Россия
Депутаты Госдумы толкают торговые сети на обман покупателей
Общество
«Такие вещи насильно не делаются»: Макаревич осудил власти Львова за полный запрет русского языка
Следующая новость
Загрузка...

    Депутаты Госдумы толкают торговые сети на обман покупателей

    Как же обуздать цены на продукты? Депутат Госдумы Михаил Дегтярев (ЛДПР) подготовил изменения в закон «О защите прав потребителей». Он предлагает обязать продавцов, в том числе интернет-магазины, объявлять потребителям не только розничную, но и закупочную цену на продукты и товары, а кафе и другие места общепита должны будут указывать себестоимость каждой порции. Депутат считает, что тогда манипуляции с ценами станут неэффективными и магазины, получающие сверхприбыли за счет покупателя, перестанут быть рентабельными. Такой способ регулирования торговой деятельности изменит ситуацию с ценообразованием в лучшую сторону, считает Дегтярев. "Законопроект предлагает косвенными способами бороться с ростом цен. В рыночной экономике в рознице и в сфере общественного питания сложно ограничить рост цен, но обязать продавца указать стоимость закупки на ценнике мы можем. Тогда покупатель сразу увидит реальную ценность продукта и сделает выбор", — заявил депутат. Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, потребитель, оплачивая покупку, не осведомлен о разнице, благодаря которой многие владельцы торговых предприятий получают баснословные прибыли. Эксперты Федерального агентства новостей выразили уверенность в бесперспективности и, как минимум, в "странности" такого законопроекта.

    Чем нас кормят? Почему так дорого?

    "Проблема, конечно, существует, особенно в продовольственной торговле. Конкретный пример: 28 августа, Финляндия, город Куусама. В местном универсаме лежит масло "Валио". Одно - с маркировкой по-русски, второе – с финской. С русской маркировкой масло стоит 55 центов (25 рублей), а с финской – в два раза дороже. Возвращаемся домой, у нас в сетевом магазине лежит масло "Валио", которое успело проехать до эмбарго, и оно стоит 115 рублей. Сравните: 25 и 115 рублей! Действительно, сумасшедшие наценки сети накручивают!" - поделился с корреспондентом ФАН председатель Совета ассоциаций малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексей Третьяков. "Что касается разницы между русской ценой и финской, я интересовался у иностранных производителей, поставщиков, они признают: для России они делают товар по особым облегченным технологиям, то есть качество хуже. Но они не виноваты, они же работают по контрактам, а контракты из России идут от торговых сетей, которые указывают такую закупочную цену, что финские производители не в состоянии сделать качественно. Мы не вписываемся по себестоимости. Поэтому непонятно, чем нас кормят, и непонятно, какие наценки", - подчеркнул эксперт.

    Свет цивилизации

    Проблема цен, по мнению Третьякова, решается совсем иначе: "Давным-давно назрел вопрос о том, чтобы ввести в систему госрегулирования пределы наценок в оптовом и в розничном звене. Тогда вакханалия наценок уйдет из жизни. Что касается качества, то здесь наши проверяющие организации должны все-таки работать, чтобы продукты были безопасными. То, что этот депутат своим законопроектом пытается переложить все эти задачи на торговлю, это бессмыслица". Но Третьяков подчеркивает, что сфера торговли в законодательстве, действительно, "почти открыта". "Мне на память приходит закон о торговле и пресловутый закон о рынках 2006 года, которые предписал все рынки уничтожить, - размышляет Алексей Третьяков. - Уши крупных торговых сетей оттуда сразу торчали. И закон о торговле тоже совершенно про-сетевой. Дальнейшее развитие этой законодательной сферы как раз и заблокировано во многом сетевым лобби. Когда еще закон о торговле только принимался, на заседании в ФАС выступал представитель одной из крупных импортных торговых сетей, который вылез на трибуну, начал с традиционных мантр: спасибо российскому правительству, что нас пустили, мы в ответ будем нести свет цивилизации и бла-бла-бла, естественно, зал засыпает. Вдруг переводчица запнулась и покраснела. Зал проснулся: что ж такое ляпнул наш импортный партнер? Буквально следующее: «Но если, не дай бог, вы в свой закон о торговле внесете нормы, которые действуют в Европе, то есть запрет сетевым магазинам работать по выходным, по вечерам, и другие ограничения, то мы будем рассматривать это как сталинизм и возврат к 37-му году».

    Закон нужен, но другой

    В цивилизованных странах торговые сети находятся в жестком законодательном поле, поясняет эксперт. "Таким образом уравнивают конкуренцию на рынке, ведь сети - слишком мощная структура, поэтому, например, выходной там отдается малому бизнесу, рынкам, ярмаркам и т.д. Крупных торговых сетей вы не найдете в центрах европейских городов. Допустим, в Италии вопрос решается так: если на данное место можно поставить объект малого бизнеса, сеть туда в жизни не пустят", - рассказал Алексей Третьяков. "Я разговаривал по поводу наценок в сетях с немцами. Там ограничение по наценкам на продовольственные товары - 25%. Закон есть? Нет, вместо закона в Германии существует общественный договор. Если торговца там поймают за руку, то с завтрашнего дня он полный банкрот, у него нет поставщиков, покупателей, он банкрот социальный, ему не подают руки, его отовсюду вышибли, если он состоял в каком-то сообществе. Поэтому у них никто с этим и экспериментировать не будет. Закона регулирующего цены нет, но есть эта система гражданских отношений. У нас пока такая система невозможна, - считает Алексей Третьяков, но есть смысл вводить ограничение пределов наценки в оптово-закупочном звене. На самом деле, эта идея еще времен приема Закона о торговле, и она тогда была проработана очень неплохо, пути обхода этой нормы блокировались. Но именно сетевое лобби категорически вырубило её из законопроекта. Никто и не скрывает: закон писался под диктовку торговых сетей", - напоминает эксперт.

    Вилле толкают на аморальное действия!

    Идея Михаила Дегтярева не вызвала энтузиазма и у финского экономиста - специального уполномоченного представителя по технологиям и инновациям в Санкт-Петербурге и на Северо-Западе России от города Миккели и региона Южное Саво Вилле Паасонена. "Странный законопроект. Я думаю, что предприниматель - хозяин кафе или закупщик - или хозяева сетей будут этот закон любыми способами игнорировать, обходить. Это вызовет волну морально-неправильных действий. Потому что, если я хозяин ларька, и мне нужно заявить закупочную стоимость на определенную продукцию, которую я продаю, я, скорее всего, буду покупать по одной стоимости, но у меня будет в промежутке некая подставная кампания, которая подтвердит мне более высокую цену, чем я реально заплатил за этот товар", - считает финский экономист.

    Лучше бы ценники честные писали

    "Я считаю, что это не выход из ситуации - контролировать на рынке общепита или мелкого предпринимательства, или сетевого бизнеса. Лучше бы привели в каждом гипермаркете, да и везде, ценники к одному номиналу. Мне иногда бывает сложно купить какую-то продукцию на территории РФ. Иногда продукция вроде бы выглядит дешевле, а когда вчитываешься в этикетку, то понимаешь, что товара там меньше. По деньгам - вроде бы экономия, а реально там не два литра молока, а 1,8. А стоит на полке рядом с полноценным двухлитровым. Если привести ценники к общему номиналу, указывать стоимость за штуку, килограмм, литр, это повысило бы конкуренцию между производителями. Я заметил, что гречку в одной крупной торговой сети под собственным брендом продают дешевле, а внутри вместо килограмма - 800 граммов. И пойди разберись по этим ценникам, какой из продуктов реально дешевле", - справедливо заметил эксперт. Ирина Смирнова

    Автор: Алексей Громов