Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Ирина Столярова: Театры всего мира ждут результатов эксперимента в Лейпциге

0 Оставить комментарий

Не так сели: Ирина Столярова о трудностях театров всего мира из-за COVID-19

В конце августа в Лейпциге прошел необычный концерт, который имел, прежде всего, не музыкальную, а научную ценность. 1400 добровольцев из числа зрителей согласились поучаствовать в проекте Restart-19 Галле-Виттенбергского университета имени Мартина Лютера. Ученые решили получить ответ на вопрос о характере распространении вируса COVID-19 в условиях массового скопления людей.

Инициатива была одобрена Министерством здравоохранения Саксонии. Эксперимент предполагал три сценария: проведение мероприятия без каких-либо ограничений, с применением только защитных санитарных средств и, наконец, вариант с сокращенным числом людей и соблюдением социального дистанцирования. Результаты опыта (они до сих пор в обработке) трудно переоценить, ведь речь идет о степени действенности ограничительных мер и возможности заполнения залов в условиях пандемии с минимальным ущербом для экономики культурного сектора.

В «моменте истины», похоже, одинаково заинтересованы как деятели искусства, так и санитарные службы, иначе они не дали бы согласия на эксперимент. Прецедент еще и в том, что обе стороны демонстрируют максимальную открытость и готовность к сотрудничеству в противовес кулуарным выяснениям отношений с позиций силы — кто в этой истории главный и кто, собственно, музыку заказывает.

Излишне говорить о том, что в самом начинании сквозит нешуточная тревога по поводу финансового будущего театров и концертных организаций — не только Саксонии и Германии, но и Европы, Америки, России...

Не так сели: Ирина Столярова о трудностях театров всего мира из-за COVID-19

В нашей стране действует иная система коммуникации учреждений культуры и Роспотребнадзора в период пандемии. Ведомство при посредничестве Минкульта распространяет директивы-рекомендации, определяющие порядок работы или не работы творческих организаций. Последние принимают эти вводные к сведению и пытаются, кто как может, адаптироваться к новым условиям функционирования.

Последний месяц лета стал временем «Ч» для индустрии: в августе театрам и концертным площадкам разрешили возобновить деятельность на определенных условиях. Творческие организации поспешили объявить о подготовке к новому сезону и открыли продажи билетов, держа в голове требование о заполняемости залов не более, чем на 50% от общего количества мест.

Но правила игры меняются по ходу пьесы. Минкультуры и Роспотребнадзор ближе к осени собираются обсудить новые варианты рассадки в театрах. Уже известно, что шахматного порядка размещения зрителей в зале не будет. Чиновники, по их признанию, исходят из некоего позитивного ощущения, что ситуация с количеством заболевших коронавирусом меняется в лучшую сторону, поэтому резонно планировать ослабление ограничительных мер.

Как театрам и концертным площадкам планировать билетную политику и рекламную кампанию в отсутствие понимания, кто и в каком количестве придет к ним на представления, остается неясным. В такой ситуации ничего не остается, как быть оптимистами и надеяться, что все в итоге вернется на круги своя — вирус отступит, а зритель прибудет.

Не так сели: Ирина Столярова о трудностях театров всего мира из-за COVID-19

Директор «Новой оперы» Дмитрий Сибирцев не скрывает радости от того, что первые представления в театре после возобновления работы вызвали огромный интерес у публики.

«Три вечера прошли, с учетом заполняемости зала наполовину, с аншлагом. Поэтому на открытии сезона 8 сентября мы также прогнозируем, что все билеты, пущенные в продажу, будут раскуплены, — делится информацией Сибирцев. — Но мы — не самый большой театр, что в определенной степени облегчает задачу привлечения зрителей».

Он дает классический рецепт успешной работы театров с публикой: спектакли, концерты должны быть качественными, с хорошими составами. Кто должен участвовать в постановках: штатные артисты или приглашенные звезды — на «совести» руководства театра и его бюджетов.

«В Большом театре всегда все будет хорошо, — замечает Сибирцев. — Это театр, в который часть публики ходит, чтобы послушать музыку, а другая часть — исключительно потому, что это Большой театр… Там все будет замечательно всегда — и для зрителей, и для артистов труппы».

Впрочем, грех жаловаться и остальным штатным артистам российских театров: в период профессионального простоя из-за карантина они в полном объеме получали зарплаты. Сибирцев считает, что будет достаточно прозорливым решением сохранить социальные гарантии для работников театров в том случае, если работа будет вновь приостановлена.

Не так сели: Ирина Столярова о трудностях театров всего мира из-за COVID-19

«Загадывать невозможно, что будет, например, в феврале следующего года: все вернется в нормальное русло или, наоборот, будет все плохо, как было этой весной», — говорит директор «Новой оперы».

Действительно, Минкультуры РФ честно признается, что какое-либо далеко идущее планирование концертной деятельности невозможно — Роспотребнадзор готов давать прогноз максимум на месяц вперед.

Давать оценку такой стратегии глупо и бессмысленно. И каждый игрок в культурном пространстве по большому счету сам решает — рисковать ли ему, подписывая контракты с именитыми приглашенными режиссерами, солистами, или же обходиться собственными силами.

Нынешняя ситуация в концертных пространствах чем-то напоминает практику фондовых площадок: интендантам театров впору вживаться в образы брокеров и рисковать, принимая решение — продавать билеты или придерживать их до последнего момента...

У кого-то из-за томительного неведения явно сдают нервы: например, симфонический оркестр Финикса отменил полностью грядущий сезон. Ежегодно один из лучших оркестров Аризоны давал более 250 концертов. Сейчас музыканты ищут способы сохранить связь с аудиторией.

Противоположный вектор действий избрал Лондонский Уигмор-Холл. Он планирует представить осенью 100 сольных выступлений. На первые концерты в зал пустят не более 56 человек, затем планируют увеличить число зрителей вдвое. Организаторы заявили, что проведут все программы в любом случае, даже если публики не будет вовсе. Если кто-то из музыкантов не сможет играть, то ему обещают найти замену.

Не так сели: Ирина Столярова о трудностях театров всего мира из-за COVID-19

Схожей тактики придерживается и «Новая опера».

«Артисты должны сейчас цепляться за возможность заниматься любимым делом и доказывать, что каждый их выход на сцену — это взаимное удовольствие для них и для зрителей, — полагает Дмитрий Сибирцев. — Нужно ценить эти счастливые моменты, потому что никто не гарантирует, что однажды не будет новой паузы с неизвестными по длительности сроками… Я не исключаю, что в будущем будут потери: люди могут заболевать и с этим, к сожалению, ничего не поделать, но мы эти проблемы переживем».

В контексте этих, если не категоричных, то, по крайней мере, предельно четких рабочих установок результаты научного эксперимента по изучению влияния плотности рассадки в зале на распространение коронавируса, похоже, станут для многих игроков рынка не руководством к действию, а, скорее, неким факультативом. Куда интереснее ждать реакции санитарных служб на полученные данные, особенно если они будут революционными и перевернут сложившуюся систему организации концертной деятельности в период пандемии.

Новости партнеров