Поиск
Лента новостей
Закрыть
Общество
Установлена личность туриста, погибшего на перевале Дятлова
Общество
Эволюция взглядов: религия о науке
Следующая Новость
Загрузка...

    Нажмите CTRL + D, чтобы добавить в закладки эту страницу.

    Эволюция взглядов: религия о науке

    10:16  1 Ноября 2014  /обновлено: 21:10  27 Октября 2015
    2

    На ежегодной сессии Папской Академии Наук Папа Римский Франциск озвучил новые постулаты Римско-католической церкви, касающиеся происхождения Вселенной и человека. Папа Франциск признал теорию Большого взрыва и теорию эволюции не противоречащими христианскому миропониманию. «Большой взрыв, который сегодня считают началом мира, не противоречит вмешательству верховного создателя, но нуждается в нем, — считает Папа Римский. — Эволюция в природе не противоречит понятию сотворения, потому что требует создания существ, которые эволюционируют», — передает Ватиканское радио слова предстоятеля Римско-католической церкви. Слова Папы Римского Франциска идут вразрез с мнением его предшественника Бенедикта XVI, который разделял точку зрения креационистов, считающих, что бог сотворил человека и других живых существ одновременно. Впрочем, в религиозной среде нет единогласного взгляда на проблемы мироздания. О том, что думают о теории Большого взрыва и теории эволюции представители разных конфессий, Федеральное агентство новостей узнало из первых уст.

    В Библии есть всё

    О том, что думают православные христиане касаемо научных представлений о создании вселенной,  корреспондент ФАН спросил у протоиерея Александра Сорокина, настоятеля Феодоровского собора Санкт-Петербурга. - Говорится ли в Библии об эволюции или о том, что было до сотворения мира? - Библия не о том, каков в механическом, материальном смысле сценарий происхождения мира и человека. Библия говорит о том, кто запустил те процессы, которые привели к появлению вселенной. А эти самые процессы изучает наука — пусть это будет теория Большого взрыва или эволюция. И тут никакого противоречия нет. Например, если вы внимательно прочитаете первую главу Книги Бытия, с которой начинается Библия и в которой говорится о шести днях творения, то вы там увидите ни что иное, как эволюцию, потому что описано там появление сначала всего неживого, потом живого в последовательности от простого к сложному, а на вершине этой эволюционной лестницы как венец творения стоит человек. При этом он создан в один день с млекопитающими, в том числе и с обезьянами. Он есть образ и подобие Божье, в отличие от всех других тварей. Это, собственно, и делает его исключительным из всего того, что сотворено Богом. - То есть с точки зрения православия теория эволюции вполне имеет место быть? - В этом нет противоречия православному учению не потому, что православное учение занимается биологией и происхождением видов, а потому, что учение Церкви в целом — это не наука о происхождении мира, а вера в то, кто сотворил мир, кто создал эти эволюционные процессы, которые изучает наука. И не только Папа Франциск об этом говорит. - Как православие смотрит на то, что было до возникновения человека и вселенной? - Если опираться на Священное Писание, то из Библии выводится церковное богословское учение о творении мира из ничего. Не было ничего, и Бог сотворил все. А как сотворил... Есть так называемые креационисты, от слова creation, и в католической церкви, и в православной, и среди протестантов, которые считают, что все надо принимать буквально, как написано в Библии. То есть все на Земле было сотворено единовременно, без всякой эволюции. А есть люди, и среди ученых в том числе, которые не видят противоречия между различными теориями происхождения вселенной (от Большого Взрыва или чего-то еще) и библейским учением. Библейский язык — язык мифологический, впрочем, и научный язык тоже по-своему мифологический. - Какой точки зрения придерживаетесь вы лично? - Я не биолог, и не знаю деталей. Я знаю, что в Библии написано буквально следующее: земля произрастила зелень. Из земли вышли каким-то образом, наверное, путем эволюции, разнообразные растения, трава, деревья. Особенность в том, что прежде, чем в Библии сказано, что земля произрастила зелень, идет фраза о том, что Бог сказал: «Да произрастит земля зелень». Вот в этом суть. - Как вы считаете, должна ли светская наука сотрудничать с религией, в частности с Церковью? - Я бы сказал, что нельзя сталкивать лбами науку и веру. Дело в том, что наука изучает материю в широком смысле слова, в которой живут и верующие, и неверующие. Истина о том, что дважды два — четыре,будет одинаково верна и для верующего, и для неверующего. И физические законы, открытые полностью или еще неизвестные, — это область критического знания, которое основывается на эксперименте, на измерениях. А вера — это область, связанная с интуицией Бога. Бог не может быть подвергнут научному исследованию, это не наука в критическом смысле слова. Нельзя даже рассуждать о том, сотрудничать или нет — это разные сферы интересов.

    Коран подтверждает теорию Большого взрыва

    О понимании мусульманским сообществом научных утверждений о Вселенной и человеке рассказал Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН. - Что говорит Коран о сотворении Вселенной? - Что касается происхождения Вселенной, то ислам подтверждает, что Вселенная возникла в один момент, стремительно развернувшись из небытия. Фактически в Коране подтверждается научное утверждение о том, что Вселенная расширяется. Там есть такой аят: «Мы воздвигли небо благодаря могуществу, и Мы его расширяем». Господь говорит о себе во множественном числе, подчеркивая степень своего величия. Научное утверждение о том, что Вселенная возникла из сверхплотного галактического яйца, в результате взрыва которого звезды и планеты в один момент заняли свои места тоже фактически идентично подтверждается Священным Писанием. Поэтому концепция прохождения мира, которая содержится в Коране, не противоречит, а наоборот, подтверждает теорию Большого взрыва и расширения Вселенной. - А есть ли подтверждения насчет эволюции видов? - В Коране нет прямых указаний, подтверждающих эволюцию как теорию происхождения видов. Но очевидно, что жизнь в живые существа вдохнул сам Всевышний. Что касается того, как развивались существа и происходили ли они друг от друга — над этим мусульманские мыслители и научное сообщество еще должны вместе поработать. Лично я считаю, что после того, как Всевышний создал живые организмы, они вполне могли эволюционировать в определенной степени, но по воле и замыслу Всевышнего. Но сам механизм эволюции в том виде, в каком преподносит ее современная наука, пока не подтвержден исламскими учеными. Эволюция как концептуальный механизм, контролируемый Богом, возможен. Но происхождение человека от животного — куда более сложный момент, так как Священное Писание утверждает, что человек был создан Богом, и ему были дарованы душа и разум. Как это соотносится с существованием человекоподобных приматов до появления человека разумного — на этот вопрос исламские мыслители еще не дали согласованного с представителями естественных наук ответа.

    Еврей отдаст предпочтение Торе

    Об иудейском понимании научных теорий рассказал главный раввин Санкт-Петербурга Менахем-Мендел Певзнера: - Что вы думаете о заявлении Папы Франциска? - В Торе написано: "В начале сотворил бог небо и землю". Мы воспринимаем написанное в Торе не метафорически, не символически, а в прямом и буквальном смысле. Если есть столкновение между сказанным в Торе и научной теорией, верующий еврей отдаст предпочтение словам Торы. Любая научная теория неоднозначна, она базируется на интерпретации фактов, и одна теория может противоречить другой. Тора же, с точки зрения иудея, — это абсолютная правда, слово, сказанное самим Всевышним. - А можно ли найти в Торе подтверждение эволюции или теории Большого взрыва? - Что касается теории Большого взрыва. Суть этой теории в том, что мир, по крайней мере в какой-то его части, возник случайно. Мы же верим в то, что Всевышний создал мир целенаправленно, по своей Воле. И не просто создал, а продолжает ежечасно, ежесекундно наблюдать за Своим творением. То же и с теорией эволюции. Это не более чем один из способов интерпретировать факты. В конце концов, никто своими глазами не видел, как из одного вида животного происходит другой. Мы верим, что, как и написано в Торе, Всевышний сотворил человека по образу и подобию Своему.

    Вначале был Будда

    Когда речь идет о единстве науки и религии, научное сообщество более всего симпатизирует буддизму (особенно это касается поклонников квантовой физики). Буддизм, утверждающий, что разум или сознание (буддхи) является предвечным элементом мира, вполне подходит для осознания того, что было до Большого взрыва. Многие ученые видят в таком понимании параллели с понятием сингулярности вселенной, состоянием вселенной в момент Большого взрыва. О тонкостях буддистского понимания мира Федеральному агентству новостей рассказал настоятель главного буддистского храма «Дацана Гунзэчойнэй» Буда Бадмаев. - Что говорит буддизм о теории Большого взрыва и эволюции? - В буддизме нет понятий создателя и единого бога. В буддизме существует множество божеств, и даже они так или иначе не вечны. Буддистская логика такова: если единый бог существует, то он не создатель. А мир, согласно буддизму, никем и ничем не сотворен. Он имеет изначальную безвременность, без начала и конца. А так как мы придерживаемся понимания кармы, то под нашу философскую систему вполне подходят разнообразные научные утверждения: и теория Большого взрыва, и теория эволюции. Так, теория эволюции согласуется с нашим законом кармы, законом причинно-следственной связи. Ведь раньше у нас не было ни телефонов, ни машин, но развитие знания, сознания человека приводит к такому усовершенствованному способу существования. Именно поэтому в буддизме не верят в изначального создателя, так как у любого существа и предмета есть его собственный создатель. - А что было до Большого взрыва? - У всего есть разумная причина, даже если она не очевидна с первого взгляда. До Большого взрыва шел некий процесс, как бывает и в нашей жизни — когда случается землетрясение, например. Мы не видим процессов, способствующих землетрясению, но оно случается только когда возникают причины и особенные условия. То есть причина возникновения взрыва все равно была. Что касается того, что было до него — согласно буддистской картине мира, любой объект существует только потому, что есть субъект (разум), который его осознает. Это сознание существовало всегда, в том числе и до Большого взрыва.

    Бог эволюции и развития

    Дитрих Брауэр, Архиепископ Евангелическо-Лютеранской Церкви России, поделился взглядом лютеран на мир научных открытий. - Что Вы думаете о заявлении Папы Римского Франциска? - Это очень радостно для нас, потому что мы — церковь реформации, которая изначально выступала за то, что церковь должна обновляться, мыслить, корректировать свои позиции, сохраняя при этом общехристианские основы, которые дарованы Самим Богом и Христом. В данном случае, если речь идет о вечном споре креационистов и эволюционистов — все-таки необходим диалог. И Папа Римский открывает прекрасную широкую дверь для этого диалога, потому что один из его предшественников Иоанн Павел II тоже ратовал за это, используя прекрасный образ — у Церкви, как у самолета, два крыла — религия и наука. Самолет не полетит, если одного из крыльев не будет. Религия и наука должны дополнять друг друга. Мы, как христиане, акцентируем свое внимание на том, что человек, как личность, сотворен по образу и подобию божию. Для нас это не какой-то научный факт или то, что нуждается в доказательстве — это то, что человек раскрывает и доказывает своей жизнью. В конечном счете, любые научные достижения — это тоже часть творческого потенциала, заложенного Богом в человеке. Поэтому, если наука делает какие-то открытия или даже выдвигает некие спорные позиции, то религия не должна сразу закрываться и изолироваться. Мы должны быть критичны, но и открыты к науке. - Насколько мы поняли, Папа Римский сказал, что живое существо было создано Богом, и потом оно эволюционировало. Как вы к этому относитесь? - Есть научные данные, которые говорят о том, что с человеком происходят трансформации в связи с изменениями климата, условий жизни. С этим нет никакого смысла спорить. Если мы, как христиане, заявляем о том, что Бог сотворил этот мир, это необязательно понимать так, что в какой-то момент Бог поставил нас на землю как уже готовых людей, как каких-то марионеток, которые не мыслят, не меняются и не развиваются. Каждый рождающийся на этой земле человек меняется. Поэтому, конечно, мы наблюдаем эволюцию как процесс изменения, преобразования. Что касается происхождения человека от животного — это уже второй вопрос, с которым мы, как христиане, не согласны. Но как сотворенный и богоугодный процесс преображения — почему нет? Тем более, что в Священном Писании мы так и читаем — человек был сотворен из праха, и стал человеком после того, как Бог вдохнул в него свой дух. Этот прекрасный образ — замечательная почва для размышлений: что означает быть свободной богоугодной личностью, сотворенной по воле Бога. Это гораздо важнее, чем споры о мелочах, до которых мы, может быть, никогда не докопаемся. Человек и его место в мироздании гораздо важнее. Если мы воспринимаем Бога как всемогущего, то можем понимать его как Бога эволюции, развития и изменений. - А как лютеранское сообщество понимает теорию Большого взрыва? - Внутри лютеранского сообщества есть разные позиции. Мне кажется, это не мое дело как религиозного лидера — рассуждать о научных вещах, потому что я в этом дилетант. Мы готовы взглянуть на мир по-новому с точки зрения науки. Но как это часто бывает в истории, когда делается открытие — ученые не знают, что делать с этим открытием. Можно вспомнить пример академика Сахарова. Поэтому религия должна реагировать на все эти вещи, в том числе критично. В данном случае теория Большого взрыва и другие теории нуждаются в понимании с разных точек зрения. Все может быть, но без Бога и друг друга мы далеко не продвинемся. Диана Колобаева

    Triangle Created with Sketch.
    Автор: Алексей Громов
    Загрузка...
    Закрыть
    Нажмите "Сохранить", чтобы читать "РИА ФАН" на главной ЯндексаСохранить
    Популярное на сайте
    Читайте нас в соцсетях