Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Ил-96-500Т спасет военно-транспортную авиацию России

0 Оставить комментарий

Ил-96-400Т, на базе которого сделан проект Ил-96-500Т

ПАО «Ил» разработало эскизный проект широкофюзеляжного транспортного самолета Ил-96-500Т. Презентация проекта еще 21 апреля была выложена в Интернете. 

Федеральное агентство новостей решило более подробно ознакомить читателей с тем, что собой представляет проект нового лайнера.

Причины появления

Начнем с того, почему появился «пятисотый». 

По скорости перевозки грузов транспортная авиация до сих пор не имеет конкурентов — но это не единственная причина начала разработки проекта новой машины. 

Флагманами отечественного воздушного транспортного флота являются тяжелые (по факту — сверхтяжелые) дальние транспортные самолеты 4-го поколения Ан-124 «Руслан». Многие уникальные негабаритные грузы (УНГ) в России способны транспортироваться по воздуху исключительно Ан-124. При этом эксплуатация «Русланов» достаточно дорога, а их ресурс не бесконечен. 

Последнее обстоятельство выглядит особенно критично с учетом того, что разрабатывался «Руслан» в ОКБ имени О.К. Антонова, оставшегося после распада СССР на Украине, серийное производство Ан-124 было завершено в 2004 году, а все разговоры о возобновлении производства «сто двадцать четвертого» в РФ так разговорами и остались. 

Таким образом, парк российской транспортной авиации явно нуждался в машине, которая, как минимум, собиралась бы исключительно из российских комплектующих, была дешевле «Руслана» в производстве и эксплуатации, а также, несколько уступая «Руслану» по максимальной грузоподъемности и дальности полета, могла перевозить ту же (а еще лучше — более широкую) номенклатуру УНГ, включая изделия ракетно-космической техники (РКТ). 

Как максимум, новый российский широкофюзеляжный транспортный самолет должен был быть конкурентоспособен по сравнению с такими иностранными транспортными самолетами, как Airbus A300-600ST Beluga и Boeing 747-400LCF Dreamlifter.

Airbus A300-600ST Beluga

Между прочим, опыт эксплуатации «Белуги» и «Дримлифтера» доказал, что для перевозки изделий РКТ тяжелого и сверхтяжелого класса использование транспортных самолетов, созданных на базе хорошо отработанных пассажирских лайнеров-низкопланов, более оптимально, чем транспортировка тех же грузов такими специализированными транспортными машинами-высокопланами, как Ан-124 «Руслан». ТТХ последнего вообще исключают перевозку ракетоносителей сверхтяжелого класса. Не исключено, что это стало еще одной причиной появления эскизного проекта Ил-96-500Т. 

Надо полагать, идея конвертации первого отечественного дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96 в транспортник для перевозки УНГ витала в кабинетах «Ильюшина» примерно с мая 1997 года. То есть с того момента, когда совершила свой первый полет транспортная модификация «девяносто шестого» — Ил-96Т. 

Тем не менее, очень долго эта идея по объективным причинам оставалась невостребованной. О ней вспомнили лишь после того, как произошел разрыв связей с Украиной, не прошедший даром для отечественного парка «Русланов», плюс «всплыл» повышенный износ Ан-124 во время обеспечения проведения антитеррористической кампании на территории САР. 

Затем произошел ввод в строй космодрома «Восточный», до которого ракету-носитель «Союз-2.1а» пришлось из Самары через всю страну везти по железной дороге целых 18 дней. Что, заметим, являлось не только затратным, но и достаточно рискованным мероприятием: с точки зрения вибрационных нагрузок и прочего, возить изделия РКТ безопаснее по воздуху.

Теоретически значительно облегчало превращение классического «девяносто шестого» в транспортировщик УНГ создание еще в 2007 году очередной транспортной модификации Ил-96 — Ил-96-400Т, оснащенной отечественными авиадвигателями ПС-90А1. Однако с мертвой точки работы над Ил-96-500Т сдвинулись лишь десять лет спустя, в 2017 году. Добавим, что произошло это после того, как на должность вице-президента ОАК по транспортной авиации был назначен Алексей Рогозин, позже также утвержденный генеральным директором «Авиационного комплекса им. С. В. Ильюшина».

Показательно, что несмотря на явную востребованность «пятисотого», работы над эскизным проектом этого самолета велись «Ильюшиным», судя по всему, исключительно в инициативном порядке. Что, как нетрудно догадаться, вкупе с недавней сменой руководства ПАО «Ил», не сильно проясняет судьбу крайне интересного проекта.

Ил-96-400Т

Перевезет что угодно

Что же собой представляет Ил-96-500Т? 

Судя по материалам презентации, это значительно доработанный низкоплан Ил-96-400Т, получивший увеличенную верхнюю часть фюзеляжа, дополнительные передние опоры, откидную головную часть и рампу. Конструкция последней и возможность самолета «приседать» на передние опоры позволяют осуществлять загрузку Ил-96-500Т как с использованием аэродромного погрузчика, так и непосредственно с уровня ВПП. Второе особенно ценно, если возникнет необходимость загрузки в грузовой отсек техники своим ходом. 

Длина Ил-96-500Т — 64,7 м, размах крыльев — 60,105 м, максимальная взлетная масса — 270 т, дальность с нагрузкой 80 т — 4360 км, перегоночная дальность — 12 100 км, крейсерская скорость на высоте 11 км — 760 км/ч.

Самолет будет оснащаться уже давно освоенными и сертифицированными российскими авиадвигателями ПС-90А1. 

Увеличенные размеры грузового отсека самолета дадут возможность Ил-96-500Т транспортировать любые существующие изделия РКТ, включая перспективные. Таким образом, переброска на тот же космодром «Восточный» груза, аналогичного элементам РН «Союз-2.1а» или «Ангара», для Ил-96-500Т не станет проблемой. 

Помимо изделий РКТ, новый широкофюзеляжный транспортный самолет рассчитан на перевозку широкой линейки колесной и гусеничной техники, включая танки, железнодорожной, авиационной и морской техники, а также крупногабаритного нефтегазового оборудования. По расчетам специалистов ПАО «Ил», существует лишь 1% транспортных операций «Руслана» с УНГ, которые «не по плечу» Ил-96-500Т. 

Ил-96-400Т

По характеристике «груз-дальность» Ил-96-500Т будет превосходить Airbus A300-600ST Beluga, но уступать Ан-124 «Руслан» и Boeing 747-400LCF Dreamlifter. Зато «пятисотый» станет убедительно «бить» своих конкурентов расчетными данными удельного расхода топлива. 

Себестоимость опытного самолета, включая НИР и ОКР, подготовку производства, испытания и сертификацию, оценивается в 30,3 млрд рублей. При заказе серии от пяти единиц себестоимость серийного самолета должна составить 12 млрд рублей. «Ильюшинцы» ожидают, что при коммерческом использовании Ил-96-500Т полностью окупит себя за 10—12 лет.

Первый Ил-96-500Т, согласно данным, приведенным в презентации, может быть построен в 2026 году. Всего же до конца 2034 года на «Иле» планируют выпустить 16 новых широкофюзеляжных транспортных самолетов, из которых 6 достанутся Вооруженным силам РФ, еще 6 — коммерческим заказчикам, а 4 будут использоваться Роскосмосом для перевозки изделий РКТ. Также последняя четверка может быть использована для перевозки агрегатов планера перспективного российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929. 

Нельзя не отметить, что реализация проекта создания Ил-96-500Т позволит не только в значительной мере решить круг проблем, связанных с эксплуатацией в России имеющегося парка «Русланов», но и на 20-30 лет удовлетворить российские потребности в перевозке УНГ. Помимо этого, появление Ил-96-500Т подарит «второе дыхание» явно буксующему производству «девяносто шестых», обеспечит загрузку производственных мощностей Воронежского акционерного самолетостроительного общества, а также позволит не только поддержать, но и развить отечественные компетенции по сверхтяжелым машинам.

Наконец, ТТХ нового транспортника делают его весьма привлекательным для коммерческого рынка, потребность которого в таком самолете, как Ил-96-500Т, оценивается минимум в 30 бортов. 

Ан-124 «Руслан»

Спаситель ВТА

Все? Нет, не все. Положа руку на сердце, можно сказать, что вероятность запуска производства новых «Русланов» в России близка к нулю. Это значит, что парк российских тяжелых дальних транспортных самолетов в обозримом будущем, то есть по меньшей мере до появления Перспективного авиационного комплекса транспортной авиации — ПАК ТА (до которого навскидку лет 30, не меньше), обречен на «вымирание». 

Между прочим, в период сирийских «обострений» российская военно-транспортная авиация работала буквально на пределе. Дефицит бортов оказался таким, что к транспортным перевозкам на «Хмеймим» приходилось привлекать даже борта МЧС и Росгвардии. 

А что будет, когда «Русланы» отлетают свое, а ПАК ТА еще не появится и в распоряжении ВТА останутся лишь Ил-76? А если группировку войск при этом придется оперативно развертывать не на одном направлении, а на двух, да еще без возможности подключения к перевозкам морского «Сирийского экспресса»?..

Подчеркнем — сверхтяжелые транспортные самолеты критически важны при развертывании группировок на различных театрах военных действий. Только такие машины могут перевозить комплексы ПВО, ракетные системы, авиацию и тому подобные грузы военного назначения. Без сверхтяжелых транспортных самолетов никакого проецирования силы ВС РФ банально не получится.

С учетом этих нюансов скорейшее появление в составе военно-транспортной авиации России Ил-96-500Т в роли дублера-заместителя «Русланов» становится не просто желательным, а жизненно необходимым. Когда появится ПАК ТА, совершенно неизвестно, а под Ил-96-500Т есть готовые технологии конструирования и производства, что позволяет без титанических затрат развернуть серийное производство нового широкофюзеляжного транспортного самолета. В свою очередь, большая серия значительно снизит себестоимость машины.

Подводя итог, широкофюзеляжный транспортный самолета Ил-96-500Т имеет очень неплохие перспективы стать настоящим хитом на рынке перевозок уникальных негабаритных грузов и спасением для российской ВТА. Если, разумеется, эскизный проект дойдет до стадии воплощения в металл. 

Автор: Андрей Союстов
Новости партнеров