Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Россия может строить флот, Украина на это уже не способна

0 Оставить комментарий

Украина. Спуск на воду экс-траулера на «Кузне на Рибальському»

Два фрегата дальней морской зоны и пара больших десантных кораблей заложены 23 апреля в России. Украина отпраздновала минувший вторник по-своему: на «незалежной» спустили на воду разведывательный корабль, переделанный из ржавого траулера.

Символично? Более чем. И это дает Федеральному агентству новостей повод еще раз сравнить возможности ОПК России и Украины.

Активность на пиар-фронтах

Начнем с актуального, то есть с выборов. Президентские выборы-2019 на Украине закономерно вызвали беспокойство среди командования Военно-морских сил Украины. 

Во-первых, львиная доля пополнения корабельного состава ВМСУ обеспечивалась продукцией Киевского судостроительного завода «Кузня на Рибальському» (бывший «Ленинская Кузница»), чьим бенефициаром до сих пор остается президент Украины Петр Порошенко

Да, в ноябре минувшего года более 50% акций «Кузни» приобрела структура известного украинского бизнесмена Сергея Тигипко. Но это не помешало пану Порошенко вплоть до нынешнего апреля содействовать распределению в пользу Киевского судостроительного завода заказов на постройку боевых единиц для ВМСУ, чтобы позже получать свою долю прибыли от выполнения «Кузней» этих заказов. 

Уход Порошенко с поста президента государства вполне способен поломать эту отработанную схему, а значит надолго лишить ВМСУ возможности получения хоть каких-то вымпелов украинского производства.

Во-вторых, как известно, «новая метла по-новому метет». Украинские адмиралы всерьез опасаются, что новый президент Украины останется недоволен положением дел в Военно-морских силах и это аукнется для их командования лишением давно насиженных постов.

В совокупности эти обстоятельства привели к резкому усилению активности командования ВМСУ на пиар-фронтах. Стараясь всячески подчеркнуть свою значимость и «верность долгу», Игорь Воронченко — бывший танкист, превратившийся после «Евромайдана» в командующего ВМСУ и адмирала, — даже записал видеообращение к будущему президенту государства. А подчиненные Воронченко принялись с удвоенной силой озвучивать грандиозные планы создания «Ненькой» на Черном море не менее грандиозного флота. 

Периодически пафос в подобных заявлениях зашкаливал. Стороннему человеку могло показаться совершенно непонятным, как это до сих пор «наисовременнейшие» и «наимощнейшие» ракетные катера и корветы ВМСУ не заставили российский ВМФ выброситься на берег от зависти. 

Впрочем, последнего не произошло, как минимум, по одной весомой причине. Нет в составе ВМСУ ни одного ракетного корвета и ни одного ракетного катера. 

Единственный украинский ракетный корвет проекта 58250 «Владимир Великий» был заложен в Николаеве на Черноморском судостроительном заводе еще 17 марта 2011 года, после чего так и умер на стапелях, не родившись. 

Украинские ракетные катера проекта 58260 «Лань» — так и вообще до сих пор не заложены в связи с тем, что предназначенные для их вооружения украинские противокорабельные ракеты «Нептун» хоть и летают, но до сих пор умеют попадать только в воду. 

Единственный же находящийся в строю украинский ракетный катер проекта 206МР «Прилуки» был построен еще в 1980 году. Правда, он не имеет ПКР, а пусковые установки на катере демонтированы, так что в списках ВМСУ этот вымпел числится ракетным чисто номинально.

МРК проекта 21631 «Буян-М»

«Юрий», Кура и «Кентавры»

И все-таки, может ли Украина конкурировать с Россией на море или нет? 

Чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, требуется погрузиться в мир больших расчетов и длинных аналитических выкладок. Но можно поступить проще. Наглядное представление о разнице реальных возможностей России и Украины по наращиванию военно-морской мощи можно получить, банально отслеживая новости на ресурсах информагентств.

Например, главным достижением российских моряков и корабелов 22 мая 2018 года стало то, что головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 955 (шифр «Борей») К-535 «Юрий Долгорукий» (подводное водоизмещение — 24 000 тонн) произвел из акватории Белого моря успешный залповый пуск четырех межконтинентальных баллистических ракет Р-30 «Булава» по полигону Кура на Камчатке. 

А вот главное достижение украинских моряков и корабелов за тот же день: Николаевский Черноморский судостроительный завод — вернее, то, что от него осталось, — успешно завершил очистку и окраску наружной обшивки корпуса малого бронированного артиллерийского катера проекта 58155 (шифр «Гюрза-М») Р-174 «Аккерман» (полное водоизмещение — 50,7 тонн).

Выберем другую дату — скажем, 10 декабря 2018 года. В тот день в Севастополе прошла торжественная церемония по приему в состав Черноморского флота малого ракетного корабля проекта 21631 (шифр «Буян-М») «Орехово-Зуево» (полное водоизмещение — 949 тонн). Этот МРК стал седьмым «Буяном-М», введенным в состав ВМФ России с 2014 года.

В тот же день на Украине главный конструктор «Кузни на Рибальському» Сергей Белозубенко объявил, что его предприятие готово ежемесячно спускать на воду по одному десантно-штурмовому катеру проекта 58503 (шифр «Кентавр-ЛК», полное водоизмещение — 55 тонн). С оговоркой: «Если вовремя будут поставляться иностранные комплектующие». 

К этому моменту два первых «Кентавра» уже были отправлены на испытания, окончание которых ожидалось «в самом ближайшем будущем».

Но все это было в прошлом году. Так, быть может, в первой половине года нынешнего ситуация изменилась? 

Фрегат проекта 2235

Неделя флота по-русски

Не будем шерстить все новостные колонки за январь-апрель. Думается, для анализа современных возможностей ОПК РФ и «незалежной» нам хватит информации, опубликованной за последние 6-7 дней

За это время в России:

— Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» начало опытно-конструкторские работы под шифром «Лайка» по созданию многоцелевой атомной подлодки пятого поколения;
— появилось сообщение, что Минобороны РФ рассматривает возможность постройки двух атомных подлодок нового проекта «Борей-К», которые, в отличие от предыдущих «Бореев», станут носителями не МБР, а крылатых ракет;
— второй фрегат проекта 22350 «Адмирал флота Касатонов» (полное водоизмещение — 5400 тонн) вышел в море для проведения второго этапа заводских ходовых испытаний: корабль планируется передать флоту к концу этого года;
— головной корвет проекта 20385 «Гремящий» (полное водоизмещение — 2500 тонн) впервые вышел в море на заводские ходовые испытания: корабль планируется передать флоту к концу этого года;
— состоялась церемония вывода из стапельного цеха в спусковой плавучий док атомной подводной лодки специального назначения проекта 09852 К-329 «Белгород» (подводное водоизмещение — 23 860 тонн). 

Кстати, «Белгород» должен стать первым носителем океанской многоцелевой системы «Посейдон». Достройку «Белгорода» на плаву, швартовые испытания подлодки и испытания ее ядерного реактора планируется завершить в течение 2019 года. А в 2020 году должны состояться заводские ходовые и государственные испытания К-329. Таким образом, в конце будущего года первая подлодка-носитель «Посейдона» должна быть передана ВМФ России.

Строительство головного корвета проекта 20386

Но продолжим наш перечень:

— осуществлена состыковка секций строящегося головного корвета проекта 20386 «Меркурий», до недавнего времени носившего название «Дерзкий»: его предполагаемое водоизмещение — 3400 тонн;
— заложены пятый и шестой фрегаты проекта 22350, получившие названия «Адмирал Амелько» и «Адмирал Чичагов». 

К слову, полное водоизмещение фрегатов проекта 22350 составляет 5400 тонн, но у заложенной пары кораблей оно явно больше, так как «Амелько» и «Чичагов» имеют усиленное ударное вооружение в виде 24 вертикальных пусковых установок комплекса УКСК вместо 16 на первых четырех кораблях того же проекта.

Наконец, заложены третий и четвертый большие десантные корабли проекта 11711, получившие названия «Владимир Андреев» и «Василий Трушин». Тот факт, что два этих БДК официально относятся к проекту 11711, не должен обманывать. Конструкция первых БДК этого проекта, «Ивана Грена» и «Петра Моргунова», вызвала нарекания, поэтому к моменту закладки второй пары БДК проект был серьезно доработан. 

Кормовая надстройка сместилась вперед, образовав с носовой единую конструкцию. За счет этого в кормовой части БДК удалось разместить большую полетную палубу для ударных и многоцелевых вертолетов. Не исключено, что БДК получил док-камеру. Длина корабля существенно увеличилась, а водоизмещение, по словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, выросло с исходных 5000 до 7000-8000 тонн. 

Тем временем на Украине

«Аналога нет!.. На Украине»

Ну, а что за то же время успела сделать Украина? Перечислим и ее достижения.

Украинский посол в США Валерий Чалый признал, что возникла «определенная проблема» с доставкой на Украину переданных ВМСУ еще в сентябре двух списанных патрульных катеров типа «Айленд»: USCGC Drummond (WPB-1323) и USCGC Cushing (WPB-1321). 

По словам Чалого, проблема вызвана задержкой с выплатой средств на проведение «определенных обязательных технических работ» для подготовки катеров к отправке в Одессу. Впрочем, в завершении своего спича украинский посол решил все же приободрить соотечественников. 

«Фактически, катера предоставляются нам бесплатно!» — объявил Чалый.

Напомним, что водоизмещение каждого «Айленда» составляет 168 тонн, и эти катера были переданы Украине в разоруженном виде.

В те же дни ВМСУ объявили, что в Одессе продолжаются испытания двух первых десантно-штурмовых катеров проекта 58503: ДШК-01 и ДШК-02. Это те самые «Кентавры-ЛК», что прибыли туда еще в ноябре, и тот факт, что ходовые испытания затянулись на столь долгий срок, наводит на определенные размышления… При этом к испытаниям стрельбой боевых модулей ДШК-01 и ДШК-02 украинцы еще даже не приступали.

Тем временем, к разочарованию украинских патриотов, так и не получила подтверждения опубликованная еще 19 октября на «Українськом мілітарном портале» информация о готовности США передать ВМСУ выведенные из состава американского флота фрегаты типа «Oliver Hazard Perry».

И наконец, в Киеве на «Кузне» состоялся спуск на воду среднего разведывательного корабля (номер проекта, его шифр и название неизвестны), переоборудованного из недостроенного среднего рыболовного морозильного траулера проекта 502ЭМ. Объявленное водоизмещение новой единицы ВМСУ – аж 1220 тонн. 

Там же, на Украине

«За всю историю Украины не так много было примеров, когда на воду спускались мощные бронированные катера, десантные катера, а сегодня — средний разведывательный корабль, аналога которого нет на Украине!..» — торжественно объявил присутствовавший на мероприятии министр обороны Украины Степан Полторак.

Пожалуй, тут надо сделать небольшое отступление и кое-что объяснить. Превращение рыболовного траулера в разведывательный корабль не являлось для «Кузни» чем-то новым. В конце концов, тем же самым предприятие неоднократно занималось и в советское время. Правда, в ВМФ СССР «шпионов» на базе проекта 502 недолюбливали, указывая на их малый ход (не больше 12 узлов) и малые размеры, не позволявшие разместить на корабле полноценный комплекс радиотехнической разведки (РТР). 

Таким образом, по своим ходовым характеристикам украинская «новинка» заведомо уступает кораблям Черноморского флота, включая вымпелы, числящиеся в 519-м отдельном дивизионе разведывательных кораблей ЧФ. 

Под большим вопросом остается и номенклатура средств РТР, которые украинцы смогут (если смогут) установить на борту своего экс-траулера. Наконец, основой для новейшего «разведчика» ВМСУ стал один из пяти недостроенных траулеров, ржавевших на задворках «Кузни» более 10 лет… Последнее обстоятельство просто не может не сказаться на ресурсе корпуса корабля. 

Словом, не получится у украинцев из бывшего траулера сделать конкурента российскому новейшему «разведчику» проекта 18280 «Ивану Хурсу» (водоизмещение — 4000 тонн, ход — до 20 узлов), в конце прошлого года прибывшему в Севастополь и сейчас сопровождающему корабли НАТО в Черном море.

Резюмируя, можно предположить, что после ввода в строй украинский «разведчик» обречен стать «мальчиком для битья» как для береговых, так и для корабельных комплексов российской РЭБ. Впрочем, сперва его надо полностью достроить — однако в этом из-за поражения пана Порошенко на президентских выборах есть серьезные сомнения.

А что там еще осталось в активе у украинских кораблестроителей? Увы, ничего. Точка. На наш взгляд, все более чем наглядно. 

Обещать не значит жениться

Приведенные данные вовсе не означают, что в России кораблестроительный комплекс работает без сучка и задоринки. Но он способен создавать то, что именуется словом «флот», а вот украинский ОПК на это не способен. Раз так, то пора переходить к итогам. 

Когда-то единые советские ВМФ и ОПК волею истории после распада СССР были поделены между Россией и Украиной. Не в равной пропорции, разумеется. Тем не менее, при разделе советского «наследства» Киев получил 17% от ОПК СССР, что, в общей сложности, составляло примерно 2000 предприятий и организаций, в которых работало около 700 тысяч человек. Среди упомянутых предприятий оказался и мощнейший Николаевский Черноморский судостроительный дважды ордена Ленина, ордена Октябрьской революции завод, строивший танкеры, ледоколы, эскадренные миноносцы, а также артиллерийские, ракетные и даже авианесущие крейсера.

Новорожденные ВМСУ также не обделили. Помимо огромного количества имущества Черноморского флота, Украина из числившихся к моменту раздела в его составе 525 боевых кораблей, катеров, судов и прочих плавсредств получила 137 единиц. Естественно, не все они были на ходу. Тем не менее, факт есть факт — ВМСУ получили 137 плавединиц, в числе которых оказались пусть и недостроенные, но зато новейшие ракетный крейсер проекта 1164 «Адмирал флота Лобов» и тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.6 «Варяг».

Те же, на Украине

Казалось бы, стартовые условия для того, чтобы Украина не на словах, а на деле стала великой морской державой, были неплохими. Однако из нашего 2019 года прекрасно видно, что реализовать открывавшиеся перед Киевом возможности по созданию боеспособных и многочисленных ВМС украинское военно-политическое руководство так и не смогло. 

Ну, а обещать построить «наисовременнейший» и «наимощнейший» флот на Украине можно бесконечно. Будем считать это безобидным домашним хобби командования ВМСУ. Хобби, не имеющим к реальным возможностям украинского ОПК никакого отношения.

infox - new
Новости партнеров