Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Совфед будет настаивать на обязательной маркировке питьевой воды

Совфед будет настаивать на обязательной маркировке питьевой воды

Сенаторы планируют добиться того, чтобы уже в 2021 году маркировка бутилированной воды стала для производителей нормой. Об этом ФАН сообщил глава комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

«Решение станет выходом из сложившихся проблем отрасли», — пояснил он.

Необходимые меры по противодействию незаконному обороту упакованной питьевой и минеральной воды законодатели и бизнесмены обсудят 25 ноября на парламентских слушаниях.

Голова не знает, что делают ноги

Алексей Майоров уверен, что, даже несмотря на нестыковку оборудования, которое установили на предприятиях по розливу питьевой воды для маркировки, все технические вопросы можно решить за короткие сроки.

«Нам нужно будет проследить в единой информационной системе весь путь воды: от скважины до прилавка магазина. Маркировка будет проводиться по аналогии с маркировкой алкогольной продукции, когда покупатель может с помощью смартфона определить, где товар был произведен. Я не призываю суетиться, пусть пройдет время, мы наладим оборудование, предприятия привыкнут. Плюс в том, что у нас уже есть опыт маркировки различной продукции», — сказал сенатор.

Совфед будет настаивать на обязательной маркировке питьевой воды

С 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года в России проходит эксперимент по маркировке воды. Участие — добровольное, а потому желающих немного. И дело тут не в том, что реализация такого новшества требует большой подготовки, а в том, что внедрить его на практике почти невозможно. Об этом в интервью Федеральному агентству новостей заявил президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков.

«Я выражаю точку зрения отрасли. В связи с пандемией вход на предприятия ограничен, введены меры контроля и нужно исключить любые риски заражения для работников. То есть эксперимент добровольный, а распоряжение губернаторов регионов, что надо обеспечить все необходимые меры предосторожности сотрудников и не допускать случаев распространения коронавируса на предприятиях, обязательны для исполнения. Равно как и распоряжения Роспотребнадзора по теме. Одно с другим не вяжется», — объяснил Новиков.

Он рассказал, что союз тесно сотрудничает с Минпромторгом. Еще 2 октября было зафиксировано, что министерство представит схемы для нанесения маркировки разными способами — на колпачок, на тело бутылки и в типографии.

«Но технологических решений нет», — уточнил эксперт.

По его словам, об этом он неоднократно писал в официальных письмах вице-премьеру Дмитрию Григоренко, курирующему вопрос маркировки.

«Эксперимент надо приостановить до поиска технологического решения, которое возможно опробовать на производствах. Другой выход — признать маркировку воды нецелесообразной», — высказался Новиков.

Совфед будет настаивать на обязательной маркировке питьевой воды

Невозможно, отметил он, нанести уникальный data matrix-код на этапе изготовления бутылки. Дело в том, что большинство предприятий выпускает их со скоростью 15 единиц в секунду, то есть 50–60 тысяч​ в час.

«Получается, что скорость нанесения маркировки должна быть большей, чем позволяет стрелять автомат Калашникова.​ При этом такого оборудования нет, допуск на предприятия затруднен. Выводы напрашиваются сами собой», — заключил собеседник ФАН.

В Совете Федерации придерживаются противоположной точки зрения. Зампред аграрного комитета Сергей Митин до этого неоднократно говорил, что маркировка нужна в первую очередь, чтобы снизить долю контрафактной продукции на рынке, ведь с помощью электронной маркировки каждый потребитель будет иметь возможность знать, какую воду он приобретает, откуда она взята и соответствует ли она установленным требованиям.

В начале ноября Митин и его коллега, глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов, разработали и направили на согласование в правительство законопроект «О безопасности упакованной питьевой воды».

Документ устанавливает основные понятия, ранее содержавшиеся в ГОСТах и СанПиНах, которые сейчас не являются нормативными правовыми актами и применяются на добровольной основе. Сенаторы также указали на необходимость создания единого государственного реестра производителей упакованной питьевой воды.

Ранее спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко попросила сенаторов активнее работать в регионах, чтобы те подключались к эксперименту по маркировке бутилированной воды. До этого глава палаты неоднократно попросила Генпрокуратуру помочь в борьбе с распространением контрафактной питьевой воды, ведь речь идет о здоровье нации. Тема введения маркировки на упакованной воде поднималась на встрече руководства палаты с премьер-министром Михаилом Мишустиным в феврале 2020 года. Глава кабмина пообещал лично вести работу по исправлению ситуации.

Совфед будет настаивать на обязательной маркировке питьевой воды

В начале большого пути

По разным оценкам, ежегодно россияне выпивают по 25–45 литров бутилированной воды. В Европе этот показатель превышает 100 литров на человека. Если маркировка станет обязательной, то легальный бизнес будет защищен, нарастит долю рынка и объемы выручки. В 2019 году объем рынка бутилированной воды в России достиг 3,6 млрд долларов и по этому показателю вывел ее в топ-10 стран мира. Занять более высокие позиции не дает теневой сектор, который доходит до 60–80%.

Отечественные нормативы в области качества и безопасности воды делят ее на три вида: природная минеральная, природная питьевая и питьевая. Природная минеральная вода добывается из-под земли. В зависимости от процентного содержания минералов она может быть трех видов: столовой, лечебно-столовой и лечебной. Между ними есть принципиальная разница.

Лечебно-столовые и лечебные воды необходимо употреблять по назначению врача, на этикетке должно быть написано, от каких болезней они помогают и из какого конкретного источника они взяты. Природная питьевая вода, как правило, добывается из подземных или поверхностных источников. Питьевая вода — это обработанная вода, которая может быть из того же источника, из которого вода поступает в систему центрального водоснабжения. Вода очищается такую от всех солей и примесей, после она не наносит вред здоровью. Чтобы проверить эту воду, необходимо провести тесты в лаборатории. Если же вся вода будет маркироваться, то это даст возможность узнать историю продукта с дополнительной информацией о его составе и производителе.

При этом сказать, что маркировка даст ответы на все существующие вопросы, нельзя. Необходима система мер по контролю и надзору со стороны госорганов, а также интеграция системы маркировки средствами идентификации с базами данных Роспотребнадзора, Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы.

Как сообщил ФАН Максим Новиков, на вторую половину декабря под руководством главы Минпромторга Дениса Мантурова запланировано заседание правительственной комиссии по борьбе с контрафактом. Возможно, в результате ситуация станет яснее не только для производителей воды, но и для ее потребителей.

Новости партнеров