Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Очки Кота Базилио: Роман Носиков о судах над «Новой», русофобом из Франции и Минфином США

1 Оставить комментарий

Очки Кота Базилио: Роман Носиков о судах над «Новой», русофобом из Франции и Минфином США

Жанр комедии строится на путанице. Это когда все привычное теряется и героям предстоит это привычное найти, преодолев нелепые ситуации, в которых все ставится с ног на голову: большое становится малым, величественное — ничтожным, жалкое — всемогущим. Раб превращается в хозяина, а вельможа — в нищего. 

Трагедия, напротив, — это прообраз Страшного Суда, на котором все становится беспощадно явным, все распутывается, срываются покровы и пелены, открываются шкафы и гробы. Снимаются маски. 

К какому жанру относятся наши нынешние истории, предстоит решить читателю. В них все одновременно и запутывается, и делается ясным. Они и смешны, и страшны. А еще эти истории — самая настоящая правда. 

В них невозможно обозначить какое-то одно место действия. Они происходят прямо сейчас — одновременно в США, Европе и России. Пожалуй, события происходят скорее везде, чем где-то в конкретном месте. 

Жили-были на белом свете уважаемые люди. Жили они долго и счастливо. Говорили красивые слова, носили красивую одежду, выносили веские суждения обо всем и обо всех. 

Каждый из них правил в своем королевстве. Уважаемые люди Франции правили умами французов. Уважаемые люди Америки — работали в министерстве финансов США. А уважаемые люди России — хранили совесть и честь России от недостойных. 

И вот как-то раз попались этим уважаемым людям на жизненном пути люди неуважаемые. И не просто неуважаемые, а, прямо скажем, персоны нерукопожатные, достойные всяческого порицания. 

Очки Кота Базилио: Роман Носиков о судах над «Новой», русофобом из Франции и минфином США

Например, французская интеллигентка Сесиль Весье, автор книги «За вашу и нашу свободу: История инакомыслия в России», повстречала шестерых своих соотечественников, поддерживающих политику Кремля. Журналисты из «Новой газеты» увидели сотрудников ФСБ. А Минфин США узрел Олега Владимировича Дерипаску

— Фу! — сказала Весье. 

— Фу! — сказали журналисты «Новой».

— Фу! — сказали чиновники американского Минфина. 

И давай делать все то, за что их и назначили уважаемыми людьми, за что они и сами себя, честно говоря, очень уважали. 

Чиновники министерства финансов США ввели против Дерипаски санкции — за то, что тот хотел, понимаешь, похитить американскую демократию, как Гринч — Рождество. 

Журналисты из «Новой» написали про ФСБшников статью, что те, мол, пытали гражданина Киргизии, задержанного в Магнитогорске после взрывов в жилых домах. Ну, в самом деле, что они еще могли делать там, в «Новой»? 

А Сесиль Весье написала про своих соотечественников книгу «Сети Кремля во Франции», в которой, только представьте, зачислила этих людей в платную агентуру Кремля. 

И начал Дерипаска терпеть убытки. На ФСБшников дети стали пальцем показывать и нос зажимать. А «не тех» французов все перестали слушать. 

Обрадовались уважаемые люди. И стали себя уважать еще пуще прежнего. 

Очки Кота Базилио: Роман Носиков о судах над «Новой», русофобом из Франции и минфином США

Но тут случилось страшное — неуважаемые люди взяли да и подали на них в суд за клевету. И потребовали извинений — это как минимум. 

Дерипаска подал в суд на американский Минфин, французские журналисты и политики — на Сесиль Весье, а ФСБшники — на «Новую газету». 

Тут-то мы и должны, по идее, определить, что перед нами: комедия или трагедия? 

Зависит это от того, как мы представляем себе норму — то положение дел, которое должно быть. Имеют ли право ужасные Дерипаска, ФСБ и французские путинисты на правосудие, или все это — комическая неуместности и сапоги всмятку?

Если это все — комедия и очень смешно, то почему мы не слышим смеха? 

Скажем, Сесиль Весье считает, что стала жертвой спецоперации Кремля. 

«Они решили или кто-то решил, что надо напугать меня и моего издателя… Когда шесть человек одновременно подают иски в суд, безо всяких причин! — возмущается Весье. — Только из-за того, что в книге я пишу, что у мадам Никольски, например, муж — член партии «Непокоренная Франция», которая поддерживает Путина, а сама Никольски написала диссертацию об Александре Дугине. Но ведь никакой клеветы здесь нет!»

Очки Кота Базилио: Роман Носиков о судах над «Новой», русофобом из Франции и минфином США

Действительно, как это можно вообще — запретить уважаемому человеку говорить всякие вещи про неуважаемых, пусть даже он не может их никак доказать? 

На каком основании с уважаемых людей вдруг начинают требовать доказательств их утверждений? Какой тогда прок в том, чтобы быть уважаемым человеком, если в итоге ты, как все, должен доказывать, что говоришь? 

Какое нужно иметь коварство, как нужно не уважать уважаемых людей, чтобы подать на них в суд, как на обычных людей, на которых распространяются законы?..

…Если уважаемые люди правы, то это, конечно же, комедия. Она кончится тем, что зло будет посрамлено и все над ним посмеются. 

Но если правы Дерипаска, ФСБ и французские путинисты, то перед нами — трагедия, практически «Фауст». В ней люди променяли души и честь на статус. 

Они говорили и писали то, что от них требовалось владыками их мира, а взамен владыки навязывали их остальным людям как образец и авторитет. И теперь за эту сделку должна последовать расплата — суд. На котором откроется, что наши уважаемые люди получили свой статус в результате грязной сделки, в которой они расплатились собственной совестью. 

На этом суде станет ясно, что эти «уважаемые люди» — не жрецы, не мудрецы и не моральные авторитеты, а ночные горшки, в которые их хозяева льют все что им угодно, а «уважаемые люди» лишь придают помоям товарный вид, чтобы народ принимал их за истину. Их благообразный вид и их пафос, их Идеалы и Ценности — это аналог очков Кота Базилио и костыля Лисы Алисы — всего лишь реквизит для создания образа. 

Очки Кота Базилио: Роман Носиков о судах над «Новой», русофобом из Франции и минфином США

Жизнь, к сожалению или к счастью, отличается от искусства тем, что в ней почти невозможно добиться чистоты жанра. Поэтому какую бы историю мы ни наблюдали, она всегда будет и смешной, и страшной. 

Но когда перед нами вместо властителей дум и совести наций вдруг внезапно запрыгают клоуны в несвежих памперсах, стоит вспомнить, что они еще недавно распоряжались человеческими жизнями. 

А стоит от них отвернуться — опять попробуют. 

Автор: Роман Носиков
Новости партнеров