Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное
ыавываы

Мусорный ветер: как в Кировской области чиновники с ТКО борются

0 Оставить комментарий

Мусорный ветер: как в Кировской области чиновники с ТКО борются

С начала 2019 года в Кировской области начала работать реформа по созданию новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО). Чиновники выбрали регионального оператора, разработали территориальную схему обращения с отходами, утвердили нормативы накопления отходов и тарифы. Все бы ничего, если бы не одно но — оказалось, что обслуживать всю область должным образом не получается.

То в одном поселении, то в другом жители стали жаловаться на отсутствие мусорных площадок и контейнеров и невывоз отходов. А потом задались вопросом — за что же выставляется счет и почему увеличили тариф в два раза? Федеральное агентство новостей решило разобраться в причинах провала мусорной реформы в области.

На благо экологии

Между кировскими властями и региональным оператором АО «Куприт» 24 апреля прошлого года было заключено соглашение. Согласно этому документу, в течение 10 лет акционерное общество должно обеспечивать транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Кировской области. Помимо этого, в октябре прошлого года были определены операторы по транспортированию отходов, которые организуют вывоз мусора на территории нескольких районов Кировской области. Однако что-то пошло не так — и вместо налаженной работы сложилась печально знакомая картина. 

Например, в начале текущего года жители Кирса заметили, что в промышленную зону на улице Коммуны грузовиками свозят отходы. Кучи мусора вываливают прямо на снег и хранят под открытым небом, а птицы и бродячие собаки растаскивают отходы по окрестностям. Тогда в местной администрации обеспокоенным людям пояснили, что на этой территории создана мусороперегрузочная станция. Здесь, дескать, будут временно накапливать ТКО со всего Верхнекамского района перед транспортировкой на мусорный полигон в Омутнинском районе. 

Свалка в городе Кирс

По какой-то причине ни организаторов свалки, ни местных чиновников не смутило, что куча находится всего в 200 метрах от пруда, а способ хранения мусора нарушает сразу же несколько санитарных требований: нет защиты от осадков и ветра, нет валов, ливнестоков и искусственного покрытия, как и очистных сооружений для сточных вод. 

Только после сотни обращений, поступивших в областной Росприроднадзор, удалось добиться признания, что местное предприятие по утилизации отходов допустило нарушения экологических требований по обращению с ТКО, а также нарушило территориальную схему обращения с отходами.

К делу подключилась Верхнекамская прокуратура. 

Ответ областного Росприроднадзора

Житейские проблемы

«Мы живем в сельской местности, у нас частный дом, подсобное хозяйство, и у нас получается один пакет мусора в неделю.

Возле нашего дома течет речка, я не хочу, чтобы в нее гадили», — поделилась с ФАН жительница деревни Нижняя Тойма Елена Т.

По словам Елены, ее семья производит немного мусора и ее домашние очень тщательно следят не только за тем, что производят сами, но и за соседями-дачниками, которые более потребительски относятся к окружающей среде. 

«Раньше мы платили 60 рублей, и было неважно, был ли у нас мусор и как часто мы его выносили. Для нас это было дело принципа, — пояснила собеседница. —  Однако с 1 января цена за вывоз мусора увеличилась практически в два раза — 114 рублей с человека, и при этом не поменялось ничего.

Мы не против такой платы, но мы хотим, чтобы за эти деньги было [организовано] раздельное хранение мусора, чтобы утилизация была и отходы не вывозились бы на свалку, которая дымит, и где он хранится веками». 

Помимо прочего, Елену не устраивает и то, с какой частотой вывозится мусор, как оборудована площадка под него и разработан график — мусоровоз приходит в понедельник ровно в 17.00, когда все на работе. Если не смог отнести и выбросить — приходится хранить пакет с отходами до следующей недели.

Место сбора мусора в деревне Нижняя Тойма

«Еще мы столкнулись с тем, что нам приходят несколько платежек, — у нас на участке есть старый дом, от которого едва ли что осталось, и новый, еще строящийся, — тяжело вздохнув, отметила собеседница.

— Мне пришла платежка там, где я прописана, и на старый дом, где никто не прописан. На мой вопрос, почему я должна платить за тот дом, ведь там никто не производит мусор, мне ответили: есть дом, собственник должен платить».

Выходит, что в Кировской области решили в одночасье покончить с проблемой, разраставшейся, как снежный ком, годами, — за счет местных жителей. В декабре прошлого года региональной службой по тарифам Кировской области утвержден единый тариф на услуги регионального оператора. С 1 января по 30 июня — 949,62 рубля за кубический метр, а с 1 июля по 31 декабря — 992,81 рубля с учетом НДС.

Что касается населения, в Кировской области применяется дифференцированный подход при оплате за отходы: жители Кирова и Кирово-Чепецка платят исходя из площади жилья, а жители других городов и населенных пунктов — с человека. Таким образом, плата за ТКО для жителей Кировской области составляет 114,75 рубля с человека в месяц, в Кирове — 4,91 рубля с квадратного метра жилья, а в Кирово-Чепецке — 4,73 рубля с квадратного метра. 

«Мы не против платить за вывоз и утилизацию мусора. Но если нет ни площадок, ни контейнеров, куда, собственно, выносить отходы?» — задался вопросом житель поселка городского типа (ПГТ) Кильмезь Владислав Г.

Малмыжский район, село Константиновка

Мнение мужчины поддержали и в администрации города, где также возлагают надежды на мусорную реформу, которая должна помочь избавить регион от несанкционированных свалок.

Чиновник, с которым корреспонденту ФАН удалось пообщаться, признал, что жителям малых поселений приходится самостоятельно, за собственный счет и своими руками, решать проблему с нехваткой контейнеров. Что касается ПГТ, то за обустройство площадок отвечает местная администрация. 

«Федеральных средств в региональную реформу не вложено, поэтому мусорному оператору приходится собирать средства, с которых в дальнейшем будут закупаться контейнеры и другое оборудование, — подытожил собеседник.

— Есть временные трудности, к лету будет нормально. Тем более сейчас внесли поправку, и 1% от валовой прибыли региональный оператор должен будет пустить на закупку контейнеров».

Мусорная свалка на месте, определенном под мусорную площадку

Время действовать

Пока местные чиновники ждут, когда проблема сама собой разрешится, жители региона завалили администрацию и общественные организации обращениями и просьбами помочь решить мусорную проблему поселения. 

Например, в Общероссийский народный фронт (ОНФ) ежедневно проступают жалобы от жителей Кировской области, недовольных реализацией в регионе новой схемы обращения с отходами.

Самая распространенная жалоба — по поводу необходимости платить за вывоз ТКО, хотя услуга не оказывается или оказывается некачественно. На данный момент, как отметили общественные активисты, таких жалоб уже около двухсот. 

«Мы слышали заявления регионального оператора о том, что если услуга фактически не была оказана, то и платить за нее не нужно. На практике ситуация выглядит иначе. Поскольку людям приходит единая квитанция — за мусор и за электроэнергию, причем лицевые счета не разделены, то человек рискует оказаться в списке должников.

А я напомню, что должники автоматически лишаются компенсации за услуги ЖКХ, если имеют на нее право. Считаем, что лицевые счета все-таки должны быть разделены, и будем этот вопрос прорабатывать», — рассказала активист проекта «Генеральная уборка» Алена Чеснокова.

Мусорный ветер: как в Кировской области чиновники с ТКО борются

ФАН обратилось в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области с вопросом: как же быть местным жителям, оказавшимся в ситуации, когда, спеша выполнить мусорную реформу, регион оказался к ней не готов?..

«В ходе подготовки к переходу на новую систему обращения с отходами региональный оператор при содействии правительства совместно с муниципалитетами провел инвентаризацию существующих и планируемых контейнерных площадок по всей области.

Муниципальными образованиями подготовлены реестры мест (площадок) накопления ТКО и схемы их размещения, — рассказали ФАН в министерстве ЖКХ региона, уточнив, что вся информация, касающаяся мусорного вопроса, будет размещаться в Геоинформационной системе (ГИС) Кировской области. — В целом переход на новую систему обращения с отходами прошел без серьезных сбоев, мусорного коллапса не допущено». 

К слову, в администрации рассказали, каким образом они отслеживают негативные отзывы местных жителей. Специально для этого в мессенджерах был создан специальный чат, где аккумулируются все факты несвоевременного вывоза мусора, собранные из социальных сетей. 

«Ранее услуга по вывозу мусора в принципе не оказывалась во многих населенных пунктах Кировской области, — пояснила ФАН начальник управления массовых коммуникаций Кировской области Дарья Шпорт.

— Сейчас перед региональным оператором стоит задача — в течение года охватить данной услугой 100% населения. Тем, кому услуга не оказывается, счета на ее оплату не выставляются». 

Мусорный ветер: как в Кировской области чиновники с ТКО борются

Однако чиновники допускают ситуацию, что оказание услуг по вывозу мусора может предоставляться не в полном объеме, а то и не предоставляться вовсе. На этот случай жителям необходимо обращаться с письменным обращением в АО «Куприт» для предоставления перерасчета за коммунальную услугу по вывозу ТКО. 

В свою очередь АО «Куприт» заверяет, что знает о всех проблемах и недочетах, с которыми столкнулись и сотрудники регионального оператора во время выездной работы, и сами жители региона.

Например, если услуга по вывозу ТКО не была оказана и платить за нее не нужно, то об этом, по мнению регионального оператора, должны предупредить местные власти, «которым такая задача ставилась в ходе видеоселекторных совещаний в правительстве региона». 

«Для сверки мы ежемесячно запрашиваем у органов местного самоуправления и перевозчиков информацию, где не началась оказываться услуга, — отметили в АО «Куприт». — Этот свод данных мы передаем в «Энергосбыт», для того чтобы плата не начислялась.

В январе от многих муниципалитетов эти данные поступили уже после формирования квитанций, поэтому люди получили платежные документы. Тем не менее январские данные, где услуга не оказывалась, также передадим в «Энергосбыт», чтобы неоплата не считалась задолженностью. Если граждане уже оплатили квитанции, то в следующий период им будет сделан перерасчет».

Новости партнеров

Новости партнеров