Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

0 Оставить комментарий

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Прошедшая неделя отметилась сразу несколькими событиями, которые не только иллюстрируют развитие современных технологий, но и показывают, что в этом деле неизбежно случаются незапланированные откаты на предыдущие позиции. 

От неудач, как выяснилось, не застрахованы не только амбициозные стартапы, но и компании, уже десятилетиями присутствующие на мировых рынках. Например, автопроизводитель Tesla, одно из любимых детищ американского бизнесмена Илона Маска, часто воспринимаемого в качестве «иконы» современного технологического бизнеса. 

Наглядным подтверждением этого заблуждения стала конференция Tesla Autonomy Day, посвященная проблемам разработки беспилотных автомобилей. Федеральное агентство новостей разобралось, о чем же там говорилось.

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Tesla — пока с водителем

Беспилотные автомобили — это давняя мечта компании Tesla и лично Илона Маска. Искусственный интеллект (ИИ) для управления автомобилем ждут очень давно, и Маск неоднократно обещал его «в самом ближайшем будущем». 

До недавнего времени при заказе новой Tesla даже можно было купить соответствующую опцию, однако впоследствии, после нескольких инцидентов с участием роботизированных автомобилей, официальный заказ такой функции убрали — в том числе, чтобы избежать неизбежных исков по возмещению ущерба в отношении самой Tesla. 

Сегодня автопилот в автомобилях компании скромно называется «авторуль» (autosteer), а в лицензионном соглашении четко указано, что водитель при его включении не освобождается от ответственности, связанной с управлением автомобилем. В общем, эдакий модернизированный «круиз-контроль», который еще умеет держать выбранную полосу на магистрали — не более того.

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

До сих пор внутренности «авторуля» были недоступны широкой публике, что списывалось на нежелание Tesla выкладывать «ноу-хау» своих разработок в общий доступ. Однако на прошедшем 22 апреля мероприятии Маск и его команда все-таки решились приоткрыть завесу секретности над внутренними процессами, связанными с разработкой системы автономного вождения на основе ИИ. 

Как оказалось, многолетняя разработка интеллектуального автопилота для массового легкового автомобиля зашла у Tesla в тупик — что и стало, собственно говоря, причиной выхода Маска к зрителям. 

Пока что показывать и тем более патентовать нечего — все разработки Tesla связаны с широко известными приемами машинного обучения, а попытка разработки новой архитектуры компьютерных чипов и специализированного программного обеспечения завершилась ничем.

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Есть только человеческие «рабы»

В целом, презентация «успехов» компании Маска прошла в весьма мрачной атмосфере. Единственным зримым достижением стали новые чипы для автопилота Tesla, но и они лишь отразили прогресс в целой отрасли микроэлектроники, произошедший за пятилетие, пока инженеры Tesla топтались вокруг проблемы автомобильного ИИ. 

Впрочем, возможности этих новых чипов еще только предстоит раскрыть с помощью низкоуровневого программного обеспечения, которое даже не написано. Сам Маск отводит на этот этап «год-два», о чем он и заявил на презентации, однако, как показывает практика, глава Tesla часто бывает чрезмерно оптимистичен в вопросах продвижения технологий. 

И все же написать программу — это не самое сложное. Оказалось, что основной «затык» присутствует в архитектуре высокоуровневой нейросети, которая и должна принимать сложные решения, связанные с точным реагированием на быстро меняющуюся дорожную обстановку при управлении автомобилем. Основным требованием к такой нейросети, на основании которой уже выстраивается сложная логика поведения ИИ, является так называемое «единоразовое обучение» (англ. one-shot learning). Оно подразумевает что нейросеть может обучаться в распознавании объектов на основе небольшого количества примеров. 

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Например, если такой нейросети через систему ее компьютерного зрения «показывают» какой-то десяток велосипедов — она тут же понимает все требования к объекту «велосипед», после чего начинает легко находить его в любом произвольном окружении.

И тут выяснилось, что Tesla даже не ставила перед собой задачи создания системы «единоразового обучения». В сущности, в компании даже не смогли реализовать более простой способ обучения нейросети, называющийся «машинным обучением», когда нейросеть тренируют на сотнях и тысячах снимков, втолковывая ей, чем «велосипед» может отличаться от «самоката» или «детской коляски».

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Именно такой способ обучения, к примеру, использует Google в своей системе онлайн-распознавания образов, «скармливая» ИИ терабайты съемок реальных улиц и заставляя его искать там «автобусы», «дорожные знаки» и «пешеходные переходы».

Увы, специалисты Tesla не смогли реализовать даже этого. Они вручную (!) задавали все возможные объекты, которые может увидеть компьютерное зрение нейросети. Например, для ИИ ввели категорию «велосипеда, закрепленного на автомобиле» — после чего специальный «раб лампы», живой человек, брал сотни тысяч изображений и помечал все велосипеды, закрепленные различным способом на автомобилях. Подразумевалось, что впоследствии нейросеть сможет сама правильно распознавать как велосипед, так и везущий его автомобиль. 

Похожим издевательством над пользователями занимается, впрочем, и Google, заставляющий интернет-юзеров искать в «интеллектуальной капче» определенные предметы на дорогах. Однако все-таки это не является единственным методом компьютерного обучения их ИИ.

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Стрижка травы маникюрными ножницами

Конечно, в случае с Tesla подобный подход был обречен на неудачу: дорожная обстановка плохо сводится к стандартным объектам. Доходило до смешного — чтобы корректно определить фигуру пешехода на обочине, специалистам Tesla были вынуждены разработать целый каталог «дорожного мусора», который им пришлось предмет за предметом вручную объяснять нейросети.

При этом в их классификации постоянно обнаруживались неизбежные «дыры», которые заставляли пересматривать изначальный каталог и полностью переучивать нейросеть. И так происходило с каждым нестандартным объектом, который можно найти в реальном мире.

По сути, неуспех Tesla в вопросе реализации one-shot learning или хотя бы «машинного обучения», реализованного в нейросети Google по распознаванию образов, отбросил автопроизводителя на десятилетие назад, к методикам, которые были признаны тупиковыми еще в конце 2000-х годов.

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Это признали и сами инженеры Tesla: они подтвердили, что их ИИ пока что может четко распознавать только самые распространенные объекты, а вот «хвост» распределения, в который попали все редкие предметы, по-прежнему представляет для него «терра инкогнита». Там ИИ путается и не может уверенно отличить кучу мусора на обочине от человека или дорожного знака. 

Чем это грозит на практике, понятно каждому: ходить по тротуарам вдоль дорог, где будут ездить такие машины-неумехи, станет смертельно опасно.

В комментариях к Tesla Autonomy Day специалисты по разработке ИИ уже сравнили неудачный подход Маска со «стрижкой газона маникюрными ножницами». Подразумевается, что никакие новые производительные чипы не смогут решить базового противоречия, которого не учли инженеры Tesla при постановке задачи обучения нейросети.

При этом даже в самой Tesla признают: пока что хвастаться нечем. Современный «авторуль» будет заходить в тупик в любой нестандартной ситуации, которую не учли при начальном обучении. Это делает его бесполезным и даже опасным в реальном вождении по дорогам.

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Пора сливать воду?

Анализируя итоги Tesla Autonomy Day, можно сказать, что пока что «истинное» беспилотное вождение — только мечта. Свободное движение роботизированного автомобиля под управлением ИИ в произвольной дорожной обстановке пока что является утопией.

С другой стороны, автономное вождение на сегодняшний день уже вполне реализуемо, но с использованием специальной дорожной инфраструктуры. Такая упрощенная, снабженная специальными маркерами и системами безопасности среда, как, например, выделенные полосы для беспилотных магистральных грузовиков, уже может быть реализована в нашем мире — даже при современном уровне развития технологий.

Хотя и тут надо решить несколько прикладных проблем, например улучшить точность определения местоположения беспилотных автомобилей современными навигационными системами. Плюс — учесть значительно большее количество возможных нештатных ситуаций, нежели это производилось ранее. И конечно, обеспечить, по крайней мере на первых порах, обязательное присутствие резервной человеческой «прокладки» между рулем и сиденьем.

Автопилот Tesla завел Илона Маска в тупик

Стоит отметить, что все современные проекты беспилотного вождения автомобилей в той или иной степени используют различные «костыли» на подготовленной трассе: камеры наблюдения, высокоточное определение местоположения, лидары на машинах, дублирующие машинное зрение, «разум роя», когда все автомобили обмениваются дорожной обстановкой через единый центр и т. п.

Однако выход на массового потребителя, который запланировала Tesla, значительно повышает требования к системе беспилотного вождения. Ведь она подразумевает, что человека надо оградить не только от опасностей дороги, но и от его собственной глупости — причем сделать это при соблюдении всех норм этики и закона. 

Конечно, эта задача решаема: законы физики не запрещают беспилотный автомобиль. Однако, судя по всему, до его реального выхода на дороги пройдет еще не один год.

Автор: Алексей Анпилогов
Новости партнеров