Депутаты Госдумы толкают торговые сети на обман покупателей

Депутаты Госдумы толкают торговые сети на обман покупателей

17.10.2014 16:59
500

Как же обуздать цены на продукты? Депутат Госдумы Михаил Дегтярев (ЛДПР) подготовил изменения в закон «О защите прав потребителей». Он предлагает обязать продавцов, в том числе интернет-магазины, объявлять потребителям не только розничную, но и закупочную цену на продукты и товары, а кафе и другие места общепита должны будут указывать себестоимость каждой порции. Депутат считает, что тогда манипуляции с ценами станут неэффективными и магазины, получающие сверхприбыли за счет покупателя, перестанут быть рентабельными. Такой способ регулирования торговой деятельности изменит ситуацию с ценообразованием в лучшую сторону, считает Дегтярев. "Законопроект предлагает косвенными способами бороться с ростом цен. В рыночной экономике в рознице и в сфере общественного питания сложно ограничить рост цен, но обязать продавца указать стоимость закупки на ценнике мы можем. Тогда покупатель сразу увидит реальную ценность продукта и сделает выбор", — заявил депутат. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, потребитель, оплачивая покупку, не осведомлен о разнице, благодаря которой многие владельцы торговых предприятий получают баснословные прибыли. Эксперты Федерального агентства новостей выразили уверенность в бесперспективности и, как минимум, в "странности" такого законопроекта.

Чем нас кормят? Почему так дорого?

"Проблема, конечно, существует, особенно в продовольственной торговле. Конкретный пример: 28 августа, Финляндия, город Куусама. В местном универсаме лежит масло "Валио". Одно - с маркировкой по-русски, второе – с финской. С русской маркировкой масло стоит 55 центов (25 рублей), а с финской – в два раза дороже. Возвращаемся домой, у нас в сетевом магазине лежит масло "Валио", которое успело проехать до эмбарго, и оно стоит 115 рублей. Сравните: 25 и 115 рублей! Действительно, сумасшедшие наценки сети накручивают!" - поделился с корреспондентом ФАН председатель Совета ассоциаций малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. "Что касается разницы между русской ценой и финской, я интересовался у иностранных производителей, поставщиков, они признают: для России они делают товар по особым облегченным технологиям, то есть качество хуже. Но они не виноваты, они же работают по контрактам, а контракты из России идут от торговых сетей, которые указывают такую закупочную цену, что финские производители не в состоянии сделать качественно. Мы не вписываемся по себестоимости. Поэтому непонятно, чем нас кормят, и непонятно, какие наценки", - подчеркнул эксперт.

Свет цивилизации

Проблема цен, по мнению Третьякова, решается совсем иначе: "Давным-давно назрел вопрос о том, чтобы ввести в систему госрегулирования пределы наценок в оптовом и в розничном звене. Тогда вакханалия наценок уйдет из жизни. Что касается качества, то здесь наши проверяющие организации должны все-таки работать, чтобы продукты были безопасными. То, что этот депутат своим законопроектом пытается переложить все эти задачи на торговлю, это бессмыслица". Но Третьяков подчеркивает, что сфера торговли в законодательстве, действительно, "почти открыта". "Мне на память приходит закон о торговле и пресловутый закон о рынках 2006 года, которые предписал все рынки уничтожить, - размышляет Алексей Третьяков. - Уши крупных торговых сетей оттуда сразу торчали. И закон о торговле тоже совершенно про-сетевой. Дальнейшее развитие этой законодательной сферы как раз и заблокировано во многом сетевым лобби. Когда еще закон о торговле только принимался, на заседании в ФАС выступал представитель одной из крупных импортных торговых сетей, который вылез на трибуну, начал с традиционных мантр: спасибо российскому правительству, что нас пустили, мы в ответ будем нести свет цивилизации и бла-бла-бла, естественно, зал засыпает. Вдруг переводчица запнулась и покраснела. Зал проснулся: что ж такое ляпнул наш импортный партнер? Буквально следующее: «Но если, не дай бог, вы в свой закон о торговле внесете нормы, которые действуют в Европе, то есть запрет сетевым магазинам работать по выходным, по вечерам, и другие ограничения, то мы будем рассматривать это как сталинизм и возврат к 37-му году».

Закон нужен, но другой

В цивилизованных странах торговые сети находятся в жестком законодательном поле, поясняет эксперт. "Таким образом уравнивают конкуренцию на рынке, ведь сети - слишком мощная структура, поэтому, например, выходной там отдается малому бизнесу, рынкам, ярмаркам и т.д. Крупных торговых сетей вы не найдете в центрах европейских городов. Допустим, в Италии вопрос решается так: если на данное место можно поставить объект малого бизнеса, сеть туда в жизни не пустят", - рассказал Алексей Третьяков. "Я разговаривал по поводу наценок в сетях с немцами. Там ограничение по наценкам на продовольственные товары - 25%. Закон есть? Нет, вместо закона в Германии существует общественный договор. Если торговца там поймают за руку, то с завтрашнего дня он полный банкрот, у него нет поставщиков, покупателей, он банкрот социальный, ему не подают руки, его отовсюду вышибли, если он состоял в каком-то сообществе. Поэтому у них никто с этим и экспериментировать не будет. Закона регулирующего цены нет, но есть эта система гражданских отношений. У нас пока такая система невозможна, - считает Алексей Третьяков, но есть смысл вводить ограничение пределов наценки в оптово-закупочном звене. На самом деле, эта идея еще времен приема Закона о торговле, и она тогда была проработана очень неплохо, пути обхода этой нормы блокировались. Но именно сетевое лобби категорически вырубило её из законопроекта. Никто и не скрывает: закон писался под диктовку торговых сетей", - напоминает эксперт.

Вилле толкают на аморальное действия!

Идея Михаила Дегтярева не вызвала энтузиазма и у финского экономиста - специального уполномоченного представителя по технологиям и инновациям в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России от города Миккели и региона Южное Саво Вилле Паасонена. "Странный законопроект. Я думаю, что предприниматель - хозяин кафе или закупщик - или хозяева сетей будут этот закон любыми способами игнорировать, обходить. Это вызовет волну морально-неправильных действий. Потому что, если я хозяин ларька, и мне нужно заявить закупочную стоимость на определенную продукцию, которую я продаю, я, скорее всего, буду покупать по одной стоимости, но у меня будет в промежутке некая подставная кампания, которая подтвердит мне более высокую цену, чем я реально заплатил за этот товар", - считает финский экономист.

Лучше бы ценники честные писали

"Я считаю, что это не выход из ситуации - контролировать на рынке общепита или мелкого предпринимательства, или сетевого бизнеса. Лучше бы привели в каждом гипермаркете, да и везде, ценники к одному номиналу. Мне иногда бывает сложно купить какую-то продукцию на территории РФ. Иногда продукция вроде бы выглядит дешевле, а когда вчитываешься в этикетку, то понимаешь, что товара там меньше. По деньгам - вроде бы экономия, а реально там не два литра молока, а 1,8. А стоит на полке рядом с полноценным двухлитровым. Если привести ценники к общему номиналу, указывать стоимость за штуку, килограмм, литр, это повысило бы конкуренцию между производителями. Я заметил, что гречку в одной крупной торговой сети под собственным брендом продают дешевле, а внутри вместо килограмма - 800 граммов. И пойди разберись по этим ценникам, какой из продуктов реально дешевле", - справедливо заметил эксперт. Ирина Смирнова

Алексей Громов
Нью-Йорк напугало размещенное в Twitter NYT сообщение о российском ракетном ударе
Закрыть