Лента новостей Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Александр Шолохов: Как музеи России пережили пандемию коронавируса

0 Оставить комментарий

Александр Шолохов: Как музеи России пережили пандемию коронавируса

Этот год не забудет никто. Мир столкнулся с новой всеобщей проблемой, и в короткое время всем необходимо было принимать решение: как жить дальше?

В первые же дни пандемии музеи России остановили прием посетителей, отправили своих сотрудников на удаленную работу. Четыре месяца двери музеев были закрыты. Это был серьезный вызов, так как большая часть музейной деятельности связана с экспозициями и выставками — и, соответственно, с просвещением, непосредственной работой с обществом.

И музейное сообщество в кратчайшее время смогло мобилизоваться. Одним из выходов для нас (так же как и для многих) стала работа в виртуальном пространстве. Бесспорно, мы и до этого развивали деятельность в режиме онлайн: виртуальные музеи, широкий доступ к оцифрованным коллекциям, виртуальные выставки, записи мероприятий, размещенные в Интернете, онлайн-магазины. Но уровень развития и проникновения всех этих сервисов был очень разным.

Поэтому, когда стало необходимо искать новые способы взаимодействия с аудиторией, многие музеи были вынуждены разрабатывать совершенно новые подходы и методики, причем в кратчайшие сроки. Большинство музеев перевели запланированные мероприятия и образовательные программы в онлайн-режим: в социальные сети, на сайт, на порталы партнеров или специализированные платформы. Причем сделано это было очень оперативно и абсолютно бесплатно для посетителей.

Александр Шолохов: Как музеи России пережили пандемию коронавируса

Следует отметить, что новый формат взаимодействия оказался чрезвычайно востребованным, и статистика подтверждает это. Так, зафиксирован существенный рост вовлеченности в размещенные в социальных сетях музейные проекты, в отдельных случаях — до 330%. Появился новый тип экскурсий, представляющий собой подкасты и целые серии научно-познавательных фильмов. В такой же форме создано большое количество мастер-классов и иных обучающих программ. Наработан хороший опыт проведения в виртуальном режиме конкурсов, викторин и фестивалей.

Многие запланированные выставки не отменяются, а открываются и осуществляют свою работу в онлайн-режиме. Особо хочу отметить проекты, которые дают возможность на базе музейных ресурсов организовать общение находящихся в самоизоляции людей. Причем не просто отвлекая их от накапливающихся проблем, но давая темы и стимул для самообразования, расширения кругозора, вовлечения в события и решение задач местного сообщества, нахождения точек взаимопонимания и, пожалуй, главное, для сопереживания.

Практически во всех случаях следует отметить заметную «глобализацию» этих событий, привлечение зарубежной аудитории. И само музейное сообщество очень быстро сплотилось и стало обмениваться опытом. В том числе ИКОМ России совместно с платформой «PRO.Культура.РФ» и партнерами провели серию вебинаров, помогающих музейным специалистам наладить рабочие процессы удаленно.

Прекратив прием посетителей, перейдя на удаленный режим работы, музеи, естественно, потеряли часть финансирования — как того, которое они получали за счет продажи билетов и сопутствующих товаров, так и спонсорских пожертвований. В случае государственных и муниципальных музеев это негативное последствие решается прежде всего соответствующим уменьшением государственного задания. Если же потери таким способом не компенсируются, имеется механизм дополнительного финансирования, прежде всего касающийся, конечно, сохранения фонда оплаты труда сотрудников музеев.

Для частных и корпоративных музеев эта ситуация оказалась более сложной, но государство разрабатывает и для этой важной и быстро растущей категории музеев различные системы поддержки. Надеюсь, что предпринимаемые меры позволят всем нашим музеям продолжить свою деятельность.

Александр Шолохов

Хочу особо остановиться на, как это ни странно прозвучит, положительном эффекте нынешней ситуации для музеев и, что очень важно, на понимании их значения обществом и государством. Здесь необходимо напомнить, что первичной, главнейшей задачей всех музеев являются формирование, хранение и работа с их коллекциями.

Только наличие такой должным образом организованной и научно обработанной коллекции и является, собственно, основным критерием и признаком музея. Без этого условия, очевидно, никакая экспозиционная, выставочная и любая другая работа, представляющая эту коллекцию обществу, невозможна.

К сожалению, зачастую в погоне за увеличением количества посетителей и доходов работа с коллекцией остается без должного внимания, на нее попросту не хватает времени. Самоизоляция и последующие ограничения — период, когда музеи были закрыты для посетителей, — предоставили сотрудникам музеев хорошую возможность заполнить те пробелы, которые накопились в этом направлении. Была проведена значительная работа по систематизации и инвентаризации коллекций, определены предметы, нуждающиеся в реставрации, составлены новые планы экспозиционной деятельности, осуществлено и опубликовано большое количество научных исследований.

Одновременно, немного «переведя дух» от погони за количественными показателями деятельности музеев (да и всех учреждений культуры), мы получили возможность задуматься об их истинной роли и значении. И вспомнить о том, что они никак не укладываются в прокрустово ложе определения «услуги». Музеи оказывают обществу и тем более государству не услугу. Они осуществляют важнейшую его, государства, функцию — сохранение культурного наследия народов России, основы их самоидентификации, основы независимости и целостности общества и страны. Именно по участию в этих государствообразующих процессах и нужно прежде всего оценивать значение их деятельности.

Новости партнеров