Лента новостей Выбор региона Поиск
AR
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Диверсия против танкеров в ОАЭ выгодна США как провокация против Ирана

0 Оставить комментарий

Диверсия против танкеров в ОАЭ выгодна США как провокация против Ирана

Загадочная диверсия против танкерного флота, произошедшая утром 12 мая в порту Эль-Фуджайра (ОАЭ) в Оманском заливе, получила окончательное подтверждение. По заявлению министра энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии Халеда бен Абделя Азиза аль-Фалеха, целью диверсантов стали два танкера, принадлежащие саудитам и зафрахтованные под перевозку нефти потребителям Saudi Aramco в США.

По словам министра, нападение не привело к жертвам и разливу нефти, однако был нанесен «существенный ущерб конструкциям двух судов». В дополнение к этому, МИД ОАЭ сообщил, что всего во время диверсии пострадало четыре коммерческих судна, находившихся в исключительной экономической зоне страны.

Пока происхождение неизвестных диверсантов остается неопределенным: ни одна из террористических организаций не взяла на себя ответственность за произошедшее. Но уже можно представить себе, кого обвинит в произошедшем «мировое сообщество» во главе с США.

Диверсия против танкеров в ОАЭ выгодна США как провокация против Ирана

Узкое горлышко

Порт Эль-Фуджайра расположен на восточном побережье одноименного арабского эмирата, входящего в состав ОАЭ, и находится в непосредственной близости от Ормузского пролива, разделяющего Персидский и Оманский заливы. Пролив имеет ширину лишь около 39 км и является «бутылочным горлышком» на карте международной торговли нефтегазом.

Ситуация осложняется тем, что Ормузский пролив в основном мелководный: пригодными для судоходства являются менее 10 км, разделенные на два судоходных участка шириной по 3 км каждый и буферную зону между ними. Через эту транспортную артерию идут нефтяные танкеры из Саудовской Аравии, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирака, а также сжиженный природный газ из Катара. 

Контроль над судоходством в проливе осуществляет иранский флот совместно с султанатом Оман: по исторической прихоти, в самом узком месте пролива его южный берег является анклавом султаната, окруженным со всех сторон ОАЭ. При проходе через Ормузский пролив все морские суда пересекают иранские территориальные воды, осуществляя право мирного транзитного прохода.

В любом случае, роль Ирана в контроле над Ормузским проливом является решающей. Еще прошлым летом, после первых заявлений администрации Дональда Трампа о выходе США из «ядерной сделки» с Ираном, Тегеран заявил о намерении использовать фактор Ормуза в качестве одного из ответных шагов на вероятную нефтяную блокаду со стороны Вашингтона. 

«Любые враждебные попытки США приведут к непомерным последствиям для них. Если Ирану не дадут экспортировать нефть, мы не разрешим поставлять нефть миру через Ормузский пролив», — заявил в июле прошлого года представитель Корпуса стражей Исламской революции Эсмаил Коусари.

В свою очередь, Управление по делам торгового флота США не далее как на прошлой неделе выступило с предостережением: дескать, Вашингтон ожидает от Ирана и его прокси-сил «диверсий против танкеров и нефтяной инфраструктуры».

Паззл сложился? Вовсе нет. Произошедшие в воскресенье диверсии отнюдь не похожи на возможные действия Тегерана по приостановке транзита нефти через Ормузский пролив. Скорее, они напоминают провокации под «двойным флагом» с целью поднять градус напряженности в регионе — и обеспечить внешний контроль над судоходством в «бутылочном горлышке».

Здесь будет нелишним вспомнить об одном примечательном эпизоде давно канувшей в Лету ирано-иракской войны.

Диверсия против танкеров в ОАЭ выгодна США как провокация против Ирана

Одной провокацией не обойдешься

Второй этап кровопролитного противостояния между Ираном и Ираком начался с 1984 года и характеризовался переносом военных действий с сухопутной линии фронта в воды Персидского залива. Вследствие этого позднюю часть ирано-иракского конфликта иногда называют Танкерной войной — ведь именно танкерный флот стал ее основной целью и жертвой.

Танкерная война в Персидском заливе длилась четыре года, и за это время были повреждены более 300 судов. Основным оружием той войны был, впрочем, не флот, а самолеты и мины. Перекрыть 10 км судоходной части Ормузского пролива минными заграждениями несколько раз удавалось как Ирану, так и Ираку, а авиация обеих стран устроила настоящую охоту за танкерами друг друга, попутно «раздавая на орехи» и судам под флагами третьих стран. 

На фоне Танкерной войны мировые цены на нефть держались на высоком уровне, а падение рынка произошло только после ее прекращения. Безопасность в этом районе пришлось обеспечивать сразу трем авианосным группам США — настолько серьезные силы задействовали Иран и Ирак в противостоянии в проливе. 

Словом, сама по себе угроза перекрытия Ормузского пролива не такая уж и пустая.  Однако, как учит исторический опыт, к проблемам может привести отнюдь не разовая диверсия «партизанскими методами», а целая общевойсковая операция, обеспечивающая плотную блокаду пролива. Лишь в таком варианте предполагаемые шаги Ирана способны повлиять на мировой рынок нефти и позицию США в вопросе антииранских санкций.

Но не стоит забывать главное: задача Ирана — это разрыв «кольца блокады», которое сейчас успешно выстраивают США. В такой ситуации открытые действия Тегерана, например легальное ограничение прохода судов через Ормузский пролив, были бы гораздо более действенными, нежели незначительные диверсии, настраивающие мировое сообщество против Исламской Республики. 

Что касается основной задачи США, то она состоит не в военной победе над Ираном, которая выглядит весьма призрачной, если не невозможной, а в выстраивании «блокадного» взаимодействия с такими странами, как Южная Корея, Япония, Китай и Индия, — основными покупателями иранской нефти. А с этим у Вашингтона проблемы: указанные страны совершенно не хотят за счет своих экономик финансировать геополитические проблемы США.

С этой точки зрения, воскресное происшествие в порту Эль-Фуджайра совершенно невыгодно Ирану, зато играет на руку Америке.

Диверсия против танкеров в ОАЭ выгодна США как провокация против Ирана

Диверсия под чужим флагом

Не исключено, что перед нами — банальная операция под чужим флагом, проведенная в интересах США и их ближневосточных союзников: Саудовской Аравии и ОАЭ. Обе эти страны настроены резко против Ирана и его региональной политики, а в Йемене и вовсе воюют против иранских прокси-сил и союзников.

Не стоит сбрасывать со счетов и сами Штаты. В американской истории найдется немало примеров использования «загадочных диверсантов» для создания casus belli. Именно с такой загадочной диверсии, например, началась испано-американская война 1898 года: тогда при невыясненных обстоятельствах в порту Гаваны в результате взрыва затонул броненосец «Мэн». 

Практически сразу американская пресса объявила взрыв броненосца «испанской диверсией», хотя уничтожение «Мэна» не приносило Испании никакой выгоды. Наоборот, инцидент лишь увеличивал вероятность конфликта со Штатами, которого испанское правительство всеми силами пыталось избежать, не рассчитывая на победу.

В настоящее время основной версией гибели «Мэна» является внутренний пожар и взрыв в пороховом погребе, хотя первопричина появления огня в столь чувствительной части корабля так и осталась невыясненной. 

Похожая ситуация сложилась и к середине 1941 года, когда США искали удобный повод для вступления во Вторую мировую. Серьезно недооценивая силы Японии, команда президента Рузвельта тогда рассматривала конфликт на тихоокеанском театре военных действий прежде всего как способ вступить в более важную для Соединенных Штатов войну в Европе. 

«Спусковым крючком» войны на Тихом океане стало объявленное США 26 июля 1941 года эмбарго на поставку в Японию любых стратегических материалов, включая нефть и нефтепродукты, плюс замораживание японских активов в американских банках. Япония осталась практически без нефти и гарантировано бы нападала на американские Филиппины, чтобы обеспечить себе дорогу в богатую нефтью голландскую Индонезию. Однако на случай, если японцы решат не нападать на Филиппины, как показывают рассекреченные теперь документы военного ведомства США, американской стороной готовились провокации, которые должны были послужить casus belli.

Судя по всему, похожая ситуация складывается и сегодня: Америке и ее ближневосточным союзникам требуется полная блокада Ирана, а также внешний контроль над судоходством в Ормузском проливе. А что может быть лучше для такого сценария, чем тщательно спланированная провокация в американском стиле с неизвестными исполнителями?

Новости партнеров

Новости партнеров