Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное
Человек-оркестр
Друзья и коллеги Людмилы Гурченко вспоминают,
как жила и творила великая актриса
Сегодня советской и российской актрисе Людмиле Гурченко исполнилось бы 85 лет. И вот уже почти 10 лет, как ее не стало.

Людмила Марковна никогда не стеснялась своего возраста, но сопротивлялась ему, словно бросая вызов неумолимому времени. Часто свои концерты она начинала словами: «Как видите, я еще жива!»

В этот день ФАН поговорил с коллегами и друзьями Людмилы Гурченко, которые вспомнили, как жила и творила великая актриса.
В роли Леночки Крыловой в фильме «Карнавальная ночь», 1956 год

«Не плыть по течению, а создавать волну»

Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. Отец — из батраков и сторонников Октябрьской революции, мать — из дворян.

До самой войны семья жила в полуподвальной однушке в Мордвиновском переулке. Марк Гурченко и Елена Симонова-Гурченко работали в Харьковской филармонии.
Люся с отцом Марком Гавриловичем, 1936 год
Когда Людмиле — Люсе, как звали ее близкие — было шесть лет, началась война. Девочка вместе с мамой оказались в оккупированном немцами Харькове, отец, несмотря на инвалидность и возраст, ушел на фронт.

Чтобы прокормить себя и маму, Люся начала выступать перед немцами — она пела партии из немецких оперетт и танцевала.

Несмотря ни на что, Гурченко вспоминала о своем детстве с улыбкой. Разлука с отцом и тяготы жизни научили ее радоваться каждой мелочи.

В 1983 году она опубликовала книгу воспоминаний, назвав ее «Мое взрослое детство».
Дебютировала Людмила Гурченко в 1956 году фильме «Дорога правды». Первой фразой, сказанной артисткой с экрана, стала «Я не затем сюда пришла, чтобы молчать!» Позже она скажет, что именно этого и хотела — прийти в кино и не молчать, не плыть по течению, но создавать волну.

В том же году вышла и новогодняя комедия «Карнавальная ночь», которая вскоре стала классикой. В эту картину Гурченко попала не сразу — первые пробы артистка с треском провалила. И знаменитую песню о пяти минутах вполне могла бы исполнить совсем другая актриса, если бы не вмешался случай.
Я шла подпрыгивающей походкой по коридору студии «Мосфильм». Навстречу шел Пырьев. Я еще больше завихляла, еще выше подняла подбородок. Пырьев поднял голову, увидел меня, поморщился, а потом лицо его заинтересованно подсобралось. Он сказал, чтобы я шла за ним. Привел меня в третий павильон, где происходили съемки, подошел к главному оператору и сказал, что вот актриса, только снимите ее получше, — и будет человек. Вот так я случайно попала в картину»,
— рассказывала Гурченко в интервью «Российской газете».
После оглушительного успеха «Карнавальной ночи» специально для Гурченко был написан сценарий фильма «Девушка с гитарой», но увы — картина провалилась в прокате, а за Людмилой Марковной надолго закрепилось неприятное и легкомысленное амплуа актрисы легкого танцевального жанра.

После этой неудачи в жизни Гурченко наступил период забвения — на долгих десять лет.
Я пережила много жестокостей. Жестокость есть в том, что в мой самый лучший период, когда расцвет человека, женщины, когда есть здоровье, и… десять лет не сниматься! Разве после этого что-то может быть страшней? Ничего!»
— рассказывала актриса в интервью «Комсомольской правде».
И все-таки она снималась — «Роман и Франческа», «Гулящая», «Укротители велосипедов», «Нет и да», «Белый взрыв»… Но эти фильмы также прошли практически незамеченными публикой.

Мастер эпизодов, она играла в «Женитьбе Бальзаминова», «Дороге на Рюбецаль», «Короне российской империи или Снова неуловимых» — но все равно оставалась незамеченной.

Так было до 1975 года, пока ей не предложили главную роль в фильме «Старые стены» — и после блестящего исполнения роли директора ткацкой фабрики Людмилу Гурченко наконец заметили и оценили по достоинству.

«Любила, но издевалась»

В 1975 году Гурченко снялась в фильме «Мама» вместе с актером и певцом Михаилом Боярским. Сегодня артист вспоминает о ней с печальной нежностью — их связывало немало общих воспоминаний.

По признанию Боярского ФАН, было не только много трагического, но и много смешного. Актер вспомнил случай, приключившийся на съемках «Мамы», где Гурченко досталась роль Козы, а ему — Волка.

Михаил Боярский
Актер театра и кино, певец
Во время съемок она сломала ногу, и я с ней был рядом довольное долгое время. Она, конечно, издевалась надо мной, потому что я позвонил ее маме и сказал, что Людмила ушибла ногу. А у нее был самый настоящий перелом, представляете! Ну я, конечно, полный идиот! Она меня любила, но и довольно часто издевалась надо мной»,
— вспоминает Боярский в интервью ФАН.
Актер добавил, что ему очень не хватает Людмилы Марковны. Она была человеком положительным, отзывчивым и преданным своему делу, свидетельствует Боярский.

А еще она была человеком необычайной энергии. Очень тактичной, вежливой, безумно любящей своих партнеров. Главное, Гурченко была предана тому делу, которым была занята, и ее энергия распространялась на весь коллектив, рассказал Боярский.
В роли Эмилии в фильме «Рецепт вечности», 1983 год. Фото Николая Малышева /Фотохроника ТАСС
Медленно, но верно Людмила Гурченко стала одной из ведущих советских актрис. Закрепить успех помог фильм «Вокзал для двоих», где Людмила Марковна сыграла вместе с Олегом Басилашвили. После этого Гурченко присвоили звание народной артистки СССР.

Зритель помнит и ее городскую красавицу Раису Захаровну из фильма «Любовь и голуби» и ту самую крылатую фразу: «Почему же крашеная? Это мой натуральный цвет!»
Актер Александр Михайлов, сыгравший в картине роль непутевого Васи, который не смог устоять перед чарами эксцентричной героини Гурченко, рассказал ФАН, что Людмила Марковна была невероятно многогранным человеком — в ней удивительным образом сочетались открытость, нетерпимость к бесцеремонности и умение в нужный момент сказать резкое слово.

По словам Михайлова, Людмила была уникальным человеком — такой открытой и популярной, но с очень непростым характером. При этом она — настоящий камертон и в актерской профессии, и в человеческих отношениях.

Александр Михайлов
Актер театра и кино
На съемках фильма «Любовь и голуби», 1984 год. Фото «Мосфильм»
Она терпеть не могла панибратства. Я был свидетелем несколько раз, когда люди подходили, брали ее за плечи, мол, как дела, Люся? Ее реакция была моментальной: она могла сказать такое слово и так поразить бесцеремонного человека, что даже у меня уши вяли»,
— вспоминает Михайлов.
Если же у Гурченко появлялась симпатия к партнеру — все становилось совсем иначе, признает актер.

В человеческих отношениях это была совершенно фантастическая женщина. Человек-оркестр, удивительно умна, по-настоящему талантлива. Не случайно она любима не только в России, но и по всему миру, подытожил Александр Михайлов.
На открытии «Славянского базара в Витебске», 2003 год. Фото Виктора Толочко (ИТАР-ТАСС)

«Нормальная. Как все»

Личная жизнь Людмилы Марковны даже после смерти актрисы остается предметом обсуждения на различных телешоу. Артистка была замужем четыре раза. Первым ее мужем стал режиссер Василий Ордынский. Молодая семья просуществовала всего год, в 1955 году пара развелась и больше никогда не говорила о своих отношениях.

В 1958 году Гурченко вышла замуж снова — на сей раз ее избранником стал писатель Борис Андроникашвили. С ним актриса прожила немногим дольше — два года, и родила от него дочь Марию.

В 1962 году Людмила Марковна стала женой актера Александра Фадеева, который, по воспоминаниям современников, был человеком грубым и вспыльчивым. Некоторые говорят, что именно это и стало причиной, по которой Гурченко подала на развод через два года, а некоторые — что все из-за увлечения Фадеева актрисой Ларисой Лужиной.

Четвертым и последним официальным мужем артистки стал певец Иосиф Кобзон, который искренне полюбил дочь Гурченко от первого брака. Но и этому союзу суждено было распасться — через три года знаменитости со скандалом развелись и не общались около сорока лет.
На премьере фильма «Статский Советник», 2005 год. Фото ИТАР-ТАСС/ Сергей Виноградов
От известного певца Гурченко ушла к безвестному музыканту Константину Купервейсу, который был младше ее на 14 лет. Замуж Гурченко за него так и не вышла — но, тем не менее, пара прожила вместе долгих двадцать лет.

Несмотря на это, сегодня Константину Тобяшевичу словно и нечего вспомнить о женщине, которую он когда-то любил:

Константин Купервейс
Музыкант
Была талантливым, нормальным человеком, как все люди»,
— отрезал Купервейс в разговоре с ФАН.
Удивительно, но и внучка звезды Елена Королева не нашла подходящих слов о Людмиле Марковне в годовщину ее рождения, сказав, что была ребенком и плохо помнит свою бабушку.
Одно дело, когда взрослый человек с ней, условно, полжизни прообщался. И другое, когда ребенку — 12 лет, условно говоря, и он плохо помнит. Не знаю, правда, что сказать…»
— призналась Елена.
На концерте в честь закрытия сезона в Театре Вахтангова, 2010 год. Фото ИТАР-ТАСС/ Алексей Николаев

Маленькая жизнь

В 2009 году Людмила Марковна впервые заняла режиссерское кресло — в картине «Пестрые сумерки» она проявила себя тем самым человеком-оркестром, о котором говорил Александр Михайлов — одновременно выступила как автор идеи, актриса, композитор и режиссер.

В феврале 2011 году артистка снялась в фильме «Легенда. Людмила Гурченко» в Киеве — и это была одна из последних съемок Людмилы Марковны.

14 февраля того же года она поскользнулась и сломала бедро. В марте прооперированную актрису выписали из больницы, но состояние ее ухудшилось. 30 марта 2011 года Людмилы Гурченко не стало.
Траурный кортеж после церемонии прощания в ЦДЛ. Фото ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин
Прощание с актрисой прошло 2 апреля в Центральном доме литераторов. Людмила Гурченко была одета в платье, которое сама сшила незадолго до смерти. Несмотря на то, что артистка завещала похоронить себя рядом с родителями и внуком на Ваганьковском кладбище, похороны прошли на Новодевичьем.

Память о Людмиле Гурченко жива в спектаклях и фильмах о ней — год назад в репертуаре Театра Вахтангова появилась постановка «Люся. Признание в любви», созданная по книгам Гурченко «Мое взрослое детство» и «Аплодисменты».
Главную роль в постановке исполняет заслуженная артистка РФ Нонна Гришаева. В интервью ФАН она рассказала, что в ее судьбе — много пересечений с жизнью Гурченко, и девять десятых текста, который она произносит со сцены от лица Людмилы Марковны, относится к ней самой.

Нонна Гришаева
Актриса
В этом и состоит, с одной стороны, казалось бы, простота, а с другой стороны — сложность. Потому что вживаться в образ мне не приходится, но при этом приходится пропускать все это через себя. Каждый выход на сцену в роли Людмилы Марковны — это для меня моноспекталь и маленькая жизнь, которую каждый раз приходится прожить от начала и до конца»,
— рассказала Гришаева ФАН.
На открытии выставки фотографии А. Ахмадова «Моя Люся», 2015 год. Валерий Шарифулин/ТАСС
Пять лет назад, к 80-тилетию со дня рождения великой актрисы, на телеканале «Россия-1» вышел сериал, который так и называется: «Людмила Гурченко». Его действие охватывает 29 лет из жизни Людмилы Марковны — начиная с поездки в 1953 году на учебу в Москву и заканчивая 1982 годом, когда у Гурченко родился первый внук.

Сыграть великую актрису на сей раз выпала честь заслуженной артистке РФ Юлии Пересильд.

Юлия Пересильд
Актриса
Было очень сложно играть роль такой многогранной личности. Я очень люблю ее книги, восхищаюсь ею — как женщиной, в первую очередь. Чтобы Людмилу Марковну как-то почувствовать, понять и полюбить, очень важно прочитать ее книги «Аплодисменты» и «Люся, стоп!»
— призналась Пересильд в разговоре с ФАН.
На съемках фильма «Карнавальная ночь-2», 2006 год. Фото ИТАР-ТАСС/ Михаил Фомичев
За свою жизнь Людмила Марковна сыграла в 136 проектах, записала более десяти музыкальных альбомов, написала несколько автобиографических книг и стала неотъемлемой частью российской культуры.

Имя Гурченко помнят в России и за ее пределами. И каждый Новый год, перед боем курантов, вся страна вновь и вновь смотрит, как задорная девушка поет про пять минут, про радость и счастье, которые непременно наступят.
Марат Лашкин, Армине Майрикян, Анастасия Стефаницкая, Константин Хиц

Иллюстрации ТАСС, Мосфильм», Global Look Press и Instagram