Лента новостей Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Самолёт с «красной кнопкой» на борту: Boeing EC-135C и операция «Зазеркалье»

0 Оставить комментарий

Самолёт с «красной кнопкой» на борту: Boeing EC-135C и операция «Зазеркалье»

Страны, обладающие ядерным оружием, обычно также имеют на вооружении воздушные командные пункты. Эти самолеты оснащены оборудованием для управления стратегическими силами в случае выхода из строя наземных командных пунктов. Также они служат для того, чтобы вывезти из-под удара высшее руководство страны в случае ядерного конфликта. Автор Telegram-канала «Крылья войны» расскажет про первую воздушную резервную систему для нанесения ядерного удара.   

Самолеты «Судного дня»: начало

Впервые самолеты, выполняющие роль воздушного командного пункта, появились в Соединенных Штатах Америки. Это были машины, переделанные из самолетов-заправщиков КС-135, которые в свою очередь были переделаны из авиалайнеров Boeing 707. Они были оснащены специальным оборудованием и средствами связи.

Четырёхдвигательный Boeing 707 – один из первых реактивных пассажирских самолетов в мире, разработанный американской авиастроительной корпорацией в 1950-х годах. Первыми эксплуатантами этого самолета стали TWA и PanAM. Благодаря этим авиалайнерам, авиакомпании совершили революцию в пассажирских перевозках, сделав их по-настоящему массовыми и доступными. Boeing 707 немало поспособствовал развитию инфраструктуры авиаперевозок. В аэропортах строились новые башни управления воздушным движением, терминалы для пассажиров и взлетно-посадочные полосы. Также развивались багажные службы, отделы бронирования билетов, службы по организации бортового питания и так далее.

Boeing 707

В 1960-х годах авиалайнеры Boeing 707 уже не могли справиться с возросшим пассажиропотоком. Модернизация самолёта для увеличения вместимости потребовала бы серьёзных изменений в планере и установки новых двигателей. К тому же, 707-й устарел в плане топливоэффективности и уровня шума. В итоге Boeing выпустил на рынок более совершенные модели 737 и 747, чем удовлетворил спрос авиакомпаний. А старичок B-707 был модифицирован для нужд американских военных, которые эксплуатируют бывший авиалайнер и сегодня.

Одна из таких модификаций — KC-135 Stratotanker. Это «воздушный танкер», предназначенный для дозаправки топливом самолетов тактической и стратегической авиации в воздухе. Также, вместо пассажирского салона установили грузовую кабину с усиленным полом, которая могла вместить до 22700 кг различных грузов или 80 солдат с полной экипировкой.

Топливозаправщик ВВС США KC-135 Stratotanker

На базе данной машины в США были построены различные модификации: самолеты-разведчики, разведчики погоды, разведчики радиоэлектронных средств противника, воздушные командные пункты управления и связи со стратегическими ядерными силами. Последняя модификация получила обозначение EС-135С и именно она нас интересует.

Операция «Зазеркалье»

Операция Looking Glass («Зазеркалье») – это система, обеспечивающая контроль ядерных сил США в том случае, если наземные командные центры были уничтожены или выведены из строя. Называется она так, потому что «зеркалит» (повторяет) команды. Система была введена в строй 3 февраля 1961 года. Для этого использовали 11 специально доработанных самолетов Boeing EC-135C — воздушных командных пунктов Стратегического Командования США.

Воздушный командный пункт EC-135C на оперативной авиабазе ВВС США Оффат

Эти самолеты круглосуточно находились в воздухе. Их дежурство длилось 29 лет с 1961 по 1990 год. Самолеты сменяли друг друга в различных районах над Тихим и Атлантическим океаном. Операторы, которые находились на борту контролировали обстановку и дублировали систему управления американским стратегическими ядерными силами. В случае выхода из строя наземных центров, они могли продублировать команды на нанесение ответного ядерного удара. Хотя 24 июня 1990 года непрерывное дежурство было остановлено, в связи с окончанием «Холодной войны», самолеты ещё длительное время оставались в состоянии постоянной боевой готовности. За все время, экипажи провели в воздухе более 281000 часов.

Рассмотрим подробнее организационную структуру одного подразделения системы Looking Glass. Штаб, находящийся в воздухе, подчинялся генералу ВВС или адмиралу ВМC. Члены боевого штаба формировали семь оперативных групп и представляли все вооруженных сил. Руководитель каждой группы отвечал за её командную подготовку, слаженность действий и управление, а также руководство оперативным штабом группы.

Офицер по связи отвечал за все системы связи на борту и следил за тем, чтобы все поступающие или исходящие сообщения обрабатывались своевременно.

Офицер по контролю запуска, вместе с офицером по связи управлял бортовой системой управления пуском ракет. Эта система позволяла самолётам Looking Glass передавать коды запуска межконтинентальным баллистическим ракетам, в случае если наземные центры управления запуском будут выведены из строя.

Операционная работа экипажа EC-135C во время миссии «Зазеркалье»

Уоррент-офицер по чрезвычайным действиям должен был знать содержание и соответствующую формулировку сообщений о чрезвычайных действиях, используемых вооружёнными силами и правительством страны. Уоррент-офицеры по статусу войск учитывали и отслеживали всё стратегическое оружие, которым обладали США.

Советник по комплексному плану операций был вторым по старшинству командиром на борту. Он возглавлял штаб планирования и консультировал командира «Зазеркалья» о военных планах, доступных президенту Соединенных Штатов. Офицер разведки сообщал боевому штабу актуальные разведданные, оценивал текущие и выявлял новые угрозы для США. Офицер по вопросам материально-технического обеспечения заботился о том, чтобы у вернувшихся бомбардировщиков и танкеров были безопасные базы с необходимым медицинским обслуживанием, питанием и отдыхом для экипажа, а также контролировал оперативный ремонт и заправку самолетов.

Закат карьеры EC-135C

В 1998 году, Boeing EC-135C заменили на более современные самолеты управления и связи Boeing E-6 Mercury. В отличие от своего предшественника, они были созданы сразу на базе авиалайнера Boeing 707-320. Такой самолет служит для обеспечения резервной системы связи с атомными подлодками с баллистическими ракетами ВМС США и также может использоваться как воздушный командный пункт стратегического командования ВС США. Всего было получено 16 единиц Boeing E-6 Mercury. Позже самолёты были модернизированы до версии Е-6В и в таком виде несут боевое дежурство сегодня, выполняя полёты над водами Тихого и Атлантического океанов.

Ветераны Boeing EC-135C «ушли на заслуженную пенсию» после 37 лет службы. Опыт, наработанный США за эти годы, позволил им оптимизировать структуры управления, командные протоколы и сценарии взаимодействия различных видов в случае ядерного конфликта. Также этот опыт определённо пригодится при разработке самолёта для замены Boeing E-6 Mercury, когда такая необходимость возникнет. Ну а мы порадуемся тому, что за долгую службу EC-135C в реальных боевых условиях ему побывать не пришлось.

Новости партнеров

Новости партнеров