Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Какие самолеты использовали Эфиопия и Эритрея в ходе двухлетней войны

Какие самолеты использовали Эфиопия и Эритрея в ходе двухлетней войны

Конфликт между Эфиопией и Эритреей продолжался с 1998 по 2000 год. Две страны воевали за контроль над спорными приграничными территориями. Telegram-канал «Крылья войны» рассказывает о боевой авиации, которую использовали враждующие африканские государства.

Война началась не сразу. Ее предпосылки существовали уже в 1974 году, когда около сотни эфиопских военных во главе с генералом Аманом Андом вошли в сговор с начальником придворной охраны Менгисту Хайле Мариам и свергли старого императора Хайле Селассие. Следующие три года Менгисту прорывался к вершинам власти.

Президент Эфиопии Менгисту Хайле Мариам

Став главой государства, он решил, что под его руководством Эфиопия будет строить социализм. В 1988 году началась гражданская война. Менгисту три года с переменным успехом боролся с крепнувшим партизанским движением, но в 1991 году ситуация обострилась в связи с засухой, неурожаем и голодом в большинстве провинций. Националистическое движение на севере страны, которое боролось за образование самостоятельного государства Эритрея, студенческие волнения, клановость и просчеты руководства привели к значительному подъему антиправительственного движения. 21 мая Менгисту улетел в Зимбабве, прекратив сопротивление, а через неделю партизаны вошли в столицу.

Эритрея стала независимым государством. Поначалу ее отношения с Эфиопией были самыми дружественными, но быстро ухудшились. Весной 1998 года Эритрея захватила более 1000 квадратных километров территории соседней страны. До наступления сухопутных войск ВВС Эритреи разбомбили приграничный аэродром и ближайшую к нему школу — вместе с детьми. До этого конфликта командование ВС Эфиопии очень мало внимания уделяло своим Военно-воздушным силам. Летчиков было очень мало, их боевая подготовка несколько лет почти не велась, не были даже оборудованы учебные полигоны.

История Военно-воздушных сил Эфиопии

Императорские ВВС Эфиопии были основаны в 1929 году. Во их составе находились самолеты в основном французского производства. В 1935 году подразделение было уничтожено во время итальянского вторжения. После Второй мировой войны ВВС Эфиопии были созданы почти с нуля с помощью бывших шведских военных летчиков. Были приобретены 46 бомбардировщиков Saab B17A и 48 учебно-тренировочных самолетов Saab 91 Safir.

Бомбардировщик ВВС Эфиопии шведского производства

В 1960-1970-х годах было налажено сотрудничество с Соединенными Штатами. Эфиопский флот пополнился 13 самолетами F-5A, двумя F-5В и четырьмя бомбардировщиками Canberra B.52. Также было поставлено по одному самолету F-86 Sabre, T-28D Trojan и T-33A. Еще 17 истребителей F-5E/F Tiger II, 12 штурмовиков A-37B Dragonfly и 15 самолетов Cessna 310 были заказаны, а многие эфиопские летчики отправились на учебу в США.

Летом 1977 года Сомали вторглось в эфиопскую провинцию Огаден. Руководство Эфиопии обратилось за помощью к Кубе. Менгисту и Фидель Кастро разработали план, согласно которому кубинцы должны были направить в Эфиопию людей и советские материальные средства для поддержки режима. В конце 1977 года советские войска организовали воздушный мост в Аддис-Абебу. В это время были доставлены 48 истребителей МиГ-21ПФМ и МиГ-21МФС и оборудование для них, более 200 танков и бронетехники, а также около 16 боевых вертолетов Ми-24А.

В 1980-е годы армию Эфиопии поддерживали кубинскими самолетами и вертолетами. Реорганизованные ВВС Эфиопии предпринимали десятки крупных и мелких наступательных операций против Эритреи. Однако вскоре Куба и СССР отменили все дальнейшие поставки вооружения, и армия Эфиопии оказалась в полном беспорядке. Эритрея и эфиопская оппозиция обрубили все каналы поставки оружия.

Летчики ВВС Эфиопии у МиГ-23 советского производства

Примечательно, что в последние дни правления Менгисту ВВС Эфиопии проявили себя с лучшей стороны. Они стремились как можно дольше защищать остатки армии и Аддис-Абебу от мятежников. Однако когда летчики увидели, что их дело проиграно, они решили покинуть страну вместе с самолетами.

22 различных эфиопских самолета (один L-39ZO, три МиГ-23БН, два Ан-12Б, один Cessna L-19) и 12 вертолетов (семь Ми-8, три Ми-35, два Alouette III) были переправлены в соседние страны, главным образом в Джибути.

Большинство военных баз Эфиопии были захвачены и разрушены. В Аддис-Абебе были захвачены находившиеся в аварийном состоянии оставшиеся 36 самолетов МиГ-23БН, 20 МиГ-21МФ, десяток Ан-12Б и один Ан-26. Пригодна к использованию была только та авиация, которая улетела из страны. Однако впоследствии самолеты вернулись.

Независимость Эритреи и подготовка ВВС двух стран

После неконтролируемого референдума 1991 года эритрейцы провозгласили собственное государство со столицей в Асмэре независимым от Эфиопии.

Обе страны приступили к реорганизации вооруженных сил, чтобы быть готовыми к новому конфликту. В конце 1992 года в Эритрее были созданы собственные ВВС, а первые летчики, прошедшие подготовку на бывших эфиопских SF.260TP и L-39ZO в Дебре Цайт, были готовы к середине 1993 года. Чтобы совершенствовать их подготовку, были приобретены четыре финских самолета Redigo. В мае 1994 года в Асмэру прибыли четыре китайских легких Y-12. В ангарах того же аэродрома эритрейцы обнаружили восемь эфиопских МиГ-21, девять Т-33 и два Ми-8. За исключением Ми-8 они были в относительно хорошем состоянии. Вертолеты не восстановили. В 1996 году эритрейцы заказали шесть легких штурмовиков Aermacchi MB.339CE из Италии.

Итальянский штурмовик ВВС Эритреи

Из-за ухудшения экономической ситуации, проблем с голодом и восстановлением после долгой войны Эфиопия смогла начать реорганизацию своих вооруженных сил только в 1995 году. Тогда с Израилем был заключен контракт на переоборудование 15 МиГ-21МФ и 12 МиГ-23БН. К 1998 году в ВВС Эфиопии насчитывалось около 20 летчиков, большинство из которых были неопытными. Состояние доступных баз техобслуживания также было ужасным.

Тем временем в Эфиопии активно действовала российская компания «Росвооружение». Русские и эфиопы договорились о нескольких крупных сделках и с лета 1998 года в Эфиопию прибыла не только новая техника, но и группа бывших офицеров российских ВВС. Сообщения об этом очень быстро достигли Асмэры. В тщетной попытке предотвратить поставки подкреплений в Эфиопию президент Эритреи Исайяс Афеверки объявил, что каждый иностранный летчик, чей самолет упадет на территории страны, будет немедленно расстрелян при захвате.

Предупреждение Афеверки не испугало 80 российских военных, которые прибыли в Аддис-Абебу на борту нескольких зафрахтованных Ил-76. Эфиопия закупила у Румынии десять отремонтированных МиГ-23БН и к концу осени 1998 года на вооружении ВВС страны были примерно 18 самолетов МиГ-23БН, 10 МиГ-21 (около 30 других, не отремонтированных, находились в резерве и использовались в качестве источников запасных частей), шесть Ан-12, два DH-6, 24 Ми-24/35 и 22 Ми-8. В рамках еще одной сделки на 11 млн долларов США поставили в Эфиопию четыре транспортных самолета C-130B.

Су-27 ВВС Эфиопии

МиГ-21 был основным истребителем-бомбардировщиком ВВС Эфиопии с конца 1977 по начало 1999 года. Тогда с Москвой была согласована сделка на сумму примерно 150 млн долларов. В африканскую страну были поставлены восемь Су-27 (в том числе два двухместных Су-27УБ). Другая сделка с венгерской «Дунайской авиастроительной компанией» была заключена в октябре 1997 года — были поставлены четыре Ми-8Т. Также были закуплены дополнительные вертолеты Ми-24, боеприпасы и наземное навигационное оборудование. Большая часть новой техники была доставлена в Аддис-Абебу в период с 10 по 23 декабря 1998 года самолетами Ил-76 и Ан-124 различных небольших российских компаний.

С точки зрения финансов Эритрея едва ли могла догнать Эфиопию в этой гонке вооружений. Однако власти в Асмэре не могли себе позволить оставаться на месте. Летом 1998 года Россия поставила эритрейцам восемь МиГ-29А и два МиГ-29УБ в рамках двух контрактов на сумму около 25 миллионов долларов каждый. Первый из новых эритрейских истребителей был замечен близ Асмэры 14 декабря 1998 года. А летом 1998 года был организован воздушный мост между Киевом и Асмэрой. Один из самолетов Ил-76, доставлявших в Эритрею новое оборудование и вооружение, разбился недалеко от столицы 17 июля 1998 года.

МиГ-29 ВВС Эритреи

Небольшой флот эритрейских МиГ-29 предполагалось использовать в самых серьезных миссиях по установлению превосходства в воздухе над полем боя. В последующих воздушных боях в 1999 и 2000 годах эритрейские МиГ-29 понесли значительные потери.

Боевые действия в небе над Африкой

3 июня 1998 года развернулось крупное сражение в районе города Алитена, в ходе которого обе стороны обменивались артиллерийским, ракетным и минометным огнем. Через два дня в бой вступили ВВС Эритреи и Эфиопии.

В 09.45 утра два МиГ-23БН из состава ВВС Эритреи открыли огонь по аэропорту Асмэры. Во время их атаки был поврежден один Boeing 727 авиакомпании Aero Zambia и два ангара. Один человек погиб, еще пятеро получили ранения, когда одна из бомб упала на автобусную станцию рядом с аэропортом. Эфиопские летчики столкнулись с ожесточенным зенитным огнем, и один из истребителей разбился в пригороде Асмэры. Летчик не смог катапультироваться. Всего через пару часов США начали эвакуацию иностранных граждан из Эритреи: чартерный Airbus А300 эвакуировал первую группу из 190 гражданских лиц.

В тот же день Эфиопия сообщила о двух атаках эритрейских штурмовиков MB.339FD на город Мекелле, столицу эфиопской провинции Тыграй. В результате применения кассетных бомб погибли 44 мирных жителя, 135 получили ранения. Утром 6 июня 1998 года два эфиопских МиГ-21 повторили атаку на аэропорт Асмэра и расположенную неподалеку базу ВВС Эритреи. Эритрейцы вновь сумели сбить один самолет. Летчик, полковник Базбех Петрос, один из самых опытных эфиопских пилотов, катапультировался и был схвачен. МиГ-21 ведомого Петроса, лейтенанта Алемайеху Гетачев, тоже получил повреждения, но благополучно вернулся на базу. Эфиопы согласились подождать до 7 июня, чтобы дать время иностранным гражданам покинуть Асмару. Немецкий Airbus А310 направился в сторону Джидды. Последними иностранными самолетами, которые взлетели, были два американских С-130, два Ан-24, зафрахтованных ООН, и один итальянский авиалайнер.

Подкрепления, полученные ВВС обеих стран, пришли как раз в последний момент перед очередным витком столкновений, разразившихся в начале февраля 1999 года. Эфиопские силы вновь безуспешно пытались прорваться через позиции эритрейской армии в Заламбессе. 5 февраля два эритрейских самолета атаковали склад горючего в Адиграте, примерно в 48 км от эфиопской границы, важный для снабжения эфиопской армии топливом. Через день в районе Бадме вспыхнула новая серия пограничных столкновений, и Эфиопия была вынуждена перебросить через линию фронта свои боевые вертолеты. Эритрейцы начали наращивать свою противовоздушную оборону над фронтом. Утром 14 февраля им удалось захватить один из двух эфиопских Ми-24, атаковавших линию фронта вблизи Бурре, примерно в 72 км к югу от Асеба. Оба члена экипажа погибли. Эфиопия подтвердила эту информацию, но отвергла заявление Эритреи о сбитом 24 февраля втором Ми-24. ВВС Эфиопии продолжали готовиться к предстоящей операции. Они использовали свои старые Ан-12Б в качестве бомбардировщиков. Сообщалось о нескольких ночных атаках, предпринятых этими самолетами на эритрейские позиции в горах вокруг Бадме.

Карта спорных территорий на границе Эритреи и Эфиопии

26 февраля эфиопские силы, наконец, вновь начали свои операции. Две группы из двух МиГ-23БН бомбили центр материально-технического обеспечения эритрейской армии в Харселе, в то время как другие самолеты бомбили объекты водоснабжения в порту Ассаб и близлежащий аэродром. Эти атаки повторялись даже во время переговоров по мирному урегулированию, которые проходили в обеих столицах при поддержке Организации Африканского Единства (ОАЕ) и Евросоюза.

С появлением эфиопских истребителей Су-27 эритрейцам и их украинским инструкторам стало ясно, что им может не хватить сил для поддержки военных. Поэтому утром 25 февраля на перехват двух Су-27, патрулировавших вдоль линии фронта в районе Бадме, были направлены четыре МиГ-29. Управляемые российскими летчиками самолеты заметили противника и предприняли попытку скрыться, но попали под удар ракет Р-27/АА-10. Ни одна из ракет цели не достигла, однако обстрел вынудил летчиков развернуться и принять бой. Был сбит один эритрейский МиГ-29. О судьбе летчика, который, по слухам, был командующим ВВС Эритреи, ни одна из сторон не сообщила.

Между авиацией двух стран произошло еще много воздушных боев:

  • Одинокий Су-27С, пилотируемый женщиной-пилотом, капитаном Астер Толосса, сопровождал несколько МиГ-21, обнаружил самолет, приближающийся со стороны Асмэры. Капитан Толосса развернулась на перехват и идентифицировала цель как невооруженный эритрейский МиГ-29УБ. После маневрирования, в ходе которого экипажи МиГа и «Сухого» вступили в переговоры, Толосса поняла, что пилот МиГа был ее бывшим инструктором. Капитан Толосса немедленно предупредила, что собирается сбить его и попросила приземлиться в Дебре Зейт. Он не подчинился и Толосса нажала на курок. Летчица получила звание героя. Она стала первой женщиной-пилотом, которая сбила вражеский самолет.
  • Заблудившийся вертолет Ми-35 ВВС Эфиопии приземлился в тылу эритрейской армии. Вертолет захватили, что стало с его экипажем — неизвестно. Захваченный Ми-35 впоследствии обслуживался украинцами техниками в Асмэре и был принят на вооружение ВВС Эритреи. Последний раз его видели в мае 2000 года.
  • Столкновение эфиопских Су-27 и эритрейских МиГ-29, в ходе которого были сбиты два МиГа.

Потери ВВС Эритреи были довольно серьезными. Тем не менее операции над фронтом Мереб-Сетит были продолжены. Эритрейцы заявляли, что сбили несколько Ми-35 и два истребителя ВВС Эфиопии МиГ-23БН.

Выводы

Боевые столкновения в ходе войны между Эфиопией и Эритреей были интересны для сторонних наблюдателей. На Западе отказывались верить в то, что две беднейшие африканские страны могли устроить такую войну и при этом в большом количестве использовать такую «высокотехнологичную» технику, как Су-27, МиГ-29, Ми-35, танки, артиллерию и ракетные установки. Обе стороны были способны тщательно планировать и осуществлять свои действия — даже если не все работало должным образом.

Эритрея и Эфиопия потратили на войну сотни миллионов долларов. Десятки тысяч жертв стали прямым следствием конфликта. В результате произошли лишь незначительные изменения границ. Только в 2018 году правящая в Эфиопии коалиция во главе с премьер-министром Абием Ахмедом согласилась полностью выполнить мирный договор, подписанный с Эритреей в 2000 году. При этом мир объявлен обеими сторонами в лишь в июле 2018 года.

Между тем, в Мекелле есть бар, принадлежащий женщине, которая назвала его «Бар Су», — в память о самолетах, которые «били эритрейцев». А охранник аэропорта в том же городе хвастается связкой ключей, на которой находится металлический обломок, — предположительно, от эритрейского МиГ-29, сбитого эфиопским Су-27.

Новости партнеров