Лента новостей Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Проект Reforge может дать истребителям F-22 ВВС США роль «агрессоров»

0 Оставить комментарий

F-22 Raptor может стать «агрессором»

В 1974 году ВВС США провели исследование под кодовым названием «Красный Барон» (Red Baron). Оно отталкивалось от опыта войны во Вьетнаме и ставило целью выработать рекомендации по совершенствованию подготовки американских летчиков. В результате был сделан неутешительный вывод: «для завоевания господства в воздухе необходимо пересмотреть методику обучения летчиков ведению воздушного боя». Сражение в воздухе должно было стать максимально реалистическим. Так появилась идея создания специального подразделения, способного имитировать действия авиации противника. Редакция Telegram-канала «Крылья войны» расскажет про эскадрилью «Агрессор» и проект Reforge, в рамках которого истребителю F-22 могут дать новую роль.

«Агрессоры» Соединенных Штатов

«Агрессор» — особая эскадрилья, выполняющая роль противника во время учений. В ВВС США такое подразделение впервые появилось после войны во Вьетнаме. Фактически это был ответ на низкие результаты американских летчиков в противостоянии с ВВС Северного Вьетнама. Первым «Агрессором» стала 64-я учебно-тренировочная эскадрилья, приписанная к Центру боевого применения оружия тактических истребителей, расположенному на авиабазе Неллис (штат Невада).

В состав «Агрессора» отбирали лучших летчиков. Каждый кандидат должен был иметь самостоятельный налет на истребителях не менее 600 часов, а также опыт ведущего группы и квалификацию летчика-инструктора. Количество вакантных мест всегда было меньше числа желающих попасть в эскадрилью, поэтому конкуренция при отборе кандидатов была очень велика.

Основному этапу обучения на авиабазе Неллис предшествовал курс подготовки в Школе по изучению воздушных сил СССР и стран Варшавского договора, расположенной на авиабазе Боллинг (округ Колумбия). Летчикам предстоял 121 час лекций, посвященных тактике воздушного боя ВВС стран соцлагеря, истории этих стран, текущему политическому положению и тому подобным вещам. В эскадрильях «Агрессор» летчики обычно служили три года, после чего возвращались в свои боевые части, где применяли полученный опыт для повышения уровня подготовки летного состава в целом.

Капитан ВВС США Дакота Олсен, летчик эскадрильи «Агрессор»

«Агрессоры» активно участвовали в учениях различного масштаба, в ходе которых экипажи имитировали вероятного противника — СССР и страны Варшавского договора. Половина вылетов выполнялась прямо на авиабазе Неллис в рамках знаменитых ежегодных учений «Красный флаг» (Red Flag). В зависимости от задач, отрабатываемых на учениях, самолеты «Агрессоров» выступали в самых разных ролях. Например, если тактические истребители из обычной строевой эскадрильи должны были «нанести удар» по наземным целям, «Агрессоры» выступали в роли истребителей ПВО с задачей не дать прорваться ударным самолетам к цели.

Новичок для «Агрессоров»

F-22 Raptor — многоцелевой истребитель пятого поколения, разработанный компаниями Lockheed Martin, Boeing и General Dynamics. Он предназначен для прикрытия войск и тыловых объектов от ударов с воздуха, противодействия воздушной разведке противника днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, борьбы с авиацией противника. F-22 стал первым в мире истребителем пятого поколения, который был принят на вооружение.

Серийное производство самолета началось в 2000 году, а 14 января 2003 года первый серийный F-22 прибыл на авиабазу Неллис, находящуюся в пустыне Невада. В 2006 году планировалось закупить 382 самолета для оснащения семи эскадрилий боевого дежурства, в 2008 году план закупки сократился до 188 самолетов, 127 из которых были уже построены. Экономический кризис и огромная стоимость самолета заставили правительство США отказаться от закупок данного самолета и сделать упор на программу F-35. 13 декабря 2011 года сборочный цех корпорации Lockheed Martin в Мариетте, штат Джорджия, покинул последний серийный истребитель F-22A с бортовым номером 10-4195. Он стал 195-м выпущенным F-22A и 2 мая 2012 года стал последним (187-м) боевым самолетом этого типа, переданным ВВС США.

Звено истребителей F-22 Raptor

Конструкция истребителя соответствует критериям технологии «стелс». Малая радиолокационная заметность обеспечивается за счет планера малоотражающей формы, поверхности которого ориентированы в нескольких строго ограниченных направлениях, а также благодаря применению радиопоглощающих материалов и покрытий.

Вооружение F-22: встроенная 20-мм пушка M61A2 Vulcan с боекомплектом 480 снарядов. В нерабочем положении орудийный порт закрывается специальными створками. В центральном внутреннем отсеке (под фюзеляжем) могут размещаться четыре ракеты AIM-120 AMRAAM класса «воздух — воздух» средней дальности с радиолокационным активным самонаведением или шесть усовершенствованных ракет AIM-120C с уменьшенным размахом оперения. В боковых отсеках располагаются две ракеты AIM-9M Sidewinder. Альтернативный вариант вооружения для ведения воздушного боя — четыре УР AIM-9M (AIM-9X) в боковых отсеках и шесть ракет того же типа — в центральном внутреннем отсеке.

Проект Reforge («Перековка»). Куй железо, пока горячо!

Недальновидное решение Пентагона о прекращении закупок (читай: производства) истребителей-невидимок F-22 Raptor имело плохие последствия. Эксплуатация и обслуживание относительно небольшого флота этих самолетов обходятся неоправданно дорого, а их показатели готовности крайне низки.

В результате ВВС США оказались неспособны по максимуму использовать истребитель, который, возможно, является самой эффективной боевой платформой класса «воздух — воздух». Вопрос производства бОльшего количества «Рапторов» уже не стоит на повестке дня. Поэтому ВВС надеются, что радикальные изменения в подходе к обучению пилотов-истребителей высвободят большее количество этих самолетов для выполнения боевых задач или использования их в качестве высококлассных «Агрессоров».

О новых планах относительно F-22 рассказал глава Боевого авиационного командования ВВС США генерал Майкл Холмс. Он представил подробности во время видеоконференции Aerospace Nation, организованной Институтом Митчелла под эгидой Ассоциации ВВС.

«Часть того, что мы пытаемся сделать, — это посмотреть, сможем ли мы создать больше возможностей, не тратя больше денег, — объяснил Холмс. — Мы можем взять часть этого учебного «железа» и превратить его в боевое «железо». Мы уже заплатили за эти самолеты, мы уже заплатили за людей, которые летают на них и обслуживают их».

Проект Reforge («Перековка»), который Холмс впервые публично изложил в 2019 году, направлен на фундаментальное повышение уровня подготовки летчиков-истребителей ВВС, а также, возможно, и летчиков в целом. Среди наиболее радикальных изменений можно назвать возможность фактического упразднения формальных учебных подразделений (ФУП), которые являются заключительным шагом для пилота-курсанта перед тем, как он перейдет в оперативную эскадрилью.

Сейчас будущие летчики-истребители переходят от этапа, называемого «Введение в основы истребителей», к ФУП, а затем к назначенному им оперативному подразделению. В соответствии с планом реорганизации, реактивные учебные самолеты T-7A Red Hawk, ранее известные как T-X, могут быть прикреплены к базам с оперативными истребительными эскадрильями. Вместо того, чтобы идти в ФУП, слушатели могут завершить финальную часть своей подготовки на T-7A, перед тем как присоединиться к оперативной эскадрилье, эксплуатирующей F-22 или какой-то другой истребитель.

Военно-воздушные силы надеются, что окончательная версия этой концепции позволит сократить общее время подготовки новых пилотов истребителей с 40 месяцев до 22. Избавление от необходимости в ФУП или даже просто сокращение количества учебных вылетов, которые они должны совершить, означает, что самолеты, назначенные этим подразделениям, могут освободиться для других целей.

Такое высвобождение в рамках проекта Reforge может быть особенно полезным для F-22. В настоящее время в ВВС насчитывается только 185 самолетов этого типа, остальные 60 истребителей закреплены за учебно-испытательными и оценочными подразделениями.

Пока старые самолеты могут адекватно имитировать множество существующих угроз, но потребность в более продвинутых «Агрессорах» будет только возрастать. Летчики-истребители ВВС США должны практиковаться с учетом того, что потенциальные противники в лице России и Китая уже вооружаются более совершенными боевыми самолетами, такими как Су-57 и J-20. Ранее было объявлено о планах создания новой эскадрильи «Агрессоров» на базе самых старых F-35A, чтобы удовлетворить этот растущий спрос.

Истребитель Су-57 ВКС РФ

Боевое авиационное командование рассматривало вариант аренды от четырех до восьми южнокорейских учебных реактивных самолетов KAI T-50 Golden Eagle по эксклюзивному контракту с техасской компанией Hillwood Aviation, чтобы начать эксперименты в рамках проекта Reforge. Но теперь командование решило провести открытый конкурс, процесс, которого займет больше времени, чтобы найти подходящий парк реактивных учебных самолетов.

Истребитель J-20 ВВС Китая

Независимо от того, как будет идти реформа сейчас, если ВВС смогут заставить проект Reforge работать, он может коренным образом изменить подход к обучению пилотов в целом. А заодно и предоставить массу других второстепенных преимуществ, особенно для флота F-22 Raptor.

Новости партнеров