Лента новостей Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное
21 МАЯ 2019
Сложный путь к свету
Иконописцы рассказали, как создаются образы для Главного храма ВС РФ
Строительство Главного храма Вооруженных Сил России по инициативе министерства обороны страны привлекло к работе множество специалистов — от архитекторов и строителей до позолотчиков, мозаичных мастеров и художников.

Корреспондент Федерального агентства новостей побывал в иконописной мастерской «Ковчег» в Ярославле, где создаются образы для будущего храма, и узнал, какими творческими задачами удивили иконописцев военные.
Главная икона для храма уже написана художниками Сретенских мастерских Михаилом Леонтьевым и Дарьей Шабалиной — они создали абсолютно новый образ Спаса Нерукотворного, который уже путешествует по России перед тем, как обоснуется в Подмосковье.

В ярославской мастерской в эти месяцы пишутся другие иконы с изображениями святых покровителей русского воинства. Не списки с известных произведений религиозной живописи, а новые иконы, вдохновленные лучшими примерами иконописи и… пожеланиями министерства обороны.
«Мы всегда писали иконы и были далеки от темы оружия и военной тематики. Важно было «заболеть» этой темой, быть охваченными патриотизмом. Мы эту волну подхватили с помощью военных — они нас вдохновляют и просвещают»,
— признаются художники мастерской.
«У нас у всех дедушки, прадедушки служили, так что воспринимаем работу для храма как дань предкам. Если забудем историю, которая у нас есть, никто потом ее не вспомнит».
По пожеланию министра обороны РФ Сергея Шойгу, которому принадлежит идея возведения Главного храма Вооруженных Сил России, все убранство церкви должно говорить о военной истории, поэтому даже иконы пишутся на необычном материале.

Под каждым образом — медная пластина, покрытая тончайшим слоем сусального золота. До художников с основой работает позолотчик Роман: он соединяет золотые квадратики и растирает их до полного растворения границ, создает единый цвет и передает иконописцам для работы.

Это все ручная работа, объясняет Роман.
«Я работал во множестве храмов по всей России, и везде у заказчиков были разные требования. Кому-то нравилось, чтоб золото блестело, как начищенный чайник, а здесь попросили более благородный приглушенный оттенок и полуматовое нанесение — мне и самому так нравится»,
— делится собеседник ФАН.
Пока готовится основа, в другой мастерской в компьютерной графике разрабатывают эскизы: подбирают фигуры, позы, пропорции, пластику тел и цвета будущих образов. Как и всему внутреннему убранству храма Вооруженных Сил, иконам свойственны спокойные цветовые тона, лаконичность и строгость.

Чтобы создать связь с военной тематикой, художники добавляют в цвета больше зеленого — для сходства с военной формой. Далее образ отрисовывают в карандаше и полном размере, на этом этапе согласовываются лики, характеры персонажей, фоны и обрамление.
В начале работы вникнуть в суть задачи было непросто, признаются иконописцы.
«Мы приносили им разные варианты, а они отметали один за другим. Наша мастерская работала в ярославском стиле русской иконы XVII века, но для этого храма министерство попросило найти нечто особенное, свой стиль»,
— рассказывает иконописец Юлия.
Чтобы понять друг друга, пришлось заговорить на одном языке. Военные принесли в мастерскую книги по истории сражений, а в министерстве обороны появились книги по иконографии и иконописи.

Оказалось, заказчику нравится стиль позднего Палеха, ближе к модерну и реализму. После того как был закончен образ Андрея Первозванного, его приняли и утвердили, дальше работать стало намного легче: художники теперь понимают, чего от них хотят.

Юлия
Иконописец
По рассказам иконописцев, они не ожидали, что военные окажутся такими требовательными заказчиками. Особенно много правок вносится в лики святых: творческое задание от Минобороны — это мудрость и строгость мужских персонажей и благочестие женских.

Все художники начинают работу с молитвы (специальный текст даже висит у алтаря), а работают под проповеди и аудиокниги про православных святых.
«Моя задача — закончить единый образ, чтобы голова не существовала отдельно от всей иконы, а такое встречается в общих работах разных мастеров»,
— объясняет Юлия.
Лицо святого пишется в самую последнюю очередь — после того, как будет завершена фигура, появится живописный фон позади. Почти готовый образ художницы передают Юлии, она закрывается в отдельной комнате мастерской и ищет нужный образ, перебирает лучшие образцы иконописи разных эпох и читает жития святых, чтобы лучше понимать своих героев.
Художница вдохновляется иконописью разных времен, мысленно обращается к иконописцам прошлого. Сложнее всего работать с тем святым, о ком мало информации, признается она: тяжело накопить впечатление о нем.
«А вот накопишь, вдохновишься, и когда приступаешь — твоего участия уже как будто нет, все с Божьей помощью. Бывает, возишь кистью по одному месту, ничего не получается — нет жизни в этом лице. Тогда взмаливаешься или только думаешь о том, чтобы помолиться, и образ начинает обретать жизнь»,
— признается собеседница ФАН.
Это такое вдохновленное состояние, чувство, будто тебе надо выплеснуться, объясняет Юлия. Тогда пишешь и пишешь, слушаешь молитвы или проповеди, а потом смотришь — уже вечер, и образ почти готов.

Еще сложнее, чем святых и апостолов, писать исторических персонажей, не так далеко ушедших во время, говорят иконописцы. Икону адмирала Федора Ушакова переписывали не один раз, прежде чем нащупали точный образ.
Иконописец Инна признается: она не видела удачной иконы Ушакова. С этим образом не смог справиться ни один художник, считает она, да и иконописцам «Ковчега» пришлось очень нелегко.
Инна показывает предыдущие варианты эскиза и сравнивает с утвержденным. На первых набросках флотоводец тоже был вполне неплох, но выглядел слишком просто и мягко, добродушно. Образу не хватало мощной энергетики и военной стати.

Пришлось почитать об истории жизни адмирала, чтобы верно передать его характер. После этого портрет адмирала ощутимо изменился: теперь в его позе есть энергия, в глазах — решимость, но в то же время он и на молитву настраивает, как и положено иконе.

Инна
Иконописец
«В этой совместной работе очень чувствуется, что в министерстве всей душой прикипели к этому проекту, горят идеей и хотят, чтобы все получилось»,
— добавляет Инна.
Военная тематика иконописцев нисколько не смущает. Это же жизнь, пожимает плечами Инна, это наша история. Такая у нас задача — принимай и делай. По замыслу Минобороны храм должен получиться без повторений, без копирования, поэтому и задачи у художников неожиданные.
«Мы думали, все в иконописи уже сделано, а теперь видим — еще учиться и учиться, развитию нет конца. Мне никогда не приходилось рисовать технику, да еще встраивать ее в иконопись, а тут мы все рамы оформляем с георгиевскими лентами и оружием Победы»,
— рассуждает Инна.
Все аскетично, строго, по-военному. Для каждого церковного придела рисуются свои рамы военной техникой, переплетаются в символике духовное и материальное, символы православия и разных видов войск.

По запросу министерства обороны РФ иконописцы объединяют в одном пространстве святых-защитников Руси и города-герои, принявшие самые яростные удары Великой Отечественной войны. Так, за спиной Ксении Петербургской прорисованы Петропавловская крепость и Исаакиевский собор; княгиня Ольга защищает Киев; Георгий Победоносец заслоняет собой Москву, а князь Владимир — Крым и Севастополь.

Живописный фон — еще одно новшество, которое осваивают иконописцы для создания икон Главного храма Вооруженных Сил. Например, за спиной Ушакова разыгрывается битва, где побеждает русский флот и тонут турецкие корабли, — так икона превращается в живописное произведение на стыке светского и религиозного искусства.
«Мы чувствуем на каждом совещании с военными, что в этот храм хотят вложить силу и мощь, честь и достоинство, гордость за страну. Мы не брошены работать сами по себе, это тонкая кропотливая совместная работа. Икона — это поиск, сложный путь к добру и просветлению, и мы проходим его вместе»,
— рассказывают художники.
Для Главного храма Вооруженных Сил РФ иконописцы мастерской «Ковчег» напишут образы Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Георгия Победоносца, князя Владимира и княгини Ольги, Илии Муромского, князя Александра Невского и других покровителей русских воинов.

Разным родам войск «посвятят» разные образы Богородиц. Так, для десантников напишут образ «Благодатное небо», а для пехоты образ «Нерушимая стена» — по легендам, он не раз являлся на полях сражений советским воинам, видели его и немцы.
Всего в изготовлении икон участвуют 40 человек: это 30 мастеров иконописцев-исполнителей, два позолотчика и два моделиста — Кукушкина Е.А. и Белова А.А. Главный художник — Белова Ю.С., главный художник по созданию рисунков — Белов А.В.

Автор концепции и руководитель проекта по написанию икон в Главном храме Вооруженных Сил России — Барышникова А.П. Со стороны министерства обороны проект курируют Картаполов А.В. и Смирнов Д.М.

Новый храм должен открыться для верующих 9 мая 2020 года, в 75-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Евгения Авраменко

Иллюстрации автора.