Поиск
Лента новостей
Лента новостей
Закрыть
Технологии
NASA: Тысячу лет назад на Марсе не могло существовать никаких цивилизаций
Экономика
Рост цен на бензин подстегнет не инфляцию, а отсталые производства
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Рост цен на бензин подстегнет не инфляцию, а отсталые производства

    17:42  5 Ноября 2014  /обновлено: 21:01  27 Октября 2015
    792

    Рост цен на бензин подстегнет не инфляцию, а отсталые производства

    Акцизы с одного литра моторного топлива в следующем году в России будут повышены на один рубль, что приведет к подорожанию бензина и дизтоплива класса «Евро-5» на три рубля, а в 2016-2017 годах — еще на 1,6-1,8 рубля в год. Правительство запускает этот маховик, чтобы латать бюджетные дыры: повышение акцизов добавит в казну государства 90 млрд рублей. О связанных с этим потерях ничего не говорится, но и без того ясно: рост цен на бензин неминуемо качнет в сторону роста цепочку цен на другие энергоресурсы и потребительские товары. Казалось бы, все ясно: чтобы в России развивалась экономика, нужно дешевое сырье, в первую очередь – энергоресурсы, дешевые кредиты и низкие налоги. Все происходит с точностью до наоборот: на фоне дешевеющей нефти и экономических санкций повышаются цены на бензин, растут налоги, катастрофически дешевеет рубль и такими же темпами снижается покупательная способность людей. Которые и заплатят за эти решения правительства.

    Это такой маневр

    Россия плавно "въезжает" в неконтролируемый экономический кризис? Повышение акцизов разгонит инфляцию в тот момент, когда Центробанк пытается ее снизить? Правая рука правительства, условно говоря, не знает, что делает левая? Директор Центра исследований региональных реформ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Александр Дерюгин не согласен с такой постановкой вопроса. "На стоимость бензина у нас влияют НДПИ и акцизы на нефтепродукты. У нас был налоговый манёвр: увеличиваем НДПИ и снижаем экспортные пошлины на нефть. Решение по акцизам на бензин шло в связке со снижением экспортных пошлин. Там есть фискальная компонента, она касается увеличения доходов в бюджет, и вторая компонента касается вопросов эффективности экономики. Почему многие эксперты настаивают на этом манёвре? Зачем нужно уменьшать экспортные пошлины на нефть и фактически увеличивать внутренние цены на бензин? Это необходимо для того, чтобы те предприятия, которые не модернизируются, не хотят повышать эффективность, в том числе и нефтепереработки, - заставить их становиться более эффективными", - утверждает аналитик.

    Чтобы не остаться в прошлом навсегда

    Сравнивая российские и европейские цены на бензин, Александр Дерюгин приходит к парадоксальному выводу: "Если мы посмотрим на  развитые страны, которые являются экспортерами нефти, там везде высокие цены на топливо. В Норвегии, которая сама экспортирует нефть, по-моему, самые высокие в Европе цены на бензин. Казалось бы, зачем они это делают? Зачем норвежцы, добывая нефть, устраивают сами себе самые высокие цены на нее, и в том числе на внутренне потребление - на бензин? Сейчас все развитые страны западной Европы и Китай стремятся к повышению энергоэффективности. В этом смысле высокие цены на нефтегазовые ресурсы являются лучшим стимулом сокращать энергопотребление, увеличивать эффективность экономики, внедрять новые технологии. Если мы будем консервировать у себя тепличные условия для морально устаревших технологий, то мы там и останемся, в прошлом веке. Правительство это понимает, поэтому согласилось на такой маневр", - раскрыл смысл нововведения Дерюгин.

    За новую политику заплатит неэффективный бизнес

    "Но такой маневр, естественно, увеличит внутреннюю цену на нефть, соответственно, на нефтепереработку и на бензин. Чтобы сгладить рост цен на бензин, правительство декларировало сокращение акцизов на нефтепродукты, но решило все-таки немного поднять налоговую нагрузку на экономику и сделало это в том месте, где у нас наиболее неэффективный бизнес. Кто больше потребляет нефтепродуктов, тот сильнее от этого пострадает. Конечно, эта мера повлияет на динамику цен, но нельзя говорить, что это серьезно повлияет на инфляцию. В следующем году она составит процентов под 10. Что такое три рубля за литр? Это меньше 10%. У нас сейчас цена за литр 95-го бензина - около 35 рублей за литр. Повышение стоимости бензина на три рубля - это меньше 10% стоимости бензина. Поэтому я не вижу, чтобы это решение привело к серьезному повышению инфляции. Более того, инфляционных моментов я не вижу здесь совсем. Это находится в общей логике налогового манёвра: чтобы у нас внутренние цены на бензин постепенно приближались к европейским. В Европе - от 60 до 80 рублей за литр. Какой-то баланс должен сохраняться", - считает Александр Дерюгин.

    А у регионалов все гораздо хуже

    "С учетом того, что инфляция все равно будет больше, чем немного увеличенный акциз, я бы не сказал, что эта мера приведет к увеличению налоговой нагрузки", - считает экономист. "Это просто попытка увеличить доходы региональных бюджетов, причем несильно. А у них сейчас очень серьезная ситуация: выполнение региональных бюджетов гораздо хуже, чем федерального. Вот чтобы региональные бюджеты не очень от этого пострадали, с 2015 года планируется доходы от акциза распределять между регионами", - сказал Александр Дерюгин. Ирина Смирнова

    Автор: Алексей Громов
    Загрузка...
    Triangle Created with Sketch.
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях