Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни»

0 Оставить комментарий

Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни»

В Государственной думе в рамках круглого стола прошло обсуждение вопроса повышения доступности финансовых услуг для жителей сельских территорий. Его результаты планируется рассмотреть на экспертных советах в нижней палате парламента и в Центробанке.

Какие меры предлагается предпринять для решения этого вопроса и какие наиболее удачные практики применяются уже сейчас, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни»

Деньги по графику

«Отчасти экономическая слабость сельских территорий связана с труднодоступностью банковских услуг для жителей и предпринимателей. Сегодня в сельской местности, которая составляет порядка 70% территорий России, проживает около 20% населения страны», — обозначил проблему депутат ГД, президент Общероссийского Конгресса муниципальных образований Виктор Кидяев.

По словам первого заместителя руководителя фракции «Единая Россия», большая часть жителей таких территорий не нуждается в полном цикле банковских услуг.

«В сельской местности людям нужны возможности для совершения платежей, снятия и внесения наличных на счета физических и юридических лиц. Поэтому, в первую очередь, на селе нужно обеспечить доступность платежных услуг в разных формах. А полноценное банковское обслуживание развивать там, где оно будет востребовано», — отметил парламентарий.

Кидяев привел примеры работы с сельскими территориями, которые необходимо изучать.

«Есть практики в Республике Мордовия, Пензенской области, Красноярском крае, когда почта переходит на мобильный режим. По установленному графику в село приезжает машина — привозит посылки, письма, газеты и журналы, а также пенсии. И у сотрудника мобильной почты имеется терминал, с помощью которого можно перечислить деньги или совершить платеж», — рассказал депутат.

Кроме того, Кидяев обратил внимание на пилотный проект Сбербанка по выдаче наличных через торгово-сервисные предприятия, а также напомнил о необходимости продолжения работ по «покрытию» сельских территорий сотовой связью и Интернетом.

Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни»

Почтальон звонит дважды

По словам руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаила Мамуты, наблюдается положительная динамика по обеспечению граждан соответствующими услугами.

«Мы участвуем в проведении некоторых уважаемых международных обследований и видим, что за три года— с 2016 по 2018 — Россия поднялась на 9 мест в индексе: с 63 на 54 место. Но это развитие неравномерно», — рассказал участник обсуждения.

Мамута пояснил, что если в отношении сельских территорий ставится вопрос о расширении присутствия кредитных организаций, то в городах активно развиваются новые форматы обслуживания, например цифровые дистанционные услуги, которые можно получать через любые устройства с выходом в Интернет.

На данный момент задача минимум — наличие одной регулируемой финансовой организации там, где есть «Почта России», отметил представитель Центробанка.

«Насколько мы помним, в советское время были проведены замеры обеспеченности почтовыми услугами, которые были заложены в инфраструктуру территориальной сети «Почта России», — напомнил Мамута.

В 2020 и 2021 годы приоритетными задачами станут контроль качества соответствующих финансовых услуг, добавил он.

«Если говорить о некоторых важных новациях Банка России, которые, на наш взгляд, помогут решить проблему финансовой доступности, я бы выделил наш проект по удаленной биометрической идентификации, который запущен в 2018 году», — рассказал Мамута.

Представитель ЦБР обратил внимание на необходимость развития финансовой грамотности населения.

«С одной стороны, доступность — вещь очень полезная. С другой стороны, люди, живущие на селе, часто не сталкивались со всевозможными хитростями сегодняшнего финансового мира. Они должны быть подготовлены должным образом к этому движению», — подытожил участник встречи.

Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни»

Школьники помогут

О формах и методах работы с сельским населением в этом направлении рассказала представитель Министерства финансов РФ Анна Зеленцова.

«Для нас на селе — три опорных точки. Первая — это администрация. При многих администрациях мы стараемся создавать совместные информационно-консультационные центры. Вторая — это школа. Третья — это, конечно же, банки», — поделилась мнением стратегический координатор проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Особое внимание в решении вопроса Зеленцова уделила роли школы.

«У нас есть специальный проект обучения сельских учителей финансовой грамотности. Мы уже обучили три с половиной тысячи человек. В этом году надеемся обучить пять тысяч человек. В школах, где уже ведется обучение, дети становятся более финансово грамотны, чем их родители, и являются каналом повышения их финансовой грамотности», — поделилась представитель Минфина.

Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни»

Передвижные кассы

Участники круглого стола также подняли вопрос о закрытии некоторыми банками филиалов в сельской местности. В частности, соответствующую проблему попросили прокомментировать представителя Сбербанка.

«С 2016 года у нас действует мораторий на закрытие офисов в сельской местности. Если такое и происходит, то только в крайне исключительном случае, например когда помещение находится в аварийном состоянии и мы вынуждены съехать», — заявила начальник управления внедрения изменений в территориальных банках СБ РФ Елена Терехина.

При этом в случае закрытия офиса всегда устанавливается альтернативный вид обслуживания, отметила она.

«Либо запускаем передвижные кассовые офисы, либо «электронную деревню», учим жителей села работать с помощью альтернативных каналов», — пояснила представитель банка.

По словам Терехиной, на первое января 2019 года число передвижных офисов «Сбербанка» составило 273 машины.

«В течение года мы запустим дополнительно еще семь таких машин. Каждая обслуживает до 10 населенных пунктов», — подытожила участница круглого стола.

Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни»

Банк «на вертолете»

Повышать доступность финансовых услуг в ходе круглого стола предложили и с помощью вертолетов. О сути инициативы коллег Федеральному агентству новостей рассказал депутат Евгений Шулепов.

«Речь идет о мобильных офисах. Прозвучала идея, которая касается Дальнего Востока и районов Крайнего Севера: в местах, где нет дорог, оказывать финансовые услуги с помощью вертолетов Ми-8», — уточнил парламентарий.

Шулепов обратил внимание, однако, что эта инициатива вызывает вопросы относительно источников финансирования для ее реализации.

Стоит отметить, что предложения по расширению применения передвижных банковских офисов был поднят не впервые.

«Там, где нет дорог, но есть реки, обсуждался вопрос банка в виде речного транспорта», — рассказал в ходе обсуждения Мамута.

Финансовую грамотность селян в России повысят дети и «электронные деревни»

Банк по Интернету

Представители банков также поделились своими планами относительно расширения присутствия на сельских территориях. О подобных намерениях, в частности, сообщил заместитель директора московского регионального филиала Россельхозбанка Егор Диашев.

«Сейчас у нас в работе — порядка 60 районных центров, в которых мы рассматриваем возможность открытия новых дополнительных офисов», — заявил Диашев.

По словам представителя кредитной организации, она работает также над развитием мобильного банка и Интернет-банка как для физических, так и для юридических лиц.

«Кроме того, есть новая практика выделения уполномоченных представителей на тех территориях, где мы не можем открыть офис. Такой представитель является менеджером банка и может оказывать услуги и консультировать клиентов», — отметил Диашев.

Автор: Алена Разживина
Новости партнеров