Лента новостей Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное
ВТОРАЯ ЧАСТЬ РАЗОБЛАЧЕНИЯ ОТ ФАН ПОКАЗАЛА ОТСУТСТВИЕ ПРОВЕРКИ ФАКТОВ В ДОКЛАДЕ ЭКСПЕРТОВ ООН
Украинские дроны, сирийские самолеты и непонятные спутниковые карты. Что еще из фейков и фальсификаций использовала Панель экспертов ООН по Ливии, создавая свой доклад о присутствии ЧВК «Вагнера» в стране. Об этом читайте во второй части нашего разбора документа, переданного нашим источником из Reuters.
Напомним, что Федеральному агентству новостей удалось получить от нашего информатора в британском информационном агентстве Reuters копию последнего доклада Панели экспертов ООН по Ливии. Двадцать семь журналистов из российских и зарубежных изданий, участвующих в проекте «Отдел Разоблачений ФАН», подробнейшим образом разобрали весь доклад, и на основании их анализа мы с уверенностью можем сказать, что все 53 параграфа этого доклада являются сфабрикованными или недостоверными.

О том, как в своем докладе эксперты использовали специально запущенные в зарубежных и российских СМИ сфальсифицированные доказательства, а также полноценный разбор 22 параграфов доклада вы можете прочитать в первой части нашего расследования.

В ней мы, ссылаясь исключительно на факты и достоверную информацию, рассказали, как объявляли погибшими абсолютно живых и здоровых людей. Как при помощи информационных манипуляций пытались очернить образ Ливийской национальной армии и ее командующего Халифы Хафтара, который на данный момент является единственным руководителем легитимного военного института Ливии, назначенным 3 марта 2015 года избранной демократическим путем Палатой Представителей под председательством Агилы Салеха.
В то же время в докладе восхвалялось Правительство национального согласия, которое утратило свою легитимность в 2018 году в соответствии с означенным сроком действия согласно Ливийскому соглашению, утвержденному в городе Схират в 2015 году. Сейчас оно состоит из людей, причастных к терроризму. В рамках проекта «Антитеррор» ФАН расследовал связи ПНС с террористическими организациями. С началом протестов в 2011 году Ливию наводнили бандформирования различного толка, которые в дальнейшем укрепились в Триполи. Сейчас глава Высшего Государственного совета Халед аль-Мишри и глава Центрального банка Ливии Садик Кабир отстаивают интересы «Братьев-мусульман» (организация запрещена в РФ и в ряде даже мусульманских стран), получая финансирование от Катара и Турции, а также поддержку от Туниса; глава МВД Фатхи Башага объединил под своим началом бандформирования Триполи, выдав им официальные «корочки» МВД. Наиболее крупные вошли в «Силы защиты Триполи» («Ан-Наваси», Батальон революционеров Триполи, RADA, Абу Салим). Имеются множественные свидетельства о связи этих группировок с ИГИЛ, Аль-Каидой (организации запрещены в РФ) и другими международными террористическими сетями. Глава RADA Абд ар-Рауф Карра уже фигурировал в отчетах ООН, где его обвиняли в пытках, казнях и контрабанде. Кроме того, Башага курирует вооруженные группировки Мисураты, а с началом интервенции Турции в Ливию — еще и прибывших турецких военных и сирийских наемников. На них опирается премьер-министр Файез Саррадж.

Для чего ПНС мобилизует терроризм, хорошо передано в российской киноленте «Шугалей», повествующей о том, как террористы под руководством ПНС в лице Фатхи Башаги похитили и удерживают по настоящее время двоих российских социологов Максима Шугалея и Самера Суэйфана.
Файез Саррадж
Кроме того, в предыдущей главе мы нашли ссылки на несуществующие документы, пропагандистские ресурсы ПНС и раскрыли принцип, каким образом западные и турецкие спецслужбы легализуют через СМИ огромный поток фейков.

В этой части расследования мы разберем еще 18 параграфов доклада, которые основаны на недостоверной информации и специально включены в документ.
ПАРАГРАФ 5
Вводная информация по ЧВК «Вагнера», которая работает, используя другие связанные и похоже названные подставные компании, прикрывая прямое вовлечение Евгения Пригожина, информация в приложении 1.
Приложение 1: Справочная информация об организации ЧВК «Вагнера»
Пункт 1. Изначально ЧВК «Вагнера» официально не существовала и являлась теневой организацией, названной по позывному Дмитрия Валерьевича Уткина, который сейчас руководит организацией и планирует операции. 9 декабря 2016 года Уткин был сфотографирован вместе с другими участниками ЧВК «Вагнера» во время вручения наград президентом Путиным в Георгиевском зале Кремля. 14 ноября 2017 года Уткин занял пост руководителя принадлежащей Евгению Пригожину управляющей и консалтинговой компании «Конкорд». Также на снимке (обведен оранжевым) изображен Александр Кузнецов (М-0271), получивший ранения во время боевых действий в Ливии (см. пункт 50).
Этот параграф изначально построен на недостоверной информации, которой благодаря антироссийски настроенным пользователям и СМИ наполнен весь Интернет. Разберем подробней приложение к нему.

Для начала — странно, что эксперты не заметили: в пункте 1 приложения 1 указанная ссылка на ресурс «Медуза» ведет к ошибке 404 — статья не существует. Как они могли добавить в отчет несуществующую статью, непонятно.
Идем далее, в статье ТАСС экспертами перевраны слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, который подтвердил, что на приеме 9 декабря 2016 года, организованном в честь ветеранов, присутствовал Дмитрий Уткин. Несмотря на громкое название статьи, Песков нисколько не утверждает, что Уткин имеет хоть какую-либо принадлежность к ЧВК «Вагнера».
«Я не знаю, как он известен. Дмитрий Уткин действительно был, кавалер орденов Мужества, он был действительно от Новгородской области. Мы не знаем, есть ли у него бойцы, находятся ли они в Сирии и есть ли у них какой- то статус. Бойцы есть у Минобороны», — сказал Песков.
Заметьте, нет ни слова про ЧВК.
Издание РБК также пишет, что «некоторые СМИ» указывают на связь Уткина с ЧВК «Вагнера», но не подтверждает это самостоятельно. При этом официальный прием был освещен широким спектром СМИ, в том числе федеральных.



Разбираемся дальше.
Пункт 2. ЧВК «Вагнера» в настоящее время оценивается более чем в 5000 человек, обладающих опытом в рамках всего спектра военных специальностей. Личный состав включает граждан Беларуси, Молдовы, Сербии и Украины, хотя в основном он все еще укомплектован русскими. Эта организация, предположительно, действовала в Центральноафриканской Республике, Мозамбике (2019 год), Украине (2014 год >), Судане и Сирии (2015 год >).
По пункту 2. Панель экспертов не приводит никаких достоверных данных о ЧВК «Вагнера». «Конфиденциальный источник» просто вводит группу экспертов в заблуждение, подбрасывая им фейки со страниц украинских СМИ. В частности, это заметно по указанным местам присутствия. В Центральноафриканской Республике по официальному контракту находятся 225 гражданских и военных инструкторов, так же как в Судане и Сирии. Присутствие в Мали, Венесуэле, Ливии, Мозамбике и Украине не подтверждены данными Панели экспертов. Мы также не смогли найти информации о российском присутствии в указанных странах.

Эта информация уже многократно опровергалась. И, судя по всему, конфиденциальным источником были украинские националисты, которые ежедневно занимаются антироссийской пропагандой. Стоит только сделать мониторинг СМИ.

Эксперты поленились найти все сообщения о том, где, по мнению зарубежной пропагандистской прессы, действовала ЧВК «Вагнера». Мы сделали это за них. Так, можно вспомнить сообщения о присутствии в Мали, Венесуэле, Сирии, Судане, ЦАР, ну и, конечно, Ливии.
Пункт 3. Оперативники ЧВК «Вагнера» были опознаны при использовании техники, обычно предназначенной для Вооруженных сил Российской Федерации, такой как вездеход БПМ-97 «Выстрел». Оперативники ЧВК «Вагнера» также тренируются на базе ГРУ в Молькино, юго-запад России. Примечательно, что летом 2018 года была возведена часовня в память об убитых в Сирии боевиках ЧВК «Вагнера» близ города Горячий Ключ, в 20 км от Молькино. Строительные работы велись еще одним пригожинским предприятием ООО «Мегалайн» (см. табл. 1.А. 1).
Отметим, что по пункту 3 12 марта 2019 года в пресс-службу компании «Конкорд» даже был направлен от редактора Reuters Кристиана Лоу следующий запрос:

Компания «Конкорд» публично отрицала связь с ООО «Московский школьник», сотрудница которого Наталья Шилова рассказывала о многочисленных нарушениях на подведомственных предприятиях. Как Вы можете прокомментировать публичную информацию из ЕГРЮЛ, показывающую, что две компании связаны через господ Новикова, Полякова, а также компании ООО «Мегалайн», ООО «Вертикаль» и ее преемницу ОО «Бизнеспроект» и ОО «КДП — Розница»?
А вот ответ пресс-службы компании «Конкорд»:
«Приведенные вами данные о связях компании «Конкорд» с перечисленными организациями являются вымышленными. Названные вами компании не являются ни фактически, ни юридически подразделениями «Конкорда», а также не находятся под управлением или иным влиянием компании».
Кроме того, в докладе со ссылкой на украинский сайт euromaidanpress.com сказано, что были опознаны на видеозаписи оперативники ЧВК «Вагнера», которые использовали технику, стоящую на вооружении только у ВС Российской Федерации, — вездеход БМП-97 «Выстрел»
БМП-97 «Выстрел»
Но украинский сайт euromaidanpress.com является одним из наиболее активных пропагандистских ресурсов Украины, который после событий в Крыму развернул активную информационную кампанию, направленную на очернение Российской Федерации в интересах спецслужб. Курируется 72-м центром информационно-психологических операций Украины.

На приведенном авторами публикации скриншоте голословно утверждается, что изображен именно БМП-97 «Выстрел», однако установить модель техники по данному изображению крайне тяжело. В статье не говорится о том, что был проведен анализ или привлечены эксперты. Данное утверждение подается как факт совершенно бездоказательно. Мужчина, изображенный рядом с техникой, также остался неизвестен, но авторы приписали его в сотрудники ЧВК «Вагнера», чтобы получить популярность для своей статьи.
Пункт 4. Для того чтобы перевести ЧВК «Вагнера» на более легальную основу в пределах России, в федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» были внесены изменения, позволяющие гражданину находиться в мобилизационном резерве (...) участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности или пресечению террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации. Таблица А.1
Пункт под номером 4 является намеренным введением ООН в заблуждение относительно российского законодательства. Еще в момент принятия поправок к закону все было предельно ясно объяснено. Закон дает военнослужащим возможность заключать контракт на срок не более чем на один год «для оперативного участия в решении ряда задач».
Речь идет именно о военнослужащих, то есть о действующих и находящихся в запасе сотрудниках Министерства обороны РФ. О гражданских россиянах без военной специальности и тем более «наемниках» речи не идет.
«Поправки решают актуальные вопросы военных. Во-первых, это служащие на флоте — их контракт может закончиться, в то время как они на год «ушли в море». Чтобы не прерывать службу, морякам было бы удобно перезаключать контракт до конца плавания», — заявил в интервью «Коммерсанту» первый зампред комитета Госдумы по обороне, член фракции ЛДПР Александр Шерин.
Подобное мнение выразил и замминистра обороны Николай Панков:
«Законопроект точечный, но очень важный для Вооруженных сил РФ, так как его реализация позволит не допустить снижения боеготовности и боеспособности вооруженных сил и, что особенно важно, боевых кораблей».
Второй, более распространенный случай касается военных специалистов, которые не хотят связывать жизнь с армией, но при этом готовы «принять участие в определенной миссии», говорит депутат. Даже оппозиционный военный эксперт Павел Фельгенгауэр назвал законопроект «чисто техническим», поскольку он «предлагает человеку комфортный период службы, можно заключать контракт на меньший срок».

Проще говоря, законопроект регламентирует заключение краткосрочного контракта с Министерством обороны РФ и ничем иным. ЧВК, ЧВОК и прочие охранные структуры данным законом не затрагиваются.

Получается, что все сведения в этом приложении недостоверны. И тогда встает вопрос, как эксперты, которые утверждают, что разбираются в том, что окружает ЧВК и Ливию, не могут знать о таких фейках.
ПАРАГРАФ 6
Халифа Хафтар и высокопоставленные чины из его организации регулярно поддерживали работу и связь с российскими контрагентами с как минимум 29 ноября 2016 года. Подобные связи, в том числе встреча в Москве 7 ноября 2018 года с министром обороны Сергеем Шойгу и Евгением Пригожиным (см. рисунки 1 и 2) и встречи с Пригожиным в Бенгази 11 и 15 января 2019 года.
В параграфе 6 со ссылкой на The Guardian указывается на то, что Халифа Хафтар провел ряд встреч с российскими официальными лицами. Вместе с тем даже беглый обзор СМИ позволяет понять, что главнокомандующий ЛНА поддерживает постоянные контакты с лидерами ряда стран и с массой других людей. Наиболее частые контакты осуществляются с президентом США Дональдом Трампом, президентом Франции Эммануэлем Макроном, главой МИД Италии Луиджи ди Майо, а также главами государств, внешнеполитических ведомств и дипмиссий Египта, Великобритании, Германии и др. Кроме того, Хафтар встречается с представителями бизнеса.
Кроме того, сообщается о регулярных связях российских контрагентов и Халифы Хафтара, но уже не раз в СМИ упоминалось, что г-н Пригожин на тех самых переговорах предоставлял исключительно кейтеринговые услуги. Интересно, что именно это и написано в приведенном Панелью материале РИА Новости.
«Ресторатор Евгений Пригожин был на встрече министра обороны России Сергея Шойгу с ливийским маршалом Халифой Хафтаром, так как занимался организацией официального обеда. Об этом журналистам сообщил военно-дипломатический источник», — об этом говорится в новости.
То есть присутствие Евгения Пригожина было официальным, но никаких заявлений он не делал. Мало того, наш источник в дипломатических кругах заявляет, что с ливийской делегацией он обсуждал исключительно культурную программу. В приведенной ссылке на AfricaIntelligence бездоказательно утверждают, что Пригожин посетил Восточную Ливию на частном самолете 11 и 15 января. Данная информация не соответствует действительности в связи с тем, что указанный в публикации самолет Hawker 800XP (M-VITO) 11.01.2019 находился в Москве. В 00:00 12.01.2019 он прибыл в Санкт-Петербург, а 13.01.2019 прибыл в Бейрут (Ливан). Маршрут легко увидеть в специальном приложении.
Кроме того, AfricaIntelligence сообщает о предоставлении Египтом концессии на разработку месторождения «Зохр» российской компании «Роснефть». Данная сделка была официальной, переговоры по ней, как и присутствие российских представителей в процессе ее заключения, не были тайной. Но при этом они не имеют отношения ни к Ливии, ни к резолюции 1970 (2011).
Стоит подчеркнуть, что российский бизнес осуществляет тесное сотрудничество со странами Ближневосточного региона. Множество российских бизнесменов реализуют совместные проекты в указанных странах, следовательно, и перелетов совершается достаточно много. Так, в период, указанный в докладе экспертов ООН (январь 2019 года), в Бейрут прибыла делегация Международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ) во главе с руководителем МАИБ по Москве и Московской области Муратом Геховым.
Благодаря этой информации мы смогли выяснить, кто же летал на самолете Hawker 800XP (M-VITO) в Бейрут 13 января. И это оказался совсем не Евгений Пригожин.

Мужчину армянской национальности зовут Грант ******** (Фамилию мужчина попросил не указывать, но полное ФИО имеется в распоряжении редакции. — Прим. ред). Он занимается строительным бизнесом, в том числе и за рубежом. Для него и его партнеров было очень важно попасть в Ливан как минимум за неделю до встречи ливанских бизнесменов с делегацией Россотрудничества.

Вот что он рассказал нашему журналисту:
«Там решался вопрос на строительные тендеры, на которых я мог заработать огромные деньги. Ливанцы попросили срочно прибыть в Бейрут, чтобы обсудить ситуацию и возможности моей фирмы, чтобы они могли заявить обо мне российским коллегам на встрече 22 января. Пришлось заказывать частный самолет. Это был Hawker 800XP (M-VITO). Пригожина или иных людей, кроме меня и нескольких моих подчиненных, в самолете не было. Прилетели мы в Бейрут глубокой ночью 13 января. Обратно я уже возвращался 27 января на обычных авиалиниях. Вот и весь секрет перелетов».
Про то, что самолет был взят в аренду частным предпринимателем Грантом, сообщил нам и один из сотрудников, обслуживающих самолет.
«Там был деловой молодой мужчина с несколькими подчинеными. Они всю дорогу выясняли что-то про строительные материалы. Человека, которого вы мне показываете (журналист показал сотруднику фотографию Пригожина. — Прим. ред.) среди них не было. Точно заявляю. Там все молодые были, до 35–40 лет», — рассказал нам мужчина.
Ливанские партнеры Гранта подтвердили его слова о прибытии в Бейрут, но от комментариев отказались.

Получается, что вся информация из этого параграфа вновь не соответствует действительности. Эксперты ООН ошибаются и в части про встречи Хафтара, и в части про самолет, на котором летал Пригожин. Все данные не совпали с реальностью.
ПАРАГРАФ 11
Мы уже разбирали 11-й параграф в нашем прошлом расследовании. Однако журналисты из рабочей группы обратили внимание на ссылки, которые сейчас разберем подробнее.
Сообщается, что это генерал-лейтенант Андрей Владимирович Холзаков. Бывший заместитель Воздушно-десантных войск России.
Ссылка ведет на доклад от 2019 года, где просто упоминается Андрей Холзаков. О Ливии речи нет.
Нигде больше Холзаков не упоминается. Наши специалисты считают, что данная ссылка присутствует, чтобы создать иллюзию сотрудничества ЧВК с Минобороны РФ. Но дальше еще интересней.
В параграфе 122 и приложении 51 к S/2019/914 Панель сообщает о необъясненном присутствии беспилотника Орлан-10, произведенного в России, который был сбит 29 апреля 2019 года.
Посмотрим, что же это за БПЛА.

Действительно, 30 апреля в Сети появились фотографии обломков БПЛА с бортовым номером 2145.
Но вот незадача. Орлан-10 имеет другую форму хвостового оперения.
Зато такую форму хвостового оперения имеет другой беспилотник. Украинский. В качестве доказательства приводим новость от 10 февраля 2017 года, когда штаб АТО заявил, что сбил «российский БПЛА», который был обнаружен 8 февраля 2017 года.
Форма хвостового оперения, идентичная сбитому в Ливии БПЛА, как и шрифт номера на крыле (2166)

А 16 октября 2015 года ВВС Турции сбили аналогичный БПЛА над турецкой провинцией Килис. В 2015 году территория Сирии южнее провинции Килис контролировалась ИГИЛ, курдскими отрядами YPG и протурецкой оппозицией.
Бортовой номер тоже выполнен аналогичным шрифтом (2207)

Мы нашли новость от 30 мая 2014 года, где БПЛА с аналогичной формой крыла был показан СБУ.
Также 28 июля 2014 года аналогичный аппарат был обнаружен жителем Харьковской области на своем поле.
При этом техническая начинка БПЛА фигурирует на украинских пропагандистских ресурсах:
На самом деле это БПЛА украинского производства. В сюжете украинского телеканала «Факти ICTV» фигурирует фабрика, где курсанты собирают БПЛА. На кадрах украинского телеканала четко видно, что идет сборка БПЛА с таким хвостовым оперением и такой же полезной нагрузкой. Номер на камере (11016) совпадает со сбитым «российским». Шрифт, которым выполнен номер, совпадает со сбитыми в Турции и Ливии. Следовательно, БПЛА, используемые украинской пропагандой для заявлений о российских БПЛА, производятся на Украине, в Житомире. БПЛА такого же исполнения используются в Сирии либо террористами ИГИЛ, либо курдами из YPG, либо протурецкой оппозицией. С учетом появления в Ливии протурецкой оппозиции на стороне ПНС можно утверждать, что БПЛА приехали в Ливию с ними.
Получается, что опять информация экспертов является недостоверной. Найти, как выглядит русский беспилотник, сложности никакой не представляет. Зато ответить на вопрос, что делал украинский беспилотник в Ливии, — задача не из простых. Достойный повод для нового расследования ООН, которого, по нашему мнению, мы так и не дождемся.
Д) В параграфе 95 и приложении 39 к S/2019/914 Панель сообщает о наличии 155-мм фугасного реактивного снаряда с лазерным наведением GP6 во владении Хафтара.
Вот только снаряды такого калибра используются в вооружении НАТО. Кроме того, в сноске упоминается тип снаряда. GP6 — это управляемый артиллерийский снаряд разработки китайской компании Norinco.

Данным боеприпасом может стрелять широкий спектр орудий. В том числе такая артиллерия имеется и на позициях ПНС. Кроме того, дополним доклад — в Триполи применялся и снаряд GP-1B, также производства компании Norinco. Им тоже стреляют орудия, расположенные в Триполи. Так что служить доказательством этот снаряд никак не может. И тем более данный факт не может говорить о присутствии русских на территории.
ПАРАГРАФ 18
Панель выявила, что самолет Туполев ТУ-154М 223-го воздушного подразделения российского министерства обороны (регистрационные номера RA-85041 и RA-85155) были ранее использованы для воздушного транспорта ЧВК «Вагнера» и ее сообщниками на других операциях. Панель отмечает, что два полета ТУ-154М RA-85155 в Ливию были осуществлены в тот же временной период, что и развертывание технических специалистов (октябрь 2018 года) (см. параграф 13). Полеты самолета ТУ 154-М, в том числе RA-85155 из 223-го воздушного подразделения, в Бенгази были возобновлены в январе 2020 года.
В параграфе 18 приводятся данные по полетам компании «М-Инвест», которая занимается добычей полезных ископаемых в Судане.
Деятельность по добыче ископаемых в Судане не запрещена никакими резолюциями ООН. Поэтому указываемая взаимосвязь «М-Инвест» и ЧВК «Вагнера» сообщается голословно, бездоказательно.
При этом источником данных для экспертов является турецкий Twitter-аккаунт @YorukIsik, который уже не раз обвиняли в распространении фейков и патриотических турецких вбросов. При этом количество его читателей очень мало для топовых Twitter-аккаунтов. Согласно статистике, он даже не входит в первые десять миллионов популярных блогов. Объективным доказательством его сообщения быть никак не могут.
Давайте рассмотрим несколько фейков, опубликованных этим блогером.
Британское издание Daily Star со ссылкой на данный Twitter сообщило об опасном сближении российского грузового корабля «Кызыл-60» с судном Королевского военно-морского флота HMS Enterprise в Черном море. Впоследствии издание «Коммерсант» опубликовало опровержение, полученное от Южного военного округа. Сообщается, что суда разошлись в штатном режиме на дистанции примерно 180 м.

Среди актуальных вбросов — репост фейка о коронавирусе.
«Никаких опасных маневров, связанных с пересечением встречных курсов «Кызыл-60» и «Энтерпрайз» не было», — сообщили военные.
Среди актуальных вбросов — репост фейка о коронавирусе.
В репосте сообщается, что в РФ не будут пользоваться ИВЛ, произведенные после 1 апреля, а 1 апреля была поставка в США, — автор намекает, что российская сторона поставила в США ИВЛ плохого качества. На самом деле мораторий был объявлен на один конкретный завод, а не на все производство ИВЛ в России.
ПАРАГРАФ 34
Панель заполучила снимки с коммерческих спутников этих мест, датируемые от 3 ноября 2019 года и 8 января 2020 года, которые четко показывают наличие новой низкой постройки размером приблизительно 4х5 метров и минимум девяти машин. Количество машин на спутниковом снимке (девять) соответствует девяти машинам, упомянутым источниками. См. рисунки 8 и 9. Спутниковые снимки того же места, сделанные 2 октября 2019 года, не содержат объектов, представляющих интерес.
После долгих изысканий мы определили, что в свободном доступе спутниковые снимки участка местности, приведенного в докладе, отсутствуют. По представленным снимкам идентифицировать автомобили, их номера и принадлежность не представляется возможным.

Анализируя снимки из доклада ООН, нельзя с какой-либо достоверностью идентифицировать марку или модель грузового автотранспорта. Однако, располагая оперативной информацией о нахождении в предполагаемом районе военной техники, можем допустить, что на снимках присутствуют грузовики «Урал». Но этот факт не подтверждает присутствие российских сотрудников на территории Ливии. «Урал» — довольно популярный грузовик в странах Ближнего Востока и Африки.
Завод про производству «Уралов» начал свою деятельность в далеком 1944 году. Производство автомобилей — до 15 тысяч в год. Модель «Урала» практически не изменилась. Всего произведен почти миллион автомобилей.
Традиционными покупателями продукции Уральского автозавода являлись страны Ближнего Востока. По состоянию на 2015 год экспорт в дальнее зарубежье составил около 7000 автомобилей в год, 35% общих продаж «Урала» уходило зарубежным покупателям 12 стран, причем на долю Египта приходилось 94% поставок. В 2016 году планировалось расширить географию экспорта до 20 стран.
«Урал-4320»
Информация за 2008 год. Автомобильный завод «Урал» «Группы ГАЗ» поставит Судану 50 автомобилей марки «Урал». Об этом сообщает пресс-служба «Группы ГАЗ». Согласно контракту, в Судан отправятся 50 полноприводных автомобилей «Урал-4320» с колесной формулой 6х6. Автомобили «Урал» комплектуются двигателем производства Ярославского моторного завода «Автодизель» «Группы ГАЗ» мощностью 240 л. с., пятиступенчатыми коробками передач и двухступенчатой раздаточной коробкой с блокируемым межосевым дифференциалом.
«Предназначенный для эксплуатации в Судане автомобиль «Урал» проходит доработку с учетом климатических условий Африки. Российская и суданская стороны рассматривают варианты дальнейшего расширения сотрудничества», — говорится в сообщении «Группы ГАЗ».
Кроме того, в Индии есть небольшое производство по сборке адаптированных машин на базе «Урала». Бронированная машина MPVI (Mine Protected Vehicle for India) на базе «Урала» изготавливается на совместном предприятии Defence Land Systems India (DLSI) на заводе в Притхла, Индия.
Поэтому называть условное наличие этих грузовиков весомым доказательством постеснялся бы любой уважаемый себя эксперт.
ПАРАГРАФ 25
Тренировочная команда была развернута и забрана с использованием Антонов АН-26 (регистрационный знак, по свидетельствам, #25 SAI LY). Этот регистрационный знак не является форматом для регистра гражданских самолетов стран-участниц. Панель искала подробности по всем 851 АН-26, записанным в качестве работоспособных, но не смогла найти совпадений. Панель отмечает, что префикс формата 25 использовался советскими воздушными силами для самолетов, помещенных в долгосрочный запас, и есть АН-26 с этим номером, записанный в рабочие. Также возможно, что фальшивые регистрационные знаки были нарисованны на самолете для данной операции.
Параграф 25 о развертывании тренировочной команды с использованием самолетов Антонов ссылается на «конфиденциальный источник», однако доказательств не приводится никаких.

А вот мы можем ответственно заявлять, что Ан-26 с медицинским грузом, уничтоженный в Тархуне, не имеет отношения к РФ.
В 2009 году, до свержения Каддафи, в Ливии было как минимум 10 Ан-26. К 2019-2020 годам в Ливии летал как минимум один Ан-26.
18 февраля 2019 года Ан-26 с аналогичной расцветкой появился на фото с визита делегации ЛНА на нефтепромысел Шарара.
Самолет отмечен логотипом компании, базирующейся в Объединенных Арабских Эмиратах, HAD Jet Cargo LLC.

На другом фото хорошо видны ливрея на хвостовом оперении и раскраска самолета.

Данный самолет активно использовался для гуманитарных нужд.
Так, 2 ноября 2017 года на нем в Бани Валид прилетела делегация племен Восточной Ливии
Данный самолет до июня 2015 года принадлежал казахстанской компании SCAT, затем продан казахстанской же компании «Южное небо».
Также имеются документы, согласно которым в октябре 2015 года самолет продан компании из ОАЭ Space Cargo Inc.
Мы смогли связаться с представителем компании «Южное небо», который подтвердил, что АН-26 действительно продали в ОАЭ. Также мужчина отметил, что подобные самолеты продавали в Ливию как минимум несколько раз.
«В Ливии такие самолеты заходят на ура. Я знаю как минимум три случая, когда украинские или казахстанские компании продавали эти самолеты, а потом они оказывались в Ливии. Это еще до 15 года», — рассказал представитель.
А вот источник в Бенгази нам сообщил, что гуманитарные грузы перевозили как раз АН-26 времен Кадаффи. Поэтому выводы о том, что разбившийся самолет принадлежал России и только ей, можно назвать не просто безосновательными, а некомпетентными.

ПАРАГРАФ 32
29 сентября 2019 года источник ВС ПНС заявил ливийскому телевидению Al-Ahrar, что военная база Аль-Ватыя находится под контролем «русских сил» и что там располагался истребитель Сухой Су-22. Панель отмечает, что, хоть у воздушных сил Хафтара уже был доступ к истребителю Су-22, который недавно использовался, чтобы бомбить аэропорт Зуварах 15 и 16 августа 2019 года, Панель считает, что высоко вероятно, что истребитель Су-22 стал вновь работоспособным при иностранной технической поддержке (см. параграф 15), нежели то, что там был развернут русский Су-22. Панель не исключает возможности, что воздушная база Аль-Ватыя используется как передовая база логистической поддержки для частных военных сотрудников.
Данным в пункте 32 о наличии на территории Ливии истребителя Сухого Су-22 можно найти подтверждение в открытых источниках и даже «Википедии»: указанные истребители действительно приобретались еще во времена Каддафи. На их обслуживании работают в том числе украинские авиатехники. При этом присутствие конкретно российских граждан на базе Аль-Ватыя нигде не зафиксировано, а сообщения были только в твитах сомнительного качества, без необходимых подтверждений.
Су-22 — это истребитель-бомбардировщик. Всего Ливии было поставлено 47 Су-22, 49 Су-22М и 13 Су-22У. Су-22 различных модификаций использовались активно, как до, так и после свержения Каддафи. К началу войны на крыле было около 50 машин. Они использовались ЛНА на протяжении всего конфликта.

Еще в конце 2014 года в Аль-Ватые ВВС Хафтара начали работу по восстановлению старых Су-22. Двенадцать из этих Су-22М хранились в убежищах на авиабазе до восстания и избежали уничтожения НАТО, потому что они были выведены из эксплуатации.
ПАРАГРАФ 33
В отчете ПНС за ноябрь 2019 года приводится заявление министра внутренних дел ПНС Ливии от сентября 2019 года, что русские наемники вошли в зону военных операций в Ливии, точнее, в зоны трассы на аэропорт, Вади аль-Рабиа и Есбиа. …….
Тут приводится заявление министра внутренних дел ПНС Ливии о присутствии ЧВК «Вагнера». Для начала хотели бы сообщить Панели экспертов о связи главы МВД ПНС Фатхи Башаги с террористическими группировками.

21 марта 2020 года «Силы защиты Триполи» — бандформирования столицы Ливии, включенные в 2018 году в состав МВД решением Фатхи Башаги, — опубликовали расследование о деятельности министра внутренних дел, обвинив его в лоббировании интересов внешних сил, связях с терроризмом и коррупции. Так, они подтверждают получение им финансирования от Катара на реализацию террористической деятельности «Братьев-мусульман» (организация запрещена в России), а также организации поставок вооружения Турцией в обход эмбарго ООН. По имеющейся у Федерального агентства новостей информации, Башага старается в любом своем выступлении очернить образ России и найти повод для отмены резолюции на поставку вооружения в Ливию с целью легализации лоббируемых им незаконных поставок оружия из Турции. Триполитанские бандформирования опубликовали данный материал в связи с возникшим конфликтом между ними, с одной стороны, и главой МВД Фатхи Башагой, турецкими военными и сирийскими наемниками, с другой стороны. Эти данные подтверждаются публикацией Bloomberg от 23 февраля 2020 года.
Фатхи Башага непосредственно управляет террористическими группировками, в том числе RADA Абда аль-Рауфа Карры, охраняющего частную тюрьму «Митига», в которой содержатся похищенные люди, зафиксированы многочисленные нарушения прав человека, включая пытки, казни, работорговлю.

Таким образом, слова министра нацелены скорее на то, чтобы отвлечь внимание от собственных действий, идущих вразрез с эмбарго ООН. Доказательств, подтверждающих слова министра о российских наемниках, мы найти не смогли. Считаем, что это акт дезинформации и клеветы.
ПАРАГРАФ 37
11 января 2020 года сообщалось о сотрудниках ЧВК «Вагнера», покинувших передовую и что это было связано с встречей в Стамбуле 8 января 2020 года президентов Эрдогана и Путина, которые обсуждали прекращение огня. Конфиденциальный источник сообщает, что 400 сотрудников ЧВК «Вагнера» и 200 сотрудников РСБ покинули передовые и двинулись в Аль-Джуфру.
В параграфе 37 приведены предположения о том, что ЧВК «Вагнера» покинула передовую из-за встречи президентов Турции и России Реджепа Тейипа Эрдогана и Владимира Путина.

Эти предположения являются необоснованными и бездоказательными домыслами. Подтвержденным и очевидным является тот факт, что встреча была посвящена перемирию и урегулированию ливийского кризиса. Ее результатом стали дальнейшие переговоры на высоком уровне при участии ООН, ЕС, ЛАГ, АС. Публикации с сообщениями о передвижении ЧВК «Вагнера» свидетельствуют о намерении сорвать переговоры и перемирие. Это укладывается в повестку пиар-кампании ПНС, заказанной у лоббистских компаний.

Наша группа журналистов считает, что обвинения в адрес России имеют целью помешать ее мирным инициативам. Тем более что никаких данных о реальном присутствии ЧВК «Вагнера» в Ливии не приводится нигде, кроме турецких и прозападных ресурсов. Например, здесь можно увидеть опровержение публикации турецкого издания Karar.
ПАРАГРАФ 38
Параграф 38. 7 января 2020 года были первые сообщения о возникших иностранных сирийских бойцах, нанятых российскими ЧВК для сражений в Ливии в поддержку Хафтара. Больше подробностей было предоставлено 14 февраля 2020 года с докладами, что бойцы были наняты из Думы в Восточной Гуте, Сирия, с зарплатой 880 долларов в месяц с трехмесячным контрактом. Этот доклад также указывал, что переброс в Ливию делался авиалиниями Cham Wings Airlines из Дамаска. 19 февраля 2020 года открытый источник сообщал, что сирийские бойцы были наняты ЧВК «Вагнера» с содействия Сирийской национальной молодежной партии в Сувейде. Далее открытые источники информации поддерживают это высказывание, мол, 5 марта 2020 года были зарплаты от 1000 до 1500 долларов в месяц.
Параграф 38. Авторы aawsat.com опять ссылаются на неназванные сирийские оппозиционные источники, что уже ставит под сомнение качество предоставляемой информации.

Что представляет из себя сирийская оппозиция, подробно разобрало в своей статье Федеральное агентство новостей. Как и многим незаконным бандформированиям на территории Сирии, им безусловно не выгодны действия России, связанные с прекращением конфликта и возвращением к мирной жизни сирийского населения, поэтому они всячески пытаются опорочить все, что связано с Россией.
Параграф 39. В утверждении от 20 марта 2020 года ПНС указывает, что у них есть доказательства, что Cham Wings Airlines перебрасывали сирийских иностранных бойцов, а именно связанных с ЧВК «Вагнера». Панель запросила подробности от ливийских властей и ожидает ответа. Панель установила регулярные рейсы из Дамаска в Бенгази самолетом под управлением сирийской компаниии Cham Wings Airlines с момента начала текущего конфликта в Ливии 4 апреля 2019 года (см. приложение 6). 17 июля 2019 года Панель запросила информацию из Сирии относительно первоначальных полетов и была проинформирована страной-членом, что полеты делались для обеспечения транспортировки гражданских пассажиров, в особенности для сирийцев, живущих в Ливии. Панель сомневается в правдивости данного ответа, так как: 1) было невозможно забронировать билет по этому маршруту на сайте авиалиний; и 2) Бенгази не фигурирует среди запланированных рейсов в Cham Wings Airlines на сайте авиалинии, даже после объявления о полетах, полеты бы начались 11 октября 2019 года. Есть также основания полагать, что Cham Wings Airlines действуют заодно с операциями ЧВК «Вагнера» в Сирии и было несколько случаев достоверных сообщений из открытых источников, говорящих о приезде в Бенгази и Мисурату сотрудников и бойцов российских ЧВК, нанятых в Сирии.
Параграф 40. Панель впоследствии установила 33 полета Cham Wings Airlines с 1 января 2020 года (см. таблицу 6.2.1 в приложении 6), которые позволяют потенциально перебросить 4950 пассажиров. Из источников на местах оценивается, что число иностранных сирийских бойцов в Ливии может достигать 5000, но это также наверняка включает бойцов, нанятых Турцией в поддержку ПНС.
Параграф 41. Сообщается, что рейсы Cham Wings выходили из военного терминала Дамаска, а не из гражданского аэропорта и многие пассажиры были одеты в военную форму. Панель изучила данные ADS-B по полетам, проведенным самолетами Cham Wings с 12 апреля 2019 года. Общие свойства указывают, что деятельность включала: 1)полеты с расчетным временем приземления в Бенгази ночью (нет общего графика); 2) Данные ADS-B пропадают в определенной точке перед тем, как самолет меняет курс на 90 градусов на юг в Бенгази (пометка по полету на рисунке 13 показывает, что пилот поздно выключил передачу данных ADS-B, а на рисунке 14 было сделано случайное единичное переключение; 3) самолет идет из Дамаска, близко идет к границам полетов в регионе, чтобы избежать сообщений в информационный центр по полетам в регионе; 4) полеты записаны как незапланированные или спецрейсы с системами управления воздушным движением. Примеры анализа данных трех полетов представлены на рисунках 13–15, в которых желтые точки представляют точки отчета ADS-B. Панель считает, что авиалинии Cham Wings представляют интерес, и продолжает расследование.
Комментируя приводимые данные по полетам сирийских Cham Wing Airlines во введении, параграфах 39, 40, 41, приложении 6.2, хотим подчеркнуть, что сами эксперты Панели сообщают, что не находят доказательств взаимодействия Сирии и Хафтара. Вместе с тем хотим отметить, что недоказанные данные о взаимоотношениях не имеют тем более отношения к тем или иным представителям России.

Что касается покупки билетов в Ливию, то мы можем рассказать о богатом опыте журналистов ФАН. Покупка авиабилетов в Ливию (по крайней мере в Бенгази) онлайн невозможна. Редакция ФАН в течение трех с лишним месяцев раз в три дня отсылала в пресс-центр Ливийской национальной армии запросы на оформление приглашений съемочной группе. Ответ в итоге был положительным. Пресс-центр ЛНА запросил большой пакет документов, похожий на тот, что журналисты предоставляли ранее сирийскому и иракскому МИД в ходе подготовки командировок, однако с максимально развернутым изложением плана съемок — вплоть до конкретных дат. С момента отправки документов прошло примерно две недели, и только тогда они получили официальное приглашение от командования ЛНА. Пресс-центр Хафтара кратко проинструктировал ФАН о возможных датах авиаперелетов и маршрутах и трудностях при приобретении авиабилетов.
И самое главное: билеты можно было купить только в офисах авиакомпаний. В Интернете их просто нет. Корреспонденты ФАН проконсультировались с коллегами из нескольких СМИ и выбрали маршрут через Египет. Прилетели в Александрию. Имея на руках распечатанные приглашения, отстояв довольно большую очередь в офисе авиакомпании «Африкийя», они смогли купить билеты в Бенгази. И даже само наличие билета на определенную дату не дает никаких гарантий вылета в указанный день. Рейсы в Ливию могут переноситься на другие даты.

Также 6 января 2020 года представитель авиакомпании Cham Wings в разговоре с сотрудником Федерального агентства новостей опроверг сообщения о перевозке «наемников» из Дамаска в Ливию. По его словам, самолеты Cham Wings, выполняя регулярные рейсы, совершают перелеты по маршруту Дамаск — Бенгази пять дней в неделю. Он подчеркнул, что сирийская авиакомпания действует в соответствии с позицией официального Дамаска, который заявил о неприятии военного вмешательства во внутренний конфликт в Ливии.
Протурецкие источники в соцсетях на регулярной основе стараются выдать обычные гражданские авиарейсы за военную помощь ЛНА в борьбе против правительства в Триполи. Ранее Федеральное агентство новостей уже опровергло фейк, опубликованный в социальной сети Twitter медиаактивистом, выступающим на стороне нелегитимного Правительства национального согласия Ливии, о том, что из Дамаска в Ливию отправляются «наемники» на помощь Ливийской национальной армии.
ПАРАГРАФ 42
20 ноября 2019 года итальянский министр обороны выпустил заявление для прессы относительно потери над Ливией беспилотника MQ9 Reaper. Панель запросила больше информации относительно данного происшествия у стран-членов 3 декабря 2019 года, но пока еще не получила ответа.
Мы бы хотели уточнить, зачем указанный беспилотник MQ9 Reaper летел вглубь территории при заявленном назначении вдоль береговой линии. В рамках текущего конфликта на территории Ливии регулярно сбиваются турецкие беспилотники, о чем сообщают мировые СМИ, поэтому итальянский мог быть сбит вместе с ними.

В целом же этот параграф не имеет какого-либо смысла и не может являться каким-либо доказательством наличия русских на территории Ливии.
«Наиболее значимым подтверждением того, что беспилотник сбили русские, было бы хорошо различимое изображение с самого беспилотника средства ПВО и его оператора, хорошо говорящего по-русски и на вытянутой руке протягивающего удостоверение», — считает журналист-международник Аббас Джума.
Но не вышло. Впрочем, они делают вторую попытку в следующем параграфе.
ПАРАГРАФ 44
Параграф 44. Панель отметила, что до этих двух происшествий ни ВС ПНС, ни силы Хафтара не имели больших успехов в плане препятствования беспилотникам Wing Loong UCAV или Bayraktur TB2 UAV, пока те находились в воздухе. Оба имеют схожие характеристики полета с аппаратом США на управлении и итальянским беспилотником. Потери США и итальянцев могут указывать на то, как утверждает конфиденциальный источник, что развернута усовершенствованная система обороны третьей стороной на территории, подконтрольной Хафтару.
Параграф 44 невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть. Возможное развертывание усовершенствованной системы обороны на территории, подконтрольной Халифе Хафтару, имеет отношение к Ливийской национальной армии, но не к РФ. Наличие или отсутствие третьей стороны в конфликте в данном пункте не раскрыто и не доказано. Стоит отметить, что необходимые системы обороны были в Ливии еще до начала гражданской войны, применение их силами ЛНА — вопрос их тактики.
В Ливии до войны имелось 39 комплексов С-75 «Волга», поставленных из СССР с 1975 по 1985 год, 60 комплексов С-125 «Печора» были поставлены до 1991 года. Четыре бригады ПВО были оснащены двумя дивизионами по шесть пусковых установок С-200 к 2010 году. Кроме того, в 2019 году появились фотографии «Панциря-С» в Ливии.
Эти «Панцири» выполнены на шасси автомобилей MAN SX45 (8x8), изначально поставлялись Объединенным Арабским Эмиратам (купившим образцы этих систем в России), и, предположительно, из наличия Вооруженных сил ОАЭ ЗРПК «Панцирь-С1» поставлены силам фельдмаршала Хафтара.
ПАРАГРАФ 45
ВС ПНС захватили 30-мм гранаты ВОГ-17М, предназначенные для использования с автоматическими 30-мм гранатометами АГС-17 и АГС 30 (см. рисунки 11, 12), и гранаты ВОГ-25 40 мм (рисунок 13), предназначенные для использования с подствольным гранатометом 6Г17 ГП-25. Эти системы не были установлены как используемые ни ВС ПНС, ни силами Хафтара на сегодняшний день. Они типичны для вооружения, используемого ЧВК «Вагнера» в иных местах, на Восточной Украине и в Сирии.
Комментируя параграф 45, стоит отметить, что на фото с ВОГ-17 и ВОГ-25 не видно маркировок, из чего можно сделать вывод, что они не показываются специально, поскольку по ним можно узнать, где произведено оружие. ВОГ-17 является боеприпасом к АГС-17. Их произведено более 100 млн единиц. Данный гранатомет эксплуатируется, помимо РФ, в Азербайджане, Армении, Афганистане, Белоруссии, Болгарии (собственного производства), Вьетнаме, Грузии, Индии, Иране, Казахстане, Китае (в т. ч. собственного производства), КНДР, Кубе, Никарагуа, Сербии, Сирии, Узбекистане, Украине, Финляндии и Черногории. Боеприпасы и оружие из Болгарии и Украины, кстати, поставлялось как в Сирию, так и в Ливию для поддержки различных так называемых «повстанческих движений». При этом ссылка в докладе дана на телеканал «Февраль», аффилированный с ПНС и стабильно выпускающий фейки.
«ВОГ-25 является боеприпасом к ГП-25 и ГП-30. Данные гранатометы, как и их аналоги, под тот же боеприпас производятся в Сербии, Болгарии и на Украине, а также в Приднестровье. Собственное производство боеприпасов имеют Болгария и Сербия. Из Болгарии и Украины шли поставки оружия в Сирию и Ливию. Недавно в Ливию пришло судно с неизвестным грузом из военного порта», — уточнил один из военных корреспондентов, работающий с «Отделом Разоблачений».
Кроме того, специалисты отмечают: «На фото не видно маркировки, что явно указывает на постановочность фото. Явно взяты боеприпасы советских типов и не российского производства для создания вброса о «российском военторге».

Помимо вышеперечисленного подлога, эксперты, составлявшие доклад для ООН, перепутали индексы ГРАУ.

ГП-25 «Костер» — это 6Г15. Тогда как индекс 6Г17, указанный экспертами, принадлежит другому гранатомету — БС-1 РГА-86 «Тишина» / БС-1М 6С1 «Канарейка».
ПАРАГРАФ 52
5 января 2020 года Ильюшин ИЛ-76МД (RA-86906), специально предназначенный для медицинской эвакуации, вылетел из Латакии, Сирия (OSLK), в Бенгази (HLLB).
Источник ссылается на Itamilradar, где сообщается о полете медицинского борта ИЛ-76. На иллюстрации видно, что самолет направляется в сирийскую Латакию. Соответственно, привязка к Бенгази (Ливия) неуместна, т. к. это не следует из приводимых данных. Более того, сам источник указывает, что в данной части Восточного Средиземноморья нет достаточного покрытия MLAT.
ИТОГ ВТОРОЙ ЧАСТИ
По итогам анализа данных параграфов наша группа может констатировать, что вся приведенная информация Панелью экспертов базируется на недостоверных источниках, которые они даже не удосужились проверить. В 18 параграфах, которые мы разбирали во второй части расследования, нет никакой достоверной информации.

Мы строго подошли к исследованию источниковой базы, проверке фактологической достоверности. Наша команда единогласно может сообщить следующее:

— источники, предоставлявшие данные Панели экспертов, сообщали тенденциозную, пропагандистскую информацию, не подкрепленную реальными фактами;

— информация носит разрозненный характер, не раз опровергалась в средствах массовой информации;

— материалы, на основе которых делаются выводы, были опубликованы с конкретными пропагандистскими целями и имеют конкретных заказчиков.
Как пример, информация о полетах самолета Hawker 800XP (M-VITO), где ошиблись и с датой вылета борта, и с именем пассажира. Фейковые данные про сбитый беспилотник, который оказался не российским «Орланом», а украинской моделью, поставляемой по всему миру. В этой же части расследования мы смогли доказать, что технику, имеющуюся на вооружении у армии Хафтара уже много лет, эксперты умышленно называют российской.

Исходя из вышеизложенного, мы можем лишь подтвердить выводы, сделанные в первой части нашего расследования, о том, что обвинения в адрес России сформированы заинтересованной стороной, а точнее, теми, кому сейчас выгоден кризис в Ливии: Правительством национального согласия (ПНС), Турцией и поддерживающими их странами Запада.
Панель экспертов же либо не проверяла ни один факт из своего собственного доклада, либо не писала самостоятельно этот доклад. По-другому такое огромное количество несоответствий объяснить нельзя. При этом весь документ составлен как обширная провокация.

В ближайшее время мы опубликуем последнюю часть нашего расследования, но уже сейчас считаем, что доказательств хватает, чтобы обвинить составителей доклада в умышленном создании сфабрикованного документа для обмана членов ООН.

Если эксперты не смогут объяснить в дальнейшем, как они смогли прийти к выводам, озвученным в докладе на основании фейков и неподтвержденных данных, то, по мнению «Отдела Разоблачений», они должны ответить за клевету перед комиссией ООН согласно международному законодательству.
Читайте далее