Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Как итальянцы произвели прорыв на рынке легких боевых самолетов

Как итальянцы произвели прорыв на рынке легких боевых самолетов

Помимо стран-лидеров по производству боевой летающей техники итальянская компания Aermacchi тоже не уступала и создала отличный самолет в своем сегменте. Telegram-канал "Крылья войны" расскажет об истории компании и ее самолетах, которые стояли на вооружении многих стран.

О компании

Aermacchi была итальянским производителем авиационной техники. Компания была основана в 1912 Джулио Макки в Варезе в северо-западной Ломбардии и первоначально производила гидропланы. Во время Второй мировой войны фирма значительно пострадала от налетов самолетов Англии и Соединенных Штатов и после начала выпускать мотоциклы, чтобы удовлетворить потребность рынка в дешевом транспорте. Позже компания специализировалась на гражданских и военных учебных самолетах. В июле 2003 года Aermacchi была интегрирована в Finmeccanica Group (ныне Leonardo) под названием Alenia Aermacchi, что увеличило долю участия до 99%.

Самолет MB.326 военно-воздушных сил Италии

С самого начала разработка и производство учебных самолетов были основными задачами компании. Они включали в себя:

  • МВ.326, турбовентиляторный учебно-боевой и легкий штурмовик;

  • MB.339CD, усовершенствованный вариант УБС 326 и также легкий штурмовик;

  • М.346, самый современный итальянский учебно-боевой самолет.

Самолет A7-043 (MB.326H) на базе австралийских Королевских ВВС Wagga в Австралии

Alenia Aermacchi участвовала в международных военных программах:

  • Программа AMX, где компания разрабатывала и производила переднюю и заднюю секции фюзеляжа, а также устанавливала на самолет некоторое авиационное оборудование;

  • Программа Panavia Tornado, где она проектировала и производила пилоны и законцовки крыла, задние кромки и закрылки, что составляет 5% от общей программы;

  • Программа «Еврофайтер»: Alenia Aermacchi имела долю более 4% в программе Eurofighter, предназначенной для проектирования и разработки крыльевых пилонов, спаренных ракетоносцев и спаренных складских носителей, капсул ECM, конструкций из углеродного волокна и титановых обтекателей двигателей;

  • Программа C-27J. После участия в программе транспортных самолетов G-222 компания участвовала в производстве нового военно-транспортного самолета C-27J Spartan для производства крыльев.

С середины 1990-х годов Alenia Aermacchi участвовала в программах по поставке мотогондол для гражданских самолетов. Она производила следующие детали для них: воздухозаборники и капоты вентиляторов. Компания перестала существовать в 2015 году, но за эти годы работы создала не малое количество самолетов. МВ.326 и MB.339CD будут рассмотрены в этой статье.

Легкий штурмовик МВ.326

В 1953 году главный конструктор фирмы Эрмано Базоччи приступил к проектированию собственного варианта учебного самолета. Проект получил обозначение МВ.326 и представлял собой традиционный моноплан с низкорасположенным крылом. Фюзеляж — полумонокок с четырьмя лонжеронами и кольцевыми шпангоутами. Бортовое оборудование состояло из УКВ-радиостанции SARAM 5-52, автоматического радиокомпаса "Лир" ADF-14 и оптического прицела. Экипаж из двух человек располагался в герметичной кабине на катапультируемых креслах. Первый полет машина совершила 10 декабря 1957 года. Два следующих прототипа поднялись в воздух осенью 1958 и 1959 года, а с 1962 года он пошел в серийное производство.

Самолеты ВВС Италии производят дозаправку в воздухе

Изначально на самолете стояли шасси велосипедного типа от которых отказались в пользу традиционного трехстоечного. В общей сложности с 1961 по 1975 годы была произведена 761 единица техники в 21-й модернизации. Самолеты поставлялись более чем в десяток стран. В Бразилии, ЮАР и Австралии они производились по лицензии. Бразильские МВ.326 имели название АТ-26 "Ксаванте", а южноафриканские — "Импала". В Бразилии было произведено 182 самолета, в ЮАР — 251, а в Австралии — 97. МВ.326 представлял собой достаточно компактный самолет:

Летно-технические характеристики MB.326

Существовали исключительно учебные модификации самолета, которые не были оснащены вооружением. А также учебно-боевые и легкие штурмовые, в носовой части которых устанавливались два пулемета калибром 7,62 мм. Поскольку заказы поступали на вооруженную версию МВ.326, в 1971 году была создана модификация с ударной ролью, как основной. Это был МВ.326К со встроенной 30-мм пушкой DEFA и почти вдвое более мощным двигателем. Итальянские ВВС не стали заказывать этот самолет, но он имел успех на внешнем рынке.

Появление МВ.339

MB.339 военно-воздушных сил Италии

В начале семидесятых годов был испытан МВ.338 — радикальная модернизация предыдущего самолета. Дальше опытного образца дело бы не дошло, но в 1972 году Aermacchi заключила контракт с итальянскими ВВС на разработку реактивного учебного самолета второго поколения для замены в их составе МВ.326 и бомбардировщика G.91T. Было рассмотрено около девяти различных проектов, но ВВС заинтересовали два варианта будущего самолета, получившего обозначение МВ.339. Первый прототип МВ.339Х был поднят в воздух 12 августа 1976 года, а второй 20 мая 1977 года.

Новый самолет имел более совершенное бортовое оборудование, включавшее приемник навигационной системы TACAN, систему посадки вслепую, систему опознавания "свой-чужой", доплеровский измеритель скорости и угла сноса, инерциальную навигационную систему. На внешней подвеске самолет был способен нести до 2040 кг вооружения и мог использоваться как легкий штурмовик помимо учебного воздушного судна.

Летно-технические характеристики MB.339

В носовой части самолета могли установить модули-контейнеры с пушками или пулеметами. Это могли быть либо 12,7-мм крупнокалиберный пулемет "Кольт-Браунинг" M2HB с боезапасом 350 патронов, либо 7,62-мм шестиствольный пулемет GAU-2B/A "Миниган" с боезапасом 1500 патронов, или же 30-мм пушка DEFA (боезапас — 150 патронов). Один из вариантов внешней подвески — шесть контейнеров SUU-11A/A с пулеметами "Миниган" и боекомплектом 1500 патронов. В сочетании с установленным в носовой части таким же пулеметом самолет мог за 15 секунд обрушить на противника 10 500 пуль общим весом порядка 107,1 кг.

Особенно впечатляет скороподъемность этого самолета — 9145 м/мин (примерно 152 м/сек).

Было заказано 100 серийных МВ.339А для ВВС Италии. Новые самолеты начали поступать в августе 1979 года. 19 единиц МВ.339А были поставлены в варианте МВ.339PAN — на концах крыла вместо баков были установлены генераторы дыма. Именно на этих машинах с 1982 года летает итальянская пилотажная группа "Фречче Триколори".

Выступление пилотажной группы Frecce Tricolori на самолетах MB.339 в их юбилейный 2005 год

В 1994 году была выпущена последняя партия из шести машин для замены списанных. Данный самолет имел успех и на внешнем рынке. В разное время их приобрели ВМС Аргентины (10 самолетов), ВВС Ганы (4 ед.), Малайзии (13 ед.), Нигерии (12 ед.), ОАЭ (7 ед. в варианте NAT) и Перу (16 ед.). В боевых действиях самолет применялся лишь во время англо-аргентинской войны за Фолклендские острова 1982 года. Этой войне посвящена одна из наших статей.

Как итальянцы произвели прорыв на рынке легких боевых самолетов

В разное время самолет дважды модифицировали, выпустив технику под названиями МВ.339К и МВ.339В, но они не заинтересовали ни Итальянские ВВС, ни страны зарубежья. Успех пришел к модификации МВ.339С, серийный выпуск которого начался в 1987 году. Версия предназначалась в первую очередь для выполнения задач штурмовика и морского ударного самолета. На машину было установлено самое современное на тот момент навигационное оборудование и системы управления оружием: навигационная ЭВМ AD-620K, ЭВМ управления вооружением с коллиматорным индикатором SABRE, инерциальная платформа LR-80, сопряженная с доплеровским радиолокационным измерителем скорости AD-660, лазерный дальномер и радиовысотомер HG-7505.

Итальянские ВВС получили 30 таких самолетов, оснащенных помимо всего перечисленного еще и системой дозаправки в воздухе. В 1991 году поставки МВ.339С осуществились в Новую Зеландию, где они прослужили более десяти лет. В 1997 году в непозволительно упрощенном варианте 6 самолетов купила Эритрея. Они достаточно удачно применялись в ходе эфиопско-эритрейского конфликта 1998-2000 годов, о котором мы также писали ранее, и западная пресса в шутку даже именовала их "великолепной шестеркой".

Как итальянцы произвели прорыв на рынке легких боевых самолетов

Дважды Aermacchi предприняла попытку выйти на американский рынок, но оба раза потерпела неудачу.

Постепенно МВ.339 устаревает и выходит из состава ВВС разных стран. Тем не менее, по состоянию на 2017 год некоторое количество самолетов все еще использовали ВВС Италии, Малайзии и Эритреи. Таким образом видно, что итальянские учебно-боевые самолеты успешно стояли на вооружении многих стран мира несколько десятилетий. И даже такая небольшая компания смогла найти свою нишу среди гигантов авиастроительной отрасли.

Подписывайтесь на Telegram-канал "Крылья войны", чтобы быть в курсе новостей из мира военной авиации.

Новости партнеров