Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Доклад ООН отразил вероятность организации государственного переворота в ЦАР

Доклад ООН отразил вероятность организации государственного переворота в ЦАР

Группа экспертов ООН по Центральноафриканской Республике предоставила доклад о ситуации в ЦАР. В документе, опубликованном на сайте организации, отражено повышение активности антиправительственных сил в преддверии президентских и парламентских выборов.

Правительство Центральной Африки ведет активную работу по подготовке к выборам главы государства, назначенным на 27 декабря. Параллельно с президентскими в стране пройдут и выборы в законодательные органы. С 30 июня началась регистрация избирателей, что особенно важно, учитывая многолетнее отсутствие переписи населения.

Вместе с этим в стране у различных внутренних и внешних сил наблюдаются действия, направленные на срыв подготовки к выборам или на возможное силовое свержение легитимной власти.

Внутренняя напряженность

Перспектива своевременного проведения выборов беспокоит вооруженные группировки, действующие на территории ЦАР. В особенности это касается «Союза за мир в Центральной Африке» (UPC), возглавляемого Али Дарассой, и «Возвращения, восстановления в правах и реабилитации» (3R) под предводительством Аббаса Сидики.

5 июня главарь 3R Аббас Сидики объявил о приостановке участия в Хартумском соглашении и мобилизации своих сторонников в Буаре (префектура Нана-Мамбере) и в Бозуме (префектура Уам-Пенде). На этих территориях проживают скотоводы фульбе, чьи интересы изначально собирался защищать Сидики, а также располагаются районы перегона скота на границах с Чадом и Камеруном.

Нападениям группировки 3R подвергались как местные жители, так и отряды FACA и МИНУСКА. Причем миротворческий контингент ООН из других стран зачастую показывал низкую эффективность. Так, в ходе атаки 3R, произошедшей 9 июня в населенном пункте Пуголь на базу МИНУСКА, нападающим удалось захватить оружие миротворцев, и это не единственный похожий инцидент.

Через месяц, 9 июля, группировка 3R объявила о прекращении нападений на мирное население и готовности вернуться к соблюдению мирного соглашения. Этому предшествовало заявление об объединении группировок Аббаса Сидики и Али Дарассы, а также слухи о ликвидации лидера 3R.

Доклад ООН отразил вероятность организации государственного переворота в ЦАР

Эксперты ООН отмечают участившиеся боестолкновения в северо-восточных районах ЦАР, где действуют группировки «Народный фронт за возрождение Центральной Африки» (FPRC), «Движение центральноафриканских освободителей за справедливость» (MLCJ) и «Патриотическое объединение за обновление Центральной Африки» (RPRC), замеченные в убийствах, сексуальном насилии и принуждении к переселению членов перемещенных общин.

В начале марта неподалеку от базы начальника штаба FPRC был застрелен сотрудник МИНУСКА. Предположительно поводом послужили действия миссии во время нападения FPRC на Бирао в середине февраля. Официального приказа руководства группировки об акциях против МИНУСКА не было, однако эксперты ООН считают, что боевики FPRC занимают более жесткую позицию, чем их командование.

Фиксируется интерес преступных группировок к захвату контроля над кустарной добычей золота. В этом замечена 3R, действующая на приисках в префектурах Нана-Мамбере и Мамбере-Кадеи, а также другие группировки экс-«Селеки», которым золотоносные прииски в префектуре Уам обеспечивают дополнительный источник дохода.

Действия бандитских группировок вызывают проблемы и у оппозиции, которая боится за свою безопасность при перемещениях по стране и не может свободно вести предвыборную кампанию. Решить проблему собственными силами оппозиция не может. К примеру, 10 февраля боевики 3R остановили лидера партии «Движение за освобождение центральноафриканского народа» Мартена Зигеле по дороге в Манн, поскольку он не уведомил руководство группировки о своих передвижениях.

Давление извне

Угроза для проведения выборов со стороны боевиков, действующих на территории ЦАР, дополняется мощным внешним воздействием, которое можно условно поделить на силовое и дипломатическое.

По информации экспертов ООН, группировка FPRC, а также коалиция RPRC, MLCJ и UPC («Партия за объединение центральноафриканского государства») использовали свои связи в соседних странах, в частности, с лидерами суданских и чадских общин для получения боеприпасов, оружия и вербовки наемников. В качестве оплаты боевикам из Чада и Судана были обещаны как наличные средства, так и часть награбленного имущества, включая скот.

Подтверждением действий иностранных наемников на стороне вооруженных группировок в ЦАР служат суданские и чадские удостоверения личности, найденные у погибших бойцов FPRC после их нападения на Бирао 16 февраля.

Помимо наемников, в ЦАР нелегально ввозится оружие. Поставки осуществляются с территории Демократической Республики Конго. Так, в докладе ООН упоминается женщина по имени Флоренс, которая занималась контрабандой оружия между Могоро и Гбадолитом в ДРК и субпрефектурами Мобайе и Зангба в Нижнем Котто в ЦАР. Таким образом, оружейное эмбарго в отношении республики, введенное совбезом ООН, в этой ситуации играет роль, противоположную изначально заявленной.

Нельзя не отметить и политическое давление зарубежных игроков. После семи лет изгнания, в декабре прошлого года, в страну вернулся бывший глава ЦАР Франсуа Бозизе. Спустя некоторое время экс-президент выступил с заявлением о намерении бороться за исключение Центральной Африки из санкционного списка ООН, чем создал основания для предположений о его возможном желании баллотироваться в президенты.

В конце марта и начале апреля в окружении Бозизе были арестованы несколько человек по подозрению в организации государственного переворота. Сам экс-президент объявил это частью правительственной стратегии, «направленной на его политическую и физическую ликвидацию». Однако власти Центральноафриканской Республики указали, что ни один из этих инцидентов не был направлен непосредственно против Бозизе.

Доклад ООН отразил вероятность организации государственного переворота в ЦАР

В начале июня появилась информация, что Бозизе вместе с экс-председателем Национальной Ассамблеи ЦАР Каримом Мекассуа провел тайную встречу с президентом Конго Дени Сассу Нгессо. Это мероприятие отразило вероятную заинтересованность руководства Конго в использовании природных ресурсов ЦАР в случае победы Бозизе на выборах.

Параллельно с этим, 10 января, в страну с двухдневным визитом вернулся еще один экс-президент ЦАР — Мишель Джотодия, который не был в Республике с момента окончания своих полномочий в 2014 году. По сообщению группы экспертов ООН, Джотодия возглавил общину гула и пытался вернуть себе статус главаря экс-«Селеки», стимулируя распри в НФВЦА.

Итальянец под прикрытием

В распоряжении авторов доклада оказались сведения, полученные из различных источников, описывающие подрывную деятельность некого Бруно Лугона.

С февраля по апрель 2020 года этот человек, представляясь «специальным советником президента по вопросам национальной безопасности», вступал в контакт с лидерами вооруженных группировок и оппозиции в ЦАР. Он предлагал поддержку и оружие для осуществления свержения правительства ЦАР. При этом Бруно Лугона утверждал, что работает не по собственной инициативе, а представляет некую «группу лиц, принимающую решения по глобальным вопросам».

Дальнейшее расследование показало, что настоящее имя Лугона — Элио Чиолини, что он является гражданином Италии, имеет связи с ультраправыми террористическими группами и судимости. Также сообщается, что Чиолини не смог добиться поддержки от тех, с кем выходил на контакт.

В ответ на запрос авторов доклада в руководстве ЦАР заявили, что у Лугона/Чиолини действительно был мандат советника президента, но он своими действиями превысил служебные полномочия, был уволен со службы 3 июня и впоследствии арестован.

Влияние пандемии

Подготовку к голосованию осложняет и пандемия COVID-19. Правительство вынуждено усиливать меры безопасности, чтобы не допустить роста числа заболевших в результате проведения выборов.

На фоне эпидемиологической обстановки возникла вероятность переноса сроков голосования. Со стороны Национального собрания появилось предложение о проведении конституционной реформы, предусматривающей продление срока полномочий президента, если из-за форс-мажорных обстоятельств, таких, как пандемия коронавируса, проведение голосования не представляется возможным.

В связи с этим оппозиция начала активно продвигать идею о том, что президент пытается таким образом остаться на своем посту. Однако власти страны демонстрируют курс на своевременное проведение выборов, а Конституционный суд страны 5 июня опубликовал заключение, в котором подчеркнул невозможность подобных изменений законодательства.

Доклад ООН отразил вероятность организации государственного переворота в ЦАР

Также пандемия повлияла на подготовку FACA, которая с 2020 года ведется лишь силами российских инструкторов. К 3 июня в Банги и Беренго при помощи РФ было подготовлено 4200 военнослужащих, а также организовано обучение 300 жандармов и такого же количества полицейских. Деятельность миссии ЕС по подготовке армии ЦАР была свернута из-за пандемии.

Примечательно, что в рекомендациях авторы доклада прямо призывают правительство страны отчитываться перед МИНУСКА о любом увеличении численности президентской гвардии.

Возможное развитие событий

Доклад группы экспертов ООН позволяет предположить, что в Центральноафриканской Республике ведется целенаправленная подготовительная кампания по саботированию выборного процесса и дискредитации его результатов.

Проведение прозрачного и своевременного голосования способно закрепить успехи Хартумского мирного соглашения и позволить вновь избранному правительству вплотную заняться наведением порядка в экономической сфере страны. А это означает сокращение объемов теневого сектора экономики и ставит крест на использовании ресурсов ЦАР внешними игроками.

Ходы, которые предпринимают противники центральноафриканского руководства, за последние десятилетия не раз наблюдались в тех странах, где к власти приходили политики, проводящие реформы в интересах населения их стран. Зачастую такие усилия внешних игроков выливались в непризнание результатов вполне прозрачных выборов и последующие скоординированные массовые протесты, чреватые государственным переворотом.

В связи с неоднократным использованием подобных технологий хорошо известны и действенные контрмеры. Однако их успешное применение требует аккуратных и последовательных решительных действий со стороны властей.

Новости партнеров