Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Фолклендская война: как использовались острова для базирования авиации враждующих сторон

Фолклендская война: как использовались острова для базирования авиации враждующих сторон

Весной 1982 года Аргентина и Великобритания «выясняли отношения» в Южной Атлантике. Камнем преткновения стали Фолклендские острова — небольшой архипелаг, имевший важное стратегическое значение. Война началась 2 апреля с вторжения Аргентины на острова и продлилась 10 недель. Telegram-канал «Крылья войны» расскажет о нескольких эпизодах этого вооружённого конфликта с участием авиации.

Остров Пеббл

Остров Пеббл входит в состав Фолклендского архипелага и находится к северу от острова Западный Фолкленд. В 1982 году его население составляло всего 25 человек, занимавшихся разведением овец. Но целью атаки аргентинских десантников были вовсе не овцы. На острове был небольшой аэродром, который и захватили аргентинцы. Здесь 24 апреля была создана авиабаза Кальдерон.

Аргентинцы расширили имеющиеся 4 взлетно-посадочных полосы аэродрома, оборудовали оборонительные точки, а также заняли помещения для стрижки овец и другие хозяйственные постройки. На небольших транспортных самолётах Шорт «Скайвэн» из аэропорта Стэнли (столица Фолклендских островов) стали доставлять персонал и припасы. В это время ВМС и ВВС Аргентины не могли договориться друг с другом. В итоге ВВС отправились в Гус-Грин (о. Восточный Фолкленд), а ВМС предпочли остаться на острове Пеббл.

Аэродром имел 3 грунтовые ВПП — одну длиной 600 метров и две по 400 метров. Для его защиты прибыл один взвод морской пеходы. В течение следующих нескольких дней прибыла эскадрилья Бичкрафт T-34C «Ментор». В общей сложности на аэродроме находилось около 150 аргентинских военнослужащих. Конечно же такая активность была замечена британцами, которые стали разрабатывать план контрмер.

Операция «Прелим»

Главной задачей операции «Прелим» было уничтожение авиационной техники противника, дислоцированной на аэродроме острова Пеббл. Первоначально на остров высадилась разведывательная группа капитана Тимоти Уильям Берлс. Она сумела организовать несколько наблюдательных пунктов, в том числе рядом с аэродромом. В ходе наблюдения спецназовцы разведали обстановку вокруг аэродрома, а также уточнили карту местности в районе будущей высадки основной группы.

Для операции «Прелим» выделили два вертолета Сикорский S-61/SH-3 «Си кинг», доставивших на остров 42 спецназовца из 22 полка Специальной авиационной службы. Кроме обычного своего вооружения — 5,56-мм автоматическая винтовка М16 или 7,62-мм пулемет, 9-мм пистолет «Браунинг — Хай Пауэр», ручные гранаты, взрывные заряды, по три запасных магазина к М16 и т. д. — каждый из ни нес по две 81-мм артиллерийские мины.

Британский Фрегат Broadsword рядом с авианосцем Hermes на пути к острову Пеббл

Активная фаза операции «Прелим» началась в 20 часов 00 минут 14 мая. Прикрывать атакующую группу должны были эсминец «Глэморган», авианосец «Гермес» и фрегат «Бродсуорд». Эсминец, вооруженный ЗРК «Си Дарт», выполнял роль корабля ПВО, а вооруженный ЗРК ближней дальности фрегат «Си Вулф» — роль корабля противолодочного дозора и ближней ПВО. Сначала британцам повезло — у аргентинцев не было в воздухе дальнего морского разведчика «Нептун», поэтому маневр кораблей остался незамеченным. Но ухудшение погоды и технические поломки не позволили кораблям вовремя прибыть в назначенную точку. Аргентинские РЛС, расположенные на острове Восточный Фолкленд, обнаружили отделившуюся от основных сил группу из трех кораблей. В результате кораблям пришлось занимать позиции «в ускоренном темпе» и начинать операцию как можно быстрее.

Ночью 15 мая с авианосца «Гермес» к острову Пеббл на предельно малой высоте направились два вертолета. Ударная группа высадилась примерно в 6 километрах от места назначения, и чуть позже соединилась с находившейся на острове разведгруппой. Бойцы последней подобрали и оборудовали позицию для 81-мм миномета, с помощью которого планировалось «подсветить» местность осветительными минами, а затем — оказывать огневую поддержку. Вертолеты, доставив спецназовцев на остров, вернулись на «Гермес» для дозаправки и были готовы к вылету на эвакуацию отряда.

Над островом запустили осветительные мины и под прикрытием артиллерийского огня с эсминца британские спецназовцы увидели, что на аэродроме стоят 11 самолетов: четыре «Турбо Ментора» из 4-й штурмовой эскадрильи ВМС Аргентины (А-401, А-408, А-411 и А-412), шесть «Пукар» (А-502, А-520, А-523, А-526, А-529 и А-552) из 3-й штурмовой эскадрильи аргентинских ВВС и один «Скайвэн» из авиации береговой охраны (РА-50, прибыл на остров Пеббл еще 30 апреля). Спецназовцы заложили взрывные заряды в 7 самолетов, а остальные решили взорвать ручными гранатами. Вскоре все 11 самолетов либо полностью уничтожены, либо очень сильно повреждены. Артиллерийский огонь с эсминца «Глэморган» накрыл склады с горючим и боеприпасами. Робкая попытка аргентинцев оказать сопротивление потерпела неудачу. После выполнения задачи военных эвакуировали с места действий вертолетами.

Поврежденный аргентинский самолет IA 58 Pucará на острове Пеббл, после атаки британцев

База Сан-Карлос

Малоизвестным эпизодом воздушной войны над Фолклендскими островами было использование оперативной базы в бухте Сан-Карлос для истребителей-бомбардировщиков Хокер Сидли «Харриер» и вертолетов. Т.к. «Харриер» был штурмовиком с возможностью вертикального взлета/посадки, то ему вполне хватало для нормальной эксплуатации ВПП длиной 300 метров или посадочной площадки площадью всего 7 м2.

При первоначальном планировании Фолклендской кампании рассматривался ряд вариантов базирования авиации. Предпочтительным было создание передовой базы на о. Западный Фолкленд. Это позволило бы задействовать не только «Харриеры», но и «Фантомы F-4», а также принимать транспортные самолеты Локхид C-130 «Геркулес». Несмотря на очевидные преимущества от идеи отказались в силу высокой ресурсоемкости работ по оборудованию базы.

К 21 апреля была разработан план высадки десанта на Восточном Фолкленде и создания береговой оперативной базы для штурмовиков «Харриер» GR.3. База должна была иметь возможность управления воздушным движением и технического обслуживания 12 самолетов, а также 400-метровую взлетно-посадочную полосу для обеспечения 8 вылетов в день.

Оперативной группе была поручена первоочередная задача — создать посадочные площадки и наладить противовоздушную оборону. От идеи использования старой ВПП в поселении Сан-Карлос отказались из-за проблем с ее покрытием и длиной.

На авиабазе произошло несколько инцидентов, а именно: в двигатель одного из самолетов «Харриер» попал посторонний предмет. Летчик совершил успешную посадку в самом конце ВПП рядом с траншеей. Другой истребитель удалось посадить на разрушенную взлетно-посадочную полосу. Паре самолетов не хватило топлива для возврата на базу, и они были вынуждены совершить вертикальную посадку на два штурмовых корабля. С 5 по 14 июня, с авиабазы было выполнено более 150 боевых вылетов, а в августе она была передана в подчинение Королевских ВВС. Ряд улучшений был также сделан на ВПП аэродрома небольшого поселения Гус-Грин.

Остров Вознесения

Остров Вознесения в Средней Атлантике играл решающую роль в Фолклендском конфликте 1982 года, и успех операции был бы невозможен без него. До тех пор, пока основные силы британцев не обосновались в Южной Атлантике, на острове находилась передовая база сил операции под кодовым названием OPERATION CORPORATE. Остров имел ряд важных достоинств — он был более чем на полпути к Фолклендским островам (3750 миль), имел отличные возможности для авиации и был далеко от посторонних глаз. Со времен Второй мировой войны на нем остался аэродром, который теперь должен был выполнять две основные функции — перевалочный пункт для груза и военных и база для Королевских ВВС. Длины ВПП хватало, а вот пропускную способность аэродрома пришлось увеличить. Были отремонтированы или заново построены жилые и служебные помещения для военных и персонала.

Признавая важность аэродрома на острове Вознесения для успеха всей операции, британские военные предприняли разумные меры для его защиты. В воздухе авиабазу прикрывало звено истребителей «Харриер» GR.3, а на земле был размещен мобильный радар ПВО. Проводился регулярный мониторинг воздушного и морского пространства в радиусе 160 километров.

Самые современные на тот момент истребители ВВС Великобритании — «Си Харриер»

Авиаперевозки на Вознесение и обратно осуществлялись самолетами Викерс VC-10, Локхид C-130 «Геркулес» и несколькими Шорт «Белфаст», зафрахтованными у грузовых авиакомпаний. Также много груза перевозилось самолетами ВВС США Локхид C-141 «Старлифтер», Локхид C-5 «Гэлекси» и гражданскими авиалайнерами Боинг 707.

В апреле этот военный аэродром считался самым загруженным в мире — за один день совершалось более 500 рейсов. За время кампании было выполнено около 2500 полетов на самолетах и 10600 полетов на вертолетах. Само количество перемещений самолетов создавало много проблем с планированием, например, некоторые самолеты разворачивались в воздухе, потому что прибывали самолеты с более высоким приоритетом. Интересно отметить, что в стояночных капонирах могли разместиться двадцать четыре больших самолета, а взлетно-посадочная полоса длиной 3048 метров могла обслуживать любой самолет, находящийся в эксплуатации в то время.

На остров были доставлены «Си Харриеры» и «Харриер» GR.3. Одиннадцать самолетов Локхид C-130 «Геркулес» переоборудовали для дозаправки в воздухе. Миссии самолетов-разведчиков HS.801 «Нимрод» включали в себя различные задачи наблюдения у берегов Аргентины и вокруг Фолклендских островов, каждая из которых требовала многократной дозаправки от воздушных танкеров Хэндли Пейдж «Виктор». Также «Нимродам» поручили вести наблюдение вокруг острова Вознесения. Они поддерживали полеты боевой авиации из Англии на Фолклендские острова. Из 23 самолетов «Нимрод» Королевских ВВС только 3 не принимали участие в Фолклендском конфликте.

Обломки сбитого британского истребителя «Си Харриер»

Эта война явилась наиболее значимым эпизодом в длительной конфронтации по поводу территориальной суверенности островов.

Аргентина до сих пор считает, что имеет право на владение островами и поэтому военные действия страны характеризовались как возврат территории. А вот Великобритания, напротив, считала эти действия вторжением на свои земли, так как острова были колонизированы Англией в XIX веке.

Фолклендская война длилась недолго — 74 дня. Но за это время, аргентинцы сумели организовать на островах аэродромы, модернизировать их, доставить оборудование, вооружение и войска. Проделать большую работу для отражения атак британцев. Победить в этой войне им не удалось из-за более мощной армии противника. Великобритания вернула контроль над островами 14 июня 1982 года.

Новости партнеров