Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Опубликован доклад о случаях военного вмешательства США во внутренние дела других стран

0 Оставить комментарий

Опубликован доклад о случаях военного вмешательства США во внутренние дела других стран

Объединенный университет специальных операций (Joint Special Operations University), который является учебным подразделением, входящим в состав Командования специальными операциями США (USSOCOM), опубликовал на днях 250-страничный доклад под показательным названием «Поддержка сопротивления: стратегическая задача и эффективность» (Support to Resistance: Strategic Purpose and Effectiveness), в котором его автор, бывший офицер Сил специального назначения армии США Уилл Ирвин детально разобрал подходы, практику и результаты известных случаев прямого вмешательства США во внутренние дела других государств.

Учитывая функции университета, опубликовавшего доклад, доклад представляет собой, по сути, учебное пособие, которое в откровенной и прямолинейной манере повествует о реальных случаях использования американских сил специального назначения для дестабилизации ситуации или смены неугодных США режимов в других странах. При этом доклад, как и любой учебник, подчеркнуто лишен массы идеологических оценок, но одновременно показывает известные случаи применения незаконных или даже преступных методов воздействия США на ситуацию в других странах — включая диверсии, террористические акты и убийства.

Опубликован доклад о случаях военного вмешательства США во внутренние дела других стран

Более 800 свидетельств, 47 спецопераций

Работа Уилла Ирвина ценна тем, что классифицирует более 800 документальных источников, в основном находившихся в прошлом в ограниченном или секретном доступе, которые касаются деятельности 13 президентских администраций США за послевоенное время. Исследователь выбрал для своего анализа период после Второй мировой войны — как с точки зрения актуальности используемых в это время практик специальных операций для современных слушателей Объединенного университета специальных операций, являющегося действующей военной академией армии США, так и, цитируя самого автора, в связи с тем, что Вторая мировая война «изменила правила ведения войны», поставив спецоперации на центральное место в «предпороговых» конфликтах. Кроме того, автор доклада проанализировал еще более 10 тысяч документальных ссылок, которые описывали различные аспекты проводимых США операций и помогали оценить контекст происходивших событий.

Исходя из анализа этого массива документов и учитывая свой собственный опыт действующего бойца спецподразделений, Ирвин разобрал во всех деталях 47 операций Пентагона в отношении различных государств, которые покрывают период с 1941 по 2003 год. Во многих из них Ирвин принимал и личное участие — по его собственному свидетельству, за его 28-летнюю карьеру в армии США он участвовал в спецоперациях в Европе, Южной Америке и Азии, а в последние годы работал в центральном аппарате USSOCOM, отвечающем за планирование и контроль операций Специальных сил.

Несмотря на то, что Пентагон, будучи главным военным ведомством США и фактическим заказчиком доклада, рассматривается как центральный элемент повествования автора, Ирвин неизбежно касается и деятельности других спецслужб США — в частности, Управления стратегических служб (Office of Strategic Services), действовавшего в период 1942–1945 годов, созданного на его основе Центрального разведывательного управления США (ЦРУ), Бюро разведки и исследований Госдепартамента США, а также Агентства национальной безопасности (АНБ) США. Эти моменты придают докладу особую ценность, так как показывают, насколько действия спецподразделений Пентагона поддерживаются и направляются за счет других компонентов разведывательного сообщества США.

Здание штаб-квартиры ЦРУ

Автор подчеркивает, что его исследование опирается исключительно на открытые и рассекреченные источники, выделяя тот момент, что общая картина подрывной работы Пентагона против других государств в действительности гораздо обширнее изложенных в докладе фактов. Тем не менее даже по опубликованным Ирвином данным можно оценить интересный факт — из 47 приведенных в докладе операций автор документа считает успешными лишь 23. Для двух случаев успех операций оценен как «сомнительный» и «неопределенный», еще в двух операциях цели неоднократно менялись на протяжении длительного противостояния, а в 20 случаях операции закончились провалом.

Впрочем, это отнюдь не означает того, что провальные операции вовсе не произошли или не привели по итогам к разрушениям или человеческим жертвам — в указанной «холодно-отрешенной» учебной манере Ирвин лишь рассматривает в качестве успеха или неуспеха отдельной спецоперации достижение ею заявленной цели. Из этого критерия автор доклада выводит и общую классификацию спецопераций: по его заключению, 68% операций ставили своей целью дестабилизацию обстановки в других странах, 17% являлись операциями по принуждению к действиям, а 18% операций были направлены на насильственную смену режима.

При этом ожидаемо разнилась и эффективность операций — если дестабилизация и принуждение к действиям были в основном успешными (53% и 75% положительного для США исхода), то в случае насильственного изменения власти в стране-жертве успеха удавалось достичь только в 29% рассмотренных случаев.

Опубликован доклад о случаях военного вмешательства США во внутренние дела других стран

«Повстанцы» и «сопротивление»

Текст доклада, несмотря на всю его фактическую откровенность, тем не менее соблюдает определенную фальшивую канву в отношении рассказа о событиях. В частности, поддерживаемые США силы практически везде называются «повстанцами» (rebels) или же «сопротивлением» (resistance), хотя часто речь идет о прямых клиентелах Пентагона или же ЦРУ. 

Понимая всю зыбкость такого рода допущения, автор доклада даже сознательно вымарал из его текста два вопиющих случая прямого вмешательства США во внутренние дела других государств, исключив из рассмотрения государственный переворот в Иране в 1953 году и аналогичные события в Гватемале в 1954 году. По словам Ирвина, в этих двух случаях невозможно привязать практику спецопераций к «легитимным протестным движениям».

На деле же это означало, что как пример для переворота в Гватемале была задействована целая наемническая «Армия освобождения», подготовленная ЦРУ. Наемники производили бомбардировки суверенной страны с помощью переданных ей американских самолетов, были обмундированы в американскую военную форму, вооружены американским оружием, и каждый из них получал оплату в размере 10 долларов в день непосредственно от ЦРУ.

Впрочем, деятельность американских спецслужб в Европе не слишком отличалась от латиноамериканского сценария: после Второй мировой войны ЦРУ и Пентагон вербовали агентов из числа перемещенных лиц из стран Восточной Европы, перед которыми при подготовке ставилась задача возвращения на родину и участия в подрывной деятельности, подстрекательстве к бунтам, диверсиях и саботаже.

Опубликован доклад о случаях военного вмешательства США во внутренние дела других стран

В частности, одним из документов прямо регламентировалась выявление у агентов «способности организовывать и поддерживать партизанские движения… подпольные армии… осуществлять диверсии и убийства». Интересно, что такого рода документ был создан внутри ЦРУ практически сразу же после создания службы в 1947 году, а общей целью политики США в Европе было названо «освобождение Восточной Европы» и… возврат границ СССР к довоенным! То есть фактический пересмотр результатов Второй мировой войны в нарушение всех положений ООН и массы международных соглашений.

К счастью, эти планы по подрывной работе оказались практически бесполезными против послевоенного СССР. Так, в частности, неоднократные попытки США забросить своих диверсантов на Украину закончились полным провалом — практически все отправленные в 1949–1954 годах агенты были или убиты, или же успешно перевербованы советскими спецслужбами. Однако одновременно с этим Ирвин достаточно положительно оценивает опыт действий ЦРУ и Пентагона в Польше (1950–1952 годы), Румынии (1949–1952 годы), Югославии (1948–1949 годы), где в результате спецопераций были осуществлены несколько громких актов саботажа и диверсий. Особенно же много рассказано о поддержке со стороны США событий в Польше в 1981–1989 годах, которые оценены как весьма успешная операция по дестабилизации существовавшего коммунистического правительства страны.

Отдельным кадром описана многолетняя кампания США в Афганистане, где поддержка моджахедов-джихадистов против СССР плавно переросла в «антитеррористическую операцию» против Талибана1 (организация запрещена на территории РФ), фактически выращенного на американском оружии, деньгах и при помощи американских же инструкторов и советников.

Опубликован доклад о случаях военного вмешательства США во внутренние дела других стран

Интересно, что в докладе Ирвина практически полностью обойдены достаточно деликатные темы событий в Венгрии 1956 года и Чехословакии 1968 года, а обе этих страны вообще не упоминаются в списке спецопераций ЦРУ в Европе в 1940–1980 годах! Скорее всего, мотивация тут достаточно проста и напоминает случай с Гватемалой и Ираном: если выложить реальную картинку по поддержке венгерских и чехословацких «повстанцев» в 1940–1960 годах, то окажется, что они были такими же платными агентами ЦРУ и других американских спецслужб, а отнюдь не бескорыстными борцами с «мировым коммунизмом».

А что сегодня?

Опубликованный доклад Объединенного университета специальных операций наглядно показывает, что политика США по отношению к другим странам за рассматриваемый период всегда базировалась на принципе «исключительности» США, который подразумевал предполагаемое Соединенными Штатами законное право на вмешательство во внутренние дела других государств.

Для оправдания такой односторонней позиции Ирвину даже приходится идти на прямой подлог, заявляя, что все государства-жертвы в момент спецопераций находились под управлением «репрессивного, авторитарного режима», либо же, когда это выглядит совсем уж нелепо, — утверждать, что власть в них была сформирована из «недружественных и оккупационных сил», даже если это произошло в результате нормальных демократических процедур.

Кроме того, автор доклада подчеркивает, что в документе сознательно не рассмотрены текущие операции. Причины тому, как подчеркивается в докладе, — «секретный статус информации о них или же неопределенность конечного итога». Впрочем, сам Ирвин вынужден признать, что ни одна из послевоенных администраций Белого дома в итоге не смогла удержаться от проведения спецопераций против других стран — даже если формально при избрании президенты декларировали отказ от такого рода политики.

1 Организация запрещена на территории РФ.

Автор: Алексей Анпилогов
Новости партнеров