Лента
02 декабря 12:15
Все новости
Сергей Стадлер: Онлайн-концерт не заменит музыканту живого выступления
ТАСС  /  Руслан Шамуков

Власти Санкт-Петербурга разрешили с 12 сентября вернуться к работе театральным и музыкальным коллективам, а также сняли запрет на проведение в городе культурно-массовых мероприятий на закрытых площадках. Выход из карантина произошел на неделю раньше тех сроков, которые чиновники изначально называли. Правила игры, к великой радости артистов, поменялись неожиданно быстро, поэтому большинство концертов на старте нового сезона будут проходить на открытом воздухе.

Выступление в Летнем саду Симфонического оркестра Санкт-Петербурга под управлением народного артиста России Сергея Стадлера, скрипача и дирижера, с представлением оперы Чайковского «Евгений Онегин» весьма символично. Спектакль приурочен сразу к трем знаменательным датам: 90-летию «Петербург-концерта», 125-летию Русского музея и 180-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского.

Классическая культура, великие традиции и бесценное наследие прошлого неотделимы от современной жизни Санкт-Петербурга, заявил Сергей Стадлер в интервью Федеральному агентству новостей.

Сергей Стадлер: Онлайн-концерт не заменит музыканту живого выступления
СПб ГБУК /

— Сегодня Симфонический оркестр Санкт-Петербурга даст в исторических декорациях Летнего сада оперу Чайковского «Евгений Онегин». С учетом такой локации, вы, получается, страховались и до конца не понимали, когда же будет разрешена концертная деятельность в помещениях?

— У нас в коллективе сложилась традиция — делать каждое лето оперу в одном из знаковых мест Санкт-Петербурга. Можно сказать, что у нашего оркестра есть своей небольшой фестиваль в формате open air.

В прошлом году мы представили оперу Моцарта «Свадьба Фигаро» в Таврическом саду: постановку посмотрело огромное количество народа. В этом году мы готовили «Евгения Онегина» и собирались сыграть постановку в июле — начале августа. Но из-за карантина не смогли показать тогда спектакль и перенесли его на более поздний срок. И сегодня, 12 сентября, «Евгений Онегин» Чайковского прозвучит в Летнем саду.

Безусловно, это очень «петербургская» опера, имя Чайковского тесно связано с Петербургом, композитор здесь учился, он похоронен в нашем городе. В Летнем саду гулял Онегин, если вспомнить строки из пушкинской поэмы… И в итоге так совпало, что этим проектом в крайне атмосферном месте города Симфонический оркестр Санкт-Петербурга открывает сезон.

Сергей Стадлер: Онлайн-концерт не заменит музыканту живого выступления
ТАСС / Евгений Егоров

— За время длительной самоизоляции вы не разу не пожалели о том, что в свое время (в 2013 году) взвалили на себя бремя руководства Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, со всеми вытекающими последствиями? Куда ведь проще было бы сейчас вернуться к сольной концертной деятельности в качестве скрипача, не думая ни о каких социальных дистанциях и отсутствии у оркестрантов работы?

— Солисты тоже не могли выйти на сцену несколько месяцев, поэтому я проходил через тягостное время карантина, оставаясь вне сцены, вместе со своим оркестром. В это время, свободное от гастролей и концертов, можно сделать многое. У меня появилось возможность подготовить новые сольные программы.

Я сейчас не могу точно сказать, состоятся ли все концерты, запланированные на ближайшее время. Дело не в суеверии, а в реалиях. Например, мой концерт из музыки Бетховена с Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, запланированный изначально на 19 марта в Большом зале консерватории, отменили за два дня, а всего выступление с этой программой переносили уже три раза.

— Вы не задавались вопросом, сколько часов музыки из-за коронавируса ваш оркестр не исполнил? Может быть, пробел можно восполнить, вернувшись незамедлительно к практике марафонов, которые вы ежегодно блистательно представляли и попали даже в Книгу рекордов Гиннесса за исполнение всех симфоний Бетховена в режиме нон-стоп одним оркестром и одним дирижером?

Сергей Стадлер: Онлайн-концерт не заменит музыканту живого выступления
ТАСС / Юрий Машков

— Мы проводим наши уникальные симфонические марафоны обычно в конце осени — начале зимы, ноябрь—декабрь. Поэтому есть надежда, что и в этом году мы сможем представить этот проект. Я сейчас не буду раскрывать программу, опять же по традиции. Назову имя композитора, чью музыку наш коллектив будет исполнять, в конце сентября.

Что касается несыгранных концертов из-за карантина, то зачем их считать? Какие-то отмененные выступления удалось перенести — это, к примеру, выступления в Москве. Надеюсь, что все или большую часть несостоявшихся представлений нам удастся сыграть чуть позже.

Сейчас очень трудно планировать выступления на несколько месяцев вперед: ограничительные меры снимаются осторожно. По крайней мере, в Петербурге концертные площадки открывают после долгих согласований. Многие вещи в плане организации концертов делают, как говорится, с колес. Некоторые рекомендации Роспотребнадзора, на мой взгляд, невыполнимы. Например, оркестр не может иметь рассадку с соблюдением дистанции в полтора метра между музыкантами. Тех же футболистов не заставляют находиться на почтительном расстоянии друг от друга, потому как в этом случае теряется весь смысл игры.

С другой стороны, что мы видим на примере оркестра Большого театра, недавно выступавшего в Крыму? Музыканты сидят в маленькой оркестровой яме, вплотную друг к другу. Я не знаю, как и когда разрешатся эти противоречия в плане ведения профессиональной деятельности в рамках строгих санитарных ограничений. Ситуация для всех новая: возможно, какие-то ограничительные меры будут корректироваться. Живые концерты нужны и музыкантам, и публике.

Сергей Стадлер: Онлайн-концерт не заменит музыканту живого выступления
ТАСС / Эмиль Матвеев

— Ваше отношение к онлайн-трансляциям?

— Концерты онлайн — это не замена живым выступлениям. Музыка, как исполнительство, — это тот жанр, который требует непосредственного общения с публикой. Люди приходят на процесс воссоздания музыки, потому что партитуры сами не звучат. Поэтому бессмысленно играть при пустом зале: в этом случае это запись. Тогда нужна студийная аппаратура, хороший звукорежиссер — при таком воспроизведении музыки действуют абсолютно другие законы, нежели при живом концерте.

Классическая музыка существует в двух форматах: или запись в оборудованном помещении с хорошей аппаратурой, или живой концерт для публики. И чем больше в зале зрителей, тем концерт получается более праздничным.

— Дата снятия запрета на культурные мероприятия в помещениях по срокам совпала с выборами, которые в этом году проходят в течение трех дней, с 11 по 13 сентября. Если не искать политической подоплеки в этой истории, то очевидно, что открытый диалог между чиновниками и музыкантами нужно вести постоянно?

— Хорошо, что власти города и деятели культуры договорились об открытии концертных залов в более ранние сроки. Культура для Петербурга очень важна. Для меня это означает, что стороны хотят найти компромиссы и вести диалог, чтобы совместно найти решение непростой ситуации.

Сергей Стадлер: Онлайн-концерт не заменит музыканту живого выступления
ТАСС / 16597750

Не все пока получается обговорить. Какие-то залы так и не получили разрешения начать проводить концерты. Например, наш фестиваль «Музыкальные академии» в главном католическом храме города, базилике Святой Екатерины, мы проводить пока не можем: площадка не получила разрешения на открытие, кассы не работают, и продажа билетов, понятно, не производится.

Если мы хотим называться культурной столицей России, то для сохранения позиций нужны большие вложения в сферу искусства, нужно всем много работать. Опять параллель с футболом, который в нашем городе очень популярен: если команда будет сидеть дома и не выходить на поле полгода, то матчи выигрывать она не сможет. А если команда останется дома еще на шесть месяцев, то ее существование больше никому не будет нужно.

Те же правила применимы и для музыкантов. Профессионалы в любом деле должны заниматься делом, тренироваться, репетировать, готовиться к выступлению перед зрителями, быть в тонусе и не терять квалификацию. Поэтому в рекомендациях для оркестров должны учитываться все эти нюансы. Музыкальный вакуум долго продолжаться не должен. Люди, занимающиеся «производством» живой музыки, если не играют, теряют профессию.

Вернуться назад
Комментировать
Какой вопрос вы задали бы Владимиру Путину?
Написать