Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Не только Санта-Муэрте: богини, сформировавшие облик современной Мексики (18+)

Не только Санта-Муэрте: богини, сформировавшие облик современной Мексики (18+)

Говоря о Мексике, большинство людей в первую очередь представляют три вещи: Фриду Кало, наркокартели и, конечно же, Санта-Муэрте. Последняя изображается в виде скелета, украшенного цветами и задрапированного в шали и платки самых разных цветов. В массовой культуре роль Санта-Муэрте, как правило, играет молодая девушка со зловещим макияжем и венком роз в волосах.

Ее образ является одним из самых популярных карнавальных нарядов в мире, а символика в виде сахарных черепов, шипов, алкоголя и искусственной (в некоторых случаях — настоящей) крови активно эксплуатируется местной индустрией развлечений. Однако Санта-Муэрте вовсе не самое одиозное и экстравагантное божество Центральной Америки. Ацтеки оставили после себя не менее колоритных женских персонажей, рядом с которыми культ Святой Смерти может показаться персонажем из детских утренников.

Автор Telegram-канала «Секс, картели, Фрида Кало» рассказывает о самых жутких мексиканских богинях, культ которых существенно повлиял не только на современный облик региона, но и вдохновил преступные группировки на некоторые ритуалы.

Сиуапипильтин

Жители империи Ацтеков считали, что женщины, погибшие при родах, достойны того же почтения, что и павшие в бою воины. Более того, они становятся богинями — Сиуапипильтин. Их призванием становится сопровождение душ умерших воинов через темные области подземного мира, после чего четыре года они могут оставаться в раю. Потом богини могли выбирать свою дальнейшую судьбу и даже вернуться на землю в новом воплощении.

Одни из них превращались в мотыльков, а некоторые — в демонов с черепами вместо головы и шикарным когтекюром. Встреча с ними ни к чему хорошему не приводила.

Чтобы избежать последнего, умерших рожениц хоронили, соблюдая целую систему строгих правил. В частности, муж нес покойницу на плечах, а его сопровождали акушерки и пожилые женщины с мечами и щитами. Муж мог отрезать прядь волос и средний палец левой руки погибшей: считалось, что это может сделать воина непобедимым в бою.

Последняя деталь, кстати, существенно усложняла процесс погребения — группы молодых людей постоянно дежурили возле мест захоронений и норовили отрезать левую руку у покойниц или вообще украсть у скорбящих мужей труп. Те были вынуждены сторожить могилы еще четыре дня после похорон, дожидаясь, пока волосы и руки покойниц «потеряют» магические свойства.

Тласолтеотль («Пожирательница грязи»)

В ацтекском пантеоне выделяется богиня Тласолтеотль, чье имя в переводе с науатля звучит как «Пожирательница грязи». Причем в роли грязи здесь выступает вовсе не месиво на дорогах после дождя, а… экскременты. Некоторые деликатные переводчики уточняют, что речь в данном случае идет об экскрементах богов. От этого, впрочем, не легче.

Тласолтеотль в своем классическом виде покровительствовала плодородию — как в сельском хозяйстве, так и в спальне, причем не только в супружеской. Зачатие, роды, похоть, разврат, занятия проституцией из нужды или от удовольствия — всем этим заведовала она.

Богиня также отвечала за венерические болезни, безумие и даже эпилепсию. Она могла как наслать их на грешника, так и освободить от мук.

Перед смертью необходимо было молить богиню об искуплении грехов и очищении души. Если делать это достаточно усердно, то Тласолтеотль поедала всю грязь и грехи умирающего, позволяя ему очиститься при переходе в лучший мир.

Вообще тема грязи, гнили и смерти занимает важное место в культе богини. Согласно поверьям, из всего этого смрада она получала энергию для создания новой жизни.

Изображалась Тласолтеотль в большинстве случаев сидящей на корточках и рожающей ребенка. На голове — два мотка хлопка, причем всегда уточняется, что он несвежий: ацтекские женщины использовали его как средство для сокращения матки и стимулирования менструации. Рот богини измазан черным или коричневым, в руках — красная змея, символизирующая менструальную кровь.

Одевали богиню согласно всем канонам фильмов ужасов в плащ из человеческой кожи — напитываясь смертью, она должна была зародить жизнь.

В некоторых случаях богиня представлялась в виде голой женщины, летающей на метле (да, снова отсылка к очищению). В таком случае делался акцент на животе барышни — художники изображали его морщинистым и со складками, стремясь отразить пережитые, возможно многократно, роды.

Каждую осень в жертву Тласолтеотль приносили молодую девушку. С несчастной снимали кожу, из которой впоследствии делали накидку для жреца культа. В периоды особо жестокой засухи, в жертву приносили мужчину. В таком случае кожу для новой коллекции уже никто не снимал — в жертву просто кидали дротики. Ручейки крови с жертвенного алтаря должны были призвать дождь.

Койолшауки («Расчлененная богиня»)

Мексика — страна веселая и позитивная. По одной из легенд, ее покровитель, бог солнца и войны Вицлипуцли, отрубил голову своей родной сестре и разместил на небе. Так в мексиканском регионе стала светить луна.

Другие родственники воинственного бога были разрублены на сотни кусочков и также помещены на небосвод. Звезды ведь тоже важный элемент природного дизайна.

Сестра Вицлипуцли, богиня Койолшауки, была колоритной особой. Согласно мифологии ацтеков, это первенец Матери-богини Коатликуэ, покровительница луны, магии и, по некоторым источникам, Млечного пути. Родила ее Коатликуэ от обсидианового ножа. Подробности этого занимательного процесса антропологам выяснить не удалось.

После этого Великая Мать родила еще 400 сыновей. Видимо, в какой-то момент старшая дочь устала от такой домашней атмосферы, поэтому когда Коатликуэ забеременела от шара из перьев колибри, богиня Луны стала подговаривать младших братьев убить «опозорившую их» мать.

Однако свой план богине Луны осуществить не удалось. В самый ответственный момент Вицлипуцли выпрыгнул из материнского чрева в полном боевом облачении и разрубил сестру на части. В некоторых версиях легенды, он вырвал и съел ее сердце.

Голову сестры Вицлипуцли поместил на небо исключительно с целью того, чтобы любимая мать не скучала по неблагодарному отпрыску.

Богиня Койолшауки изображалась в виде обнаженной воительницы с золотыми колокольчиками на висках или щеках, на поясе всегда висел человеческий череп. Отрубленные руки и ноги богини обвивали змеи.

Впоследствии сестра покровителя Мексики всегда фигурировала на иллюстрациях и скульптурных рельефах как изрубленное на куски тело.

Миктлансиуатль (богиня Подземного мира)

У современной Санта-Муэрте есть вполне определенный прототип — богиня Подземного мира и жена бога смерти по имени Миктлансиуатль.

Она присматривала за костями умерших и покровительствовала древнему Дню мертвых еще до того, как католичество проникло в Центральную Америку. Десерты в виде черепов, «огненная вода» и свежие цветы (кроме лилий и роз) в подношениях Святой Смерти — это все наследие древней ацтекской богини.

По легенде, Миктлансиуатль принесли в жертву богу смерти еще младенцем. После ритуального убийства она очнулась в подземном мире и там же выросла. Мертвую красавицу взял в жены сам бог смерти Миктлантекутли, тот еще, кстати, красавчик во всех известных антропологам ипостасях — его изображали или в виде окровавленного скелета, или в виде человека с зубастым черепом вместо головы. Еще и с ожерельем из человеческих глаз.

Миктлантекутли (бог смерти)

Повелители Подземного мира обитают глубоко в преисподней, в доме без окон, и управляют тремя типами душ: теми, кто умер естественной смертью, кто умер как герой (воины, роженицы, принесенные в жертву), а также те, кто умер бесславно (например, от болезни).

Миктлансиуатль отделяла женские кости от мужских, а также очищала их от червей и сырой земли. Кроме того, она даровала покой мятежным душам.

Помимо человеческих жертв богине Смерти также делали подношения в виде кроликов, куропаток, цветов, бабочек, а также табака.

Трансформация культа

После падения Ацтекской империи, испанского завоевания и повсеместного распространения католичества в мезоамериканских регионах культы древних богинь претерпели существенные изменения. По большей части они либо вообще исчезли из массовой культуры, сохранившись только в качестве «пасхалок» в некоторых фильмах и комиксах, либо мутировали в специфические современные культы, такие как Санта-Муэрте.

Мексиканские наркокартели, а также центральноамериканские банды Мара Сальватруча и Баррио-18 в некоторых случаях используют отдельные ацтекские ритуалы в своей повседневной «деятельности».

Так, отдельные группировки картеля Лос Сетас сооружают алтари Санта-Муэрте и пьют человеческую кровь. Члены картеля Ла Фамилиа Мичоакана некоторое время активно вырывали сердца у пленников. Практически все наркокартели расчленяют своих врагов в лучших традициях Вицлипуцли.

Не только Санта-Муэрте: богини, сформировавшие облик современной Мексики (18+)

Мара Сальватруча вообще изобрели собственную веру, смешав догматы католицизма, тезисы сатанизма и ацтекские жертвоприношения.

Сказать, что ацтеки учили убивать всех направо и налево, было бы в корне неверно. Однако испанские конкистадоры, впервые ступив на берега территорий, которые впоследствии стали Мексикой, пришли в тихий ужас не просто так. Вряд ли люди, успевшие повидать инквизицию, обладали тонкой душевной организацией, но даже они остались под впечатлениям от благоговения, с которым ацтеки относились к кровавым убийствам. Члены же современных картелей — всего лишь бледная тень на фоне великих предков. Хотя нужно признать, что ребята очень стараются.

Что касается лидеров преступных сообществ, внедряющих подобные практики, то они руководствуются при этом далеко не религиозными мотивами, а банальной жаждой денег, власти, ну и, конечно, стремлением запугать не только своих подчиненных, но и простых мексиканцев, которым в последние годы явно не хватает своего Вицлипуцли.

Новости партнеров