Лента
19 января 23:36
Все новости
Варфоломей отзовет томос: православные отцы в США готовятся к репрессиям, но верят в лучшее
Федеральное агентство новостей  / 

В США могут быть приняты дискриминационные меры в отношении Православной церкви в Америке (ПЦА), заявил глава комитета Госдумы РФ по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов. По словам депутата, ПЦА может быть подвергнута репрессиям за позицию, осуждающую гонения на верующих канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) на территории Украины. 

«Несколько дней назад устами своего предстоятеля Американской православной церковью была заявлена поддержка России в связи с расколом на Украине и подавлением прав украинских христиан», — сообщил Гаврилов, выступая на заседании Госдумы во вторник 12 февраля.

Властями США готовятся серьезные дискриминационные меры в отношении американских православных христиан, добавил парламентарий.

«Есть такая опасность, — подтвердил Гаврилов свои слова в интервью Федеральному агентству новостей. — Подробности, источник информации я пока раскрывать не могу: боюсь навредить нашим православным братьям в Америке. Тем более что реально Россия помочь им ничем не может».

Известно, что Православной церкви в Америке в свое время даровала автокефалию Русская православная церковь (РПЦ). Сейчас это самостоятельная поместная православная церковь, никоим образом не зависящая от Московского патриархата. 

По словам Сергея Гаврилова, только активных прихожан ПЦА — более ста тысяч. Поэтому церковь достаточно влиятельна в Соединенных Штатах. 

Помимо ПЦА в США существует и Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ), которая является самоуправляемой частью Русской православной церкви. Нетрудно предположить, что эта церковь так же и даже с еще большей степенью вероятности может быть подвергнута репрессиям.

ФАН связалось с настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в городе Си-Клифф (штат Нью-Йорк), управляющим делами священного синода РПЦЗ о. Серафимом, чтобы узнать в каком положении сейчас находятся православные в Америке. 

О. Серафим
facebook.com / Серафим Ган

— Отец Серафим, можно ли сказать, что в последнее время на Православную церковь в Америке и Русскую православную церковь за рубежом идет давление в связи с событиями на Украине? 

— На Русскую православную церковь за рубежом именно из-за того, что в нашем названии есть слово «русская» периодически пытаются надавить. Давление идет на уровне приходской жизни — где-то вдруг местные власти вводят налог на недвижимость, принадлежащую приходам, чего раньше никогда не было…

Возможно, некоторое давление будет на РПЦЗ и ПЦА из-за того, что мы не признаем варфоломеевско-порошенковский проект «Православная церковь Украины» (ПЦУ). В этом вопросе и Русская православная церковь за рубежом, и Православная церковь в Америке имеют общую позицию. Мы уже несколько раз выступали в прессе, а теперь готовим серию акций в США, где наши прихожане будут выступать против гонений на верующих канонической УПЦ на территории Украины.

Общественные организации, связанные с нами, готовят свои заявления, осуждающие создание ПЦУ, а также гонения на украинских православных. Эти заявления будут направлены не только в американскую прессу, но и конгрессменам и организациям, которые борются за религиозную свободу верующих. 

— Вы чувствуете к себе враждебность со стороны американской власти и общества? 

— Константинопольский патриархат имеет определенное влияние в США и, наверно, будет пытаться вставить нам палки в колеса посредством властей. Но в США существуют и епархии других канонических православных церквей. Там поддерживают скорее нашу позицию, чем позицию Константинопольского патриархата. К нам, например, уже обращались иерархи Сербской православной церкви, живущие в США. Они предлагали устраивать межправославные встречи, соборы в Америке — без представителей Фанара. 

Молитва у могилы митр. Нестора
wikipedia.org / Иерей Максим Массалитин

Пару дней назад было сообщение о том, что в Чикаго состоится встреча представителей всех православных церквей в США, кроме тех, что признают юрисдикцию Константинопольского патриархата. Можно даже сказать, что это мы совместно с другими каноническими православными церквями оказываем давление на Фанар. 

Даже греческие православные в Америке, прихожане Константинопольского патриархата, высказывают нам поддержку, поскольку их удивляют и разочаровывают действия патриарха Варфоломея в отношении канонической Украинской православной церкви. 

Бывает, я захожу в рясе в магазин, где греческие продавцы мне говорят: «Мы очень переживаем, что из-за Варфоломея сложилась такая ситуация на Украине». При том, что богатые приходы Константинопольского патриархата в США фактически являются кормушкой для самого Фанара. 

У нас уже всем известно, что член священного синода Константинопольского патриархата отец Димитрий, проживающий в США, не подписал томос для «Православной церкви Украины». У меня есть основания предполагать, что еще несколько членов священного синода Константинопольского патриархата не подписывали этот томос. А решения о предоставлении автокефалии должны приниматься священным синодом единогласно. То есть, помимо нарушения прочих канонов, Варфоломей, по сути, сфальсифицировал решение священного синода. 

Это лишний раз говорит о незаконности решения патриарха Варфоломея. Все это нас обнадеживает. Мы, может быть, пока не испытываем серьезного давления со стороны американского правительства, но при этом чувствуем поддержку со стороны православных, особенно со стороны прихожан церквей славянских стран: Болгарской, Сербской православной церквей, со стороны ПЦА и даже греков. Мы надеемся, что это добрый знак и что в конечном итоге раскол будет преодолен, Варфоломей отзовет свой незаконный томос ПЦУ. 

О. Серафим
facebook.com / Серафим Ган

— Можно ли говорить о том, что в США, позиционирующих себя как самую веротерпимую страну, действительно соблюдаются права верующих — вне зависимости от того, к какой конфессии они принадлежат? 

— Что касается законодательства, это так. Но можно с уверенностью говорить, что православные церкви в США испытывают давление просто в результате секуляризации общества. 

При этом главная потенциальная угроза для православных в США исходит даже не от государственных структур. В результате обработки общества информационной пропагандой американцы часто воспринимают человека в рясе враждебно. В частности, из-за того, какую позицию православие занимает в отношении содомского греха, которому предаются представители «сексуальных меньшинств». Мы, конечно, пытаемся объяснить, что для православных христиан важно с сочувствием относиться ко всем людям. Мы осуждаем, прежде всего, сам грех, а не людей, поскольку абсолютно безгрешных нет. 

Я хожу по улицам в рясе и с христианским крестом. Много раз меня называли ненавистником гомосексуалистов. Мне говорят это только за то, что на моей груди крест, не зная меня, не зная, к какой православной церкви я принадлежу. 

Тем не менее, нельзя сказать, что вся Америка выступает против традиционных христианских ценностей, а заодно и против России. Я бы даже сказал, что как Россию, так и ее народ и президента Владимира Путина многие рядовые американцы уважают. Не надо путать то, что говорят в американских СМИ, и настроения в американском обществе. 

Мы в Русской православной церкви за рубежом стараемся донести до граждан США не только традиционные православные ценности, но и все богатство русской культуры. Мы не только с русскими эмигрантами общаемся, наши двери открыты для всех. В храме, где я служу, роспись на стенах посвящена истории Русской православной церкви.

Храм преподобного Серафима Саровского в Си-Клиффе
wikipedia.org /

Люди приходят и видят, например, что святой равноапостольный князь Владимир крестился в Крыму. Сначала они удивляются, а потом говорят: мы теперь лучше понимаем, почему Крым вернулся в состав России. 

Константинопольский патриархат, нарушив православные каноны, выдал томос (грамоту об автокефалии) «Православной церкви Украины» 6 января 2019 года. Как только стало известно содержание «томоса», православные клирики и религиоведы пришли к выводу, что речи о реальной автокефалии не идет, ПЦУ остается сильно зависимой от Фанара.

Вернуться назад
Комментировать