой связи нашим следственным управлением возбуждено уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», в рамках которого мы детально разберемся во всех обстоятельствах оказания этих услуг. Я не буду забегать вперед, расследование только начинается. Уверен, что мы найдем ответственных за произошедшее. Данные, полученные на первоначальном этапе расследования, свидетельствуют, что в оказании этих услуг были очень серьезные нарушения.

— Как сильно похожи дела по маломерному судну «Юбилейный», которое затонуло в октябре, и судну «Онега», затонувшему 28 декабря?

— По обстоятельствам они не совсем идентичны. Если брать происшествие с «Юбилейным», то в данном конкретном случае капитан неправильно оценил обстановку и погодные условия, неправильно сориентировался, произошла поломка двигателя, вместо мер по спасению судна он допустил его выброс на скалы, в результате чего погибли люди.

Что касается «Онеги», то там ситуация произошла в открытом море. Судно, на котором находилось 19 членов экипажа, осуществляло рыбную ловлю. Были достаточно сложные погодные условия. К сожалению, пока мы не поднимем судно, делать какие-то выводы о причинах произошедшего преждевременно, но скорее всего здесь тоже имеет место неверная оценка погодных условий.

У нас выжили два члена экипажа, из опросов которых следует, что были все данные, чтобы заканчивать ловлю рыбы: судно обледенело, надо было проводить его откалывание и уходить в более спокойное место. Данное решение не было принято. Судно продолжило лов рыбы. С учетом обледенения устойчивость судна была нарушена, оно перевернулось и затонуло.

Руководитель СК на транспорте по СЗФО Павел Выменец подвел итоги 2020 года

По проведенным первоначальным мероприятиям установлено, что «Онега» находится на глубине 130-140 метров. Зима и такие погодные условия не позволяют даже подойти к предполагаемому месту нахождения судна. Я думаю, что ориентировочно весной этого года нашим следственным управлением в обязательном порядке будет организовано мероприятие по подъему судна. Только после этого мы сможем ответить на вопрос, почему это все-таки произошло.

— Такие трагедии можно предотвратить?

— В рамках расследования каждого уголовного дела о транспортном происшествии мы изучаем причины, условия. Причин может быть много и зачастую это человеческий фактор, когда лицо управляет тем или иным судном, переоценивает свои возможности, надеется на «русский авось», что приводит к таким последствиям.

Мы изучаем и законодательную базу, которая регламентирует конкретные случаи, выявляем пробелы в законодательстве. Обращаемся с инициативой в соответствующий орган, министерство или ведомство, чтобы дополнительно регламентировать определенные моменты.

В качестве примера могу привести паромную переправу в Республике Коми. Было установлено, что лицо, которое управляло паромом находилось в состоянии сильного алкогольного опьянения. По данному факту мы возбудили уголовное дело по статье «Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности», в рамках которого мы установили, что сейчас допуск к управлению судами регламентируется нормативными документами министерств, которых в настоящее время уже нет, изданными в 1975 году. Понятно, что эти документы не отвечают реалиям.

Мы установили, что капитан этого парома стоит на учете в наркологическом диспансере с диагнозом «алкоголизм». Мы увидели, что работа по допуску лиц к управлению судном отсутствует. Мы подготовили соответствующие документы. Председателем Следственного комитета на имя министра транспорта внесено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению преступления.

Недавно мы получили ответ, что Министерство транспорта разработало приказ, который будет детально регламентировать порядок допуска капитанов судов на рабочее место. Невозможно представить, что человека в состоянии алкогольного опьянения могут допустить к управлению воздушным судном. Пилот проходит предполетный осмотр, сдает все необходимые тесты и анализы. В случае с водными судами эта процедура никак не регламентирована. Сейчас такой приказ будет издан. Я уверен, что благодаря этому мы наведем порядок в этой отрасли.

— Вы рассказывали о том, что в 2019 году была создана межведомственная рабочая группа по профилактике травматизма на железнодорожном транспорте. Чего удалось достичь этой группе по итогам 2020 года? Насколько создание такой группы оправдалось?

— По результатам 2020 года я могу смело утверждать, что создание этой группы и ее работа оправдались. В прошедшем году мы не смогли полноценно отработать из-за коронавируса, но работа не останавливалась. В феврале прошлого года мы провели расширенное заседание, на котором обсудили проблемы, которые были выявлены по итогам работы за 2019 год.

В 2020 году мы инициировали перед всеми губернаторами регионов, которые входят в состав северо-западного транспортного региона, рассмотрение на координационных совещаниях вопроса о проблемах безопасности на железнодорожном транспорте. Все губернаторы поддержали его и приняли непосредственное участие в его рассмотрении. В результате по итогам 2020 года число случаев непроизводственного травматизма сократилось: на 70 смертей меньше, чем за предыдущий период. Можно сделать вывод что работа проводится не зря, достигаются серьезные результаты.

Руководитель СК на транспорте по СЗФО Павел Выменец подвел итоги 2020 года

Совместно с Октябрьской железной дорогой мы разработали три профилактических ролика, посвященных безопасности на железнодорожном транспорте, которые активно распространялись в торговых комплексах, школах, на интернет-площадках. Совсем недавно мы нашли контакт с платформой «Учи.ру», на которой российские школьники учатся удаленно. Ее аудитория составляет порядка десяти миллионов детей.

Руководство «Учи.ру» поддержало наше предложение о размещении на их платформе наших профилактических роликов. Кроме этого мы совместно с ними разработаем курс, который посвящен безопасности на железнодорожном транспорте. По предварительным расчетам, это займет около полугода. Надеемся, что к лету он появится, и вся большая аудитория «Учи.ру» получит к ней доступ, и наши детишки, выполняя несложные задания, получат первоначальные навыки и понимание того, как нужно себя вести на железнодорожном транспорте.

Работа межведомственной комиссии будет продолжена, мы не останавливаемся на достигнутом, потому что снижение произошло, но все равно в общей сложности за год на территории северо-западного транспортного региона погибло около 200 человек. Это много, и является поводом продолжить работу в этом направлении.

— Сколько дел возбуждено и уже расследовано по нарушению санитарно-эпидемиологических правил в контексте борьбы с пандемией новой коронавирусной инфекции?

— В прошлом году в производстве нашего следственного управления находилось три уголовных дела по нарушению санитарно-эпидемиологических требований, касающихся ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавируса. По одному уголовному делу в Санкт-Петербургском следственном отделе на транспорте, Ленинградском и Псковском.

Суть уголовных дел была в том, что граждане Российской Федерации были предупреждены Роспотребнадзором о том, что у них возможно имеется заболевание коронавирусом. Несмотря на это, люди авиатранспортом — это дела Санкт-Петербургского и Ленинградского следственных отделов — продолжили передвижение по России. В рамках расследования было установлено, что у людей на тот момент не было заболевания. Соответственно никакой угрозы для окружающих они не представляли. Уголовные дела были прекращены в связи с отсутствием в действиях этих лиц состава преступления.

Другая ситуация у нас по делу, которое расследовали в Псковском следственном отделе. Там мужчина, у которого был положительный тест на COVID-19, был помещен в лечебное заведение. Будучи достоверно осведомленным о том, что он болеет и представляет опасность для окружающих, он самовольно покинул больницу и проследовал на железнодорожный вокзал города Пскова, где попытался приобрести билет и убыть из Пскова в другой город. Этот гражданин был выявлен на вокзале и привлечен к уголовной ответственности. По данному уголовному делу было окончено производство и направлено в Псковский суд, где в настоящее время оно рассматривается по существу.

— Почти год назад Boeing авиакомпании «ЮТэйр» совершил жесткую посадку в аэропорту Усинска. История заново «всплыла» в сентябре, когда стало известно, что вы помогли попасть на осмотр в Петербургскую детскую больницу девочке, которая была на этом борту и получила обморожение кистей. Почему вы ей помогли?

— Самолеты не каждый день у нас падают, соответственно дело находится на моем еженедельном контроле. В очередной раз, заслушивая ход и результаты расследования уголовного дела, мне доложили, что из числа пассажиров по уголовному делу никто не пострадал кроме девочки, которая получила незначительное обморожение рук.

Я инициировал прием для ее родителей. Мы его провели посредством видеосвязи, и я пообщался с отцом девочки. Он мне рассказал, что действительно есть такая проблема: из-за обморожения не до конца восстановились функции рук. Имеющиеся в Республике Коми медицинские учреждения не могут в полном объеме оказать необходимую помощь. Мы организовали прием этой девочки ведущим специалистом в этой области в больнице имени Раухфуса в Санкт-Петербурге, где был проведен осмотр, даны необходимые рекомендации, консультации. По имеющейся у меня сейчас информации, девочке стало гораздо лучше. Если будет еще какая-то необходимость, мы можем организовать вторую консультацию.

Работа как нашего следственного управления, так и Следственного комитета в целом, не заканчивается на расследовании самих уголовных дел. Мы активно общаемся с потерпевшими. Если у них есть какие-то проблемы, в которых мы им можем помочь, мы эту помощь оказываем. Это системная работа, которой мы занимаемся, и проблемы наших потерпевших в том числе и наши проблемы. Если есть возможность помочь, мы поможем.

Новости партнеров