Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Российским водителям посоветовали, что делать при несогласии с коэффициентом «бонус-малус»

0 Оставить комментарий

Российским водителям дали советы, что делать при несогласии с коэффициентом «бонус-малус»

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев заявил, что любой водитель, который недоволен личным коэффициентом «бонус-малус» (КБМ) при переоформлении полиса ОСАГО, должен будет писать заявление в свою страховую компанию. Если же его не устроит и ее ответ, то тогда уже следует связываться с РСА.

Корреспондент Федерального агентства новостей обратился в первое профобъединение на российском страховом рынке, статус которого закреплен законом, за помощью — его знакомый где-то за неделю до окончания старого полиса ОСАГО решил оформить новый и был неприятно удивлен, узнав, что его КБМ неожиданно резко возрос — с 0,65 до 0,85. Хотя за прошедший страховой период он дорожно-транспортных происшествий по своей вине не совершал.

Мужчина, как и полагается, написал заявление в свою СК, откуда сообщили, что ответ ему будет дан в течение 10 рабочих дней. Хоть как-то прояснить ситуацию могли в РСА (рискуем предположить, что такой случай в нашей стране — явно не единичный), и в начале интервью Уфимцев сразу же назвал три возможные причины повышения коэффициента.

— Первое — человек может не знать (или забыть), что является не только водителем своего транспортного средства, но и собственником другого. И с автомобилем, которым управляют совершенно другие люди, происходит ДТП. К тому же и полис еще без ограничений. Вторая причина: бывает, что человек сменил водительское удостоверение, и по нему, соответственно, не находится [страховая] история.

Кроме того, бывает, когда у вас по какой-то причине есть два разных договора ОСАГО. Вы жили себе спокойно, никогда об этом не думали, раньше с этим КБМ не сталкивались, и он тоже как бы жил своей жизнью. А сейчас при пролонгации полиса страховая компания, так уж по датам совпало, получила ответ по КБМ именно по этому договору. По последнему закончившемуся договору и берется, рассчитывается ваш КБМ. А там вполне может быть более высокий коэффициент.

Российским водителям дали советы, что делать при несогласии с коэффициентом «бонус-малус»

— Надо полагать, что в вашей практике всех этих случаев немало?

— Да. Когда мы разбираемся, фиксируются, как правило, вот эти три вещи. На самом деле, конечно, куда больше различных вариантов, когда у человека могут быть проблемы с КБМ.

— Что тогда делать в таких ситуациях водителю, неожиданно узнавшему, что у него вырос коэффициент «бонус-малус»?

— Алгоритм действий очень простой. Вы при заключении договора обращаетесь в свою страховую компанию. Если она вам по какой-то причине не отвечает или ответ, так скажем, неудовлетворительный, у нас есть технология, она называется «КБМ+». Вы пишете заявление опять же в свою СК, что не согласны [с ее ответом], и снова просите пересмотреть этот коэффициент. Компания направляет запрос в РСА, и мы рассматриваем эту жалобу. Если по какой-то причине страховщиком была допущена ошибка, мы весь этот вопрос пересматриваем. А вообще, вы можете написать обращение — как в страховую компанию, так и в Центральный банк РФ.

— Если я, допустим, при оформлении полиса ОСАГО поменяю страховую?

— А какая разница? Вы обращаетесь именно в ту компанию, с которой заключаете договор. Говорите: «Меня не устраивает этот КБМ (например, тот же 0,85), так что пишу заявление на «КБМ+». У многих СК даже на их официальных сайтах есть формы обращения.

— Знакомый так же неожиданно для себя узнал, что страховая вроде бы решила учесть его вину в ДТП, произошедшем еще в 2016 году. Таким образом, она, наконец, «посчитала» эту аварию?

— Это не так, что СК решила вдруг что-то посчитать или не посчитать. У нее, в соответствии с законом, есть два пути предоставления вам КБМ. Первый — основной, которым пользуется большинство компаний, это запрос в нашу Автоматизированную информационную систему (АИС) РСА и получение от нее ответа, какой именно у вас КБМ. Так и должны, по идее, поступать страховые компании. Если бы компания вашего знакомого сделала так, то получила бы от нас правильный ответ, с правильными данными. Хотя я не понимаю, почему она этот убыток раньше не фиксировала.

— Да, почему о нем вспомнили только через три года?

— Этого, конечно, не должно быть. Пусть они [страховщики] обращаются к нам.

Российским водителям дали советы, что делать при несогласии с коэффициентом «бонус-малус»

— Так, а какой второй путь?

— До сих пор еще осталась возможность для личного предоставления сведений о заключении договора — вдруг система РСА не работает... Вы узнаете информацию о том, какой у вас КБМ. И страховая по причине того, что система не работает, заключает договор на основании тех сведений, которые есть у вас и которые вы подтверждаете. Сама она при этом ничего не вспоминает, а просто потом обращается в АИС РСА. И та автоматически высчитывает это. И да, мы можем провести расследование и спросить у страховой компании вашего знакомого, почему она ранее не учла в КБМ данных по убыткам. Почему она сразу его не увеличила?

— Вообще, на ваш взгляд, какие тут могут быть варианты? Ответ-то будет дан только, напомню, через 10 рабочих дней.

— Варианты могут быть такие. Например, ДТП случилось еще в 2016 году, а потом очень долго шло судебное разбирательство со стороны пострадавшего. Страховая узнала об этом убытке только через два года и «загрузила» его [в систему], соответственно, в 2018-м. Поэтому для расчета КБМ мы его и увидели в 2019-м. Бывали случаи, когда компания банкротилась и уходила [с рынка] и убыток «всплывал» тоже через два-три года.

— Поясните, пожалуйста, еще раз — если водителя не удовлетворяет ответ страховой, то что он делает дальше? 

— Ему надо обращаться к нам, и мы будем решать эту проблему. В большинстве случаев она исправляется технически, и человеку все разъясняется. Расскажу также чуть подробнее и про основные причины. Когда человек не сообщал о замене своего водительского удостоверения (или агент СК почему-то не внес новые данные в систему), у него, к сожалению, терялась история. Он раньше не обращал на это внимания, а потом спохватился, года так через три: «Ой, елки-палки, теперь, наконец, вижу это!» А поменял права еще в каком-нибудь там 2015-м.

Или когда человек «присутствует» в нескольких полисах. Такие случаи, кстати, нередки: люди забывают, что вписаны у отца, сына, жены или еще у кого-то. Он является собственником автомобиля, купил его кому-нибудь, отдал сыну или отцу, а тот лапшу [на уши] вешает: «Да не было никаких ДТП!» А потом оказывается, что было, и у этого человека как у собственника транспортного средства пересчитывается КБМ.

И да, если вы меняете права, то при заключении нового договора ОСАГО должны обязательно указать на это страховому агенту: «Обратите внимание — вот мои старые документы и вот новые». У них есть технология, по которой они делают запрос по КБМ, указывая наличие старых прав, чтобы была связка между ними и новыми. Тогда уже в системе будет, соответственно, новое водительское удостоверение, но КБМ, что самое важное, останется прежним.

Российским водителям дали советы, что делать при несогласии с коэффициентом «бонус-малус»

— А срок давности по убыткам в ДТП, насколько я понимаю, три года?

— По идее, да. Но есть очень хитрая конструкция. Бывает, что порой информация по убыткам идет к нам очень долго. Не все, конечно, но определенная часть точно. Пока судебное решение не состоялось, информацию в АИС не вносят. А вдруг это не будет признано как убыток. В общем, пока он в нашу систему не загружен, на ваш КБМ не влияет.

Итак, срок — три года, но если компания — банкрот, у человека отсчет снова начинает идти с момента, как у него появилась возможность обратиться в РСА. То есть он сначала три года имел общение со своей страховой компанией, ничего от нее не получил, а потом обратился к нам, и начался новый трехлетний срок. Поэтому максимальный срок уже шесть лет.

— И напоследок. Можете сказать, сколько людей вообще ездят без полисов ОСАГО? У вас же наверняка есть такая информация.

— По нашим оценкам, лишь в одной Москве обязательных полисов страхования не имеют, к сожалению, где-то 7–10% от общего числа водителей.

Президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс специально для ФАН пояснил, что КБМ повышают или понижают только страховые компании, а никак не РСА (к слову, на официальном сайте организации есть ответы на максимальное количество вопросов на эту тему).

«Мы занимаемся тем, чтобы потом сравнивать по всему рынку и находить наименьший [коэффициент] и присваивать его [водителям] на один год, — отметил он. — Потому что, если вы вписаны в несколько полисов или ездили на машине тестя, отца, брата, у вас может быть множественный КБМ в системе».

Напомним, что с 1 апреля 2019 года в нашей стране, в соответствии с указанием Банка России №5000-У, начал действовать новый порядок расчета коэффициента «бонус-малус». Для него берутся убытки, «залитые» в систему в течение двух последних лет. Раньше они учитывались только за один год. По тем или иным причинам, которые выше озвучил Евгений Уфимцев, их могли не сразу внести в АИС РСА. То есть несколько лет КБМ водителя — в случае безаварийной езды — мог регулярно понижаться, а потом неожиданно и серьезно увеличиться.

Данное новшество прокомментировал известный российский автоэксперт Виктор Похмелкин.
 

infox - new
Автор: Марат Лашкин
Новости партнеров