Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Альфия Когогина: Развитие моногородов в России увязло в бюрократии

0 Оставить комментарий

Альфия Когогина: Развитие моногородов в России увязло в бюрократии

В моногородах проживает каждый одиннадцатый житель России. Территории, которые зачастую создавались под конкретное промышленное предприятие, сегодня пытаются уйти от своей монозависимости и опережающими темпами «перезапустить» городскую экономику. Одним из инструментов для этого являются так называемые территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭРы) — особые места с тепличными условиями ведения бизнеса.

Разберемся, что привлекает потенциальных резидентов в такие ТОСЭРы моногородов и что ограничивает их возможности.

В Госдуме седьмого созыва создана эффективная площадка для дискуссий по вопросам развития моногородов, где представители регионов, руководители монопрофильных муниципальных образований, члены правительства и представители институтов развития ведут конструктивный диалог, на основании которого вырабатываются решения по чувствительным вопросам и важным темам.

Благодаря такой дискуссии в 2016 году в федеральное законодательство были внесены изменения, и появилась возможность создания преференциальных режимов в моногородах — территорий опережающего социально-экономического развития. На сегодняшний день этот инструмент является единственным эффективным способом привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест, а значит — возможностью вдохнуть новую жизнь в экономику монопрофильных муниципальных образований. В законе даже не предусматривался порядок прекращения таких льготных режимов: разработчики закона сразу исходили из того, что это долгосрочный инструмент.

За четыре года в России появилось порядка 90 ТОСЭР. В них зарегистрировано более 700 резидентов, что позволило привлечь в моногорода 70 млрд рублей инвестиций и создать 27,3 тысяч новых рабочих мест. Каждая такая территория учреждается отдельным постановлением правительства РФ на основании заявки региона, изменения вносятся таким же порядком. Ограничения для резидентов заключаются в том, что их деятельность не может быть связана с профилем градообразующего предприятия или с производством подакцизных товаров.

Альфия Когогина: Развитие моногородов в России увязло в бюрократии

В процессе реализации данного инструмента выявились административные барьеры, снижающие его эффективность:

— время, затраченное регионами на подготовку постановления, оказалось значительным и занимало от нескольких месяцев до полутора лет;
— внесение изменения в перечень ОКВЭДов, разрешенных на определенной территории, в случае если появлялся новый инвестор, не включенный в первоначальной список, было также обременительно по процедуре и времени;
— выявилось несоответствие периодов существования ТОСЭР и льготного периода по соцвзносам для резидентов.

Так, льготы могут получить только предприятия, созданные в первые три года. У регионов возникает вопрос, почему ТОСЭР — на 10 лет, а льготы — только на три года. Таким образом, бюрократии при реализации такого прогрессивного инструмента, как ТОСЭР, оказалось более чем достаточно.

Представители регионов, главы моногородов, входящие в Экспертный совет, многократно выступали на думской площадке с предложениями об отмене сложной бюрократической процедуры внесения изменений в ОКВЭД. Мы системно и в постоянном режиме работали с правительством РФ по этому вопросу, и в июне оно выпустило соответствующее постановление. Безусловно, это наша общая победа.

Однако реализация нового правительственного порядка оказалась не самой простой: субъектам федерации все же придется подать полноценную заявку, аналогичную по содержанию и объему заявке на создание ТОСЭР. Потенциальные резиденты смогут направить заявку на получение статуса к концу года и рассчитывать получить его только в 2021 году.

Таким образом, есть основания утверждать, что задача по облегчению привлечения новых резидентов за счет добавления новых ВЭД по принципу «все, что не запрещено, то разрешено» решена не полностью.

Альфия Когогина: Развитие моногородов в России увязло в бюрократии

Логика Минэкономразвития РФ при разработке нового порядка, как ее понимают эксперты, заключалась в том, что автоматическое внесение изменений могло негативно отразиться на проектах действующих резидентов, целевые показатели которых — минимальные значения по объему капитальных вложений и количеству рабочих мест — потребовали бы корректировки.

Логика регионов такова: не меньшее влияние на показатели функционирования ТОСЭР оказывает то, что инвестиционно-привлекательные для экономики моногородов проекты отклоняются по формальным основаниям в связи с отсутствием в списке ВЭД, при составлении которого невозможно было предугадать появление инвесторов.

Для достижения поставленной президентом РФ цели по диверсификации экономики моногородов в ТОСЭР создаются новые рабочие места, происходит открытие новых производств, что приносит дополнительные доходы для муниципального бюджета.

Общее мнение членов Экспертного совета по устойчивому развитию моногородов заключается в том, что государство должно максимально помочь управляющим командам в работе с инвесторами, в привлечении их в качестве резидентов ТОСЭР, и исходить из принципа «что не запрещено — разрешено».

Раз уж не удалось решить эти вопросы постановлением, то процесс внесения таких изменений в ОКВЭД не должен требовать чрезмерных усилий от регионов.

Новости партнеров