Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное
12 ФЕВРАЛЯ 2019
«Мы их сделали. И не раз еще сделаем»: капитан «Норда» вернулся из украинского плена в Россию
Отдать Владимира Горбенко на Родину в Керчь Украина могла только неофициально, чтобы не создавать прецедент признания Крыма российским.
Вечером 9 февраля капитан сейнера «Норд» Владимир Горбенко приехал в Керчь. Когда он поднялся по лестнице своего дома и позвонил в дверь, его супруга и дочки просто оторопели.

Благополучное возвращение капитана, вынужденного десять месяцев не по своей воле провести на территории Украины, оказалось для родных Горбенко полной неожиданностью! Неожиданностью чудесной, но в истории со спасением капитана — далеко не единственной.

Федеральное агентство новостей внимательнее присмотрелось к этой истории.
Очевидное — невероятное
Напомним, что Горбенко, проживавший последние полгода у родственников в Мелитополе, 26 января пропал. Несмотря на то, что украинской полицией и СБУ за капитаном велось постоянное наблюдение, Горбенко как сквозь землю провалился. Предпринятые по горячим следам поиски Владимира успехом не увенчались, и на Украине возбудили уголовное дело о его умышленном убийстве.

Дальше — больше. Все 10 месяцев нахождения на Украине Горбенко не выпускали в Россию и, отобрав у задержанного паспорт РФ, усиленно склоняли капитана к мысли принять украинское гражданство. В обмен на это капитану «Норда» сулили «скостить» наказание вплоть до условного срока.
Капитан сейнера «Норд» Владимир Горбенко
Проживавший в Керчи Горбенко даже после воссоединения Крыма с Россией и получения паспорта РФ продолжал, по украинским законам, числиться гражданином «Незалежной». Так что чисто теоретически капитан «Норда» действительно мог махнуть рукой на гражданство «страны-агрессора». Практически же Горбенко уперся и на посулы СБУ не поддался. Соответственно, СБУ каких-то трепетных чувств по отношению к капитану «Норда» не испытывала и прилежно Горбенко стерегла.

И вот спустя десять месяцев, на протяжении которых российского рыбака непрерывно психологически «прессовали» и не оставляли без присмотра, в один чудесный день Горбенко вдруг решил, по его собственным словам, попробовать уехать домой. Далее капитан, опять же с его слов, на перекладных спокойно поехал к границе.

Ни слежка со стороны СБУ, ни тот факт, что Горбенко оперативно был объявлен в розыск, не помешали Владимиру совершенно легально пересечь российско-украинскую границу близ Армянска. При этом Горбенко имел на руках паспорт гражданина Российской Федерации. Просто телепередача «Очевидное — невероятное»!
Капитан в России. Его возвращение — его личный успешный проект. Чувствует себя не очень и просит его простить: как только будет готов — все всем расскажет»,
— так прокомментировала возвращение капитана Анна Шепелева, представитель керченского производственного кооператива «Колхоз имени Первого Мая», которому принадлежит сейнер «Норд».
Что ж, подождем, когда Горбенко сам раскроет тайну «личного успешного проекта» собственного спасения. Пока же этого не произошло, расскажем, как капитан вообще оказался на территории Украины.
Госпиратство по-украински
25 марта 2018 года украинские пограничники в зоне совместного рыболовства Азовского моря задержали вышедший из Керчи российский сейнер «Норд».

Команде сейнера была инкриминирована статья 204 ч. 2 Кодекса об административных правонарушениях Украины «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее». Потенциальное наказание — штраф от 100 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан или административный арест на срок до 15 суток.
Командир ВМСУ
В довесок к этому, капитану сейнера Владимиру Горбенко инкриминировали еще и статью 332-1 УК Украины «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства». Наказание — ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок с конфискацией транспортных средств.

Дополнительно команде сейнера было объявлено, что имеющиеся у рыбаков российские паспорта и иные документы РФ, на основе недавно принятого на Украине закона о временно оккупированных территориях, считаются недействительными.

Стоит добавить, что захват «Норда» и последующее конвоирование его в Бердянск осуществил украинский пограничный корабль «Оникс» — бывшая турецкая шхуна «Баба Хасан». Командир «Оникса» Максим Бенедисюк по возвращении в порт не удержался от хвастливого заявления.
Конечно, это задело их (российских пограничников. — Прим. ФАН) профессиональное чувство. Они имеют столько кораблей и скоростных катеров в Азовском море, а «Норд» задерживает какая-то турецкая шхуна. Мы их сделали. И не раз еще сделаем!»
— заявил пан Бенедисюк.
До сих пор не известно, был ли захват «Норда» осуществлен по указке из Киева или это был личный перформанс пана Бенедисюка. Так или иначе, данный акт откровенного государственного пиратства вкупе со стремлением украинских властей насильно удержать у себя «Норд» и его команду побудил Москву предпринять ответные действия в Азово-Керченской акватории.

И они последовали.
Ответный ход России
Внезапно для Украины Россия ужесточила режим досмотра иностранных судов, следующих через Керчь-Еникальский канал и направляющихся в украинские порты Азовского моря или, напротив, покидающих оные. Действия российской стороны при этом оставались в рамках правового поля, что были вынуждены признать и сами украинцы. Правда, легче им от этого не стало.

Само собой, в немалой степени ужесточение Россией режима досмотра иностранных судов было вызвано вводом в строй первой линии Крымского моста. Странно было бы ожидать от Москвы, что та не озаботится вопросами охраны имеющего стратегическое значение сооружения после украинских мрий о его уничтожении. Но все же событием, по-настоящему послужившим «спусковым крючком» для дальнейшего усиления конфронтации между Россией и Украиной в акватории Азова, стал именно инцидент с «Нордом».

Первоначально к почти тотальному досмотру «купцов», организованному в мае 2018 года в зоне Керченского пролива и Азовского моря Береговой охраной Пограничной службы ФСБ Российской Федерации, на Украине отнеслись с легкой досадой. Но, по мере того как множилось количество остановленных российскими пограничниками сухогрузов и росло время досмотра судов, украинская досада сменилась озлобленностью. Что, в общем, немудрено.
Митинг в защиту русских моряков
Согласно данным председателя так называемого «наблюдательного совета фонда «Майдан иностранных дел» Андрея Клименко, только за период с 17 мая по 11 июля 2018 года в акватории Азовского моря и зоне Керченского пролива было отмечено 146 случаев остановки и досмотра российскими пограничниками иностранных судов, действовавших на линии, которая соединяет Керчь-Еникальский канал с Мариуполем и Бердянском. В 25 случаях из этих 146 остановке и досмотру подверглись суда, следовавшие под флагом Украины.

В зависимости от тоннажа судна и характера перевозимого им груза, досмотр мог продолжаться от 2 до 6 часов. После этого судно неизменно пограничниками отпускалось, но… Но каждый час задержки рейса, по словам заместителя директора Мариупольского порта Юрия Балана, обходился судовладельцу в потерю 5—15 тысяч долларов. Росли неустойки, взлетала страховка…

Неудивительно, что значительная часть судо- и грузовладельцев очень скоро стала избегать рейсов в Мариуполь и Бердянск. Попытка украинской стороны перенаправить грузопоток посредством железнодорожного транспорта успехом не увенчалась. Потери Украины — в первую очередь имиджевые и финансовые — на Азовском море оказались колоссальными.
Азовский кризис
Тем временем двоим рыбакам из команды «Норда» удалось самостоятельно вернуться домой, а еще семеро были обменяны на такое же количество украинских браконьеров, задержанных в российских водах. Однако сам сейнер и его капитан продолжали удерживаться украинской стороной.
Освобожденные русские моряки с главой Крыма Сергеем Аксеновым
Объявленный на Украине конфискованным «Норд» не менее двух раз выставлялся на аукцион. Но, поскольку было понятно, что новый владелец сможет пользоваться сейнером лишь до первого российского пограничника, продать «Норд» даже с уценкой не получилось. Так что сейнер до сих пор ожидает решения своей дальнейшей судьбы в украинском порту, и российский судовладелец не теряет надежд на его возвращение в Керчь.

Владимир Горбенко, подорвавший здоровье за время длительного пребывания в СИЗО, до конца судебных разбирательств под залог был отпущен украинской Фемидой к родственникам в Мелитополь.

Россия не оставляла попыток вернуть Горбенко на Родину. Но Украина упорствовала и капитана не отпускала, поэтому прессинг украинского судоходства в зоне Керчь-Еникальского канала и Азовского моря продолжался. В ответ Киев начал нагнетать истерию вокруг так называемого «Азовского кризиса» и приступил к переброске в Мариуполь и Бердянск корабельной группировки ВМСУ.
К чему привели эти непродуманные действия украинской стороны, хорошо известно. 25 ноября 2018 года попытавшаяся «прорваться» через Керченский пролив корабельно-катерная группа ВМСУ была задержана российскими силовиками, что спровоцировало введение на Украине военного положения.
Ринат Ахметов
Кризис в отношениях Киева и Москвы продолжал углубляться. «Норд» все так же куковал у украинского причала, Горбенко продолжал гостить в Мелитополе, а российские пограничники неустанно досматривали иностранные суда в акватории Керчь-Еникальского канала и Азовского моря.

Чем захват маленького «Норда» аукнулся Украине, озвучили в начале нынешнего февраля эксперты «Укрметаллургпрома». По их информации, за девять месяцев 2018 года финансовые показатели Мариупольского и Бердянского портов резко ухудшились. Прибыль первого уменьшилась в 2,3 раза и составила всего 47 млн гривен, а во втором порту насчитали убытков на сумму в 24 млн гривен. Объемы отгрузки в Мариуполе и Бердянске сократились минимум на треть от уровня показателей начала 2018 года.

Среди тех, кто предпочел, пусть и ценой немалых финансовых потерь, переориентировать свои грузовые потоки с портов Азовского моря на порты моря Черного, оказались такие крупные промышленные структуры Украины, как «ММК имени Ильича» и «Азовсталь». «Портинвест» вдвое сократил перевалку в Мариуполе, а компания Рината Ахметова «Метинвест» полностью отказалась от работы с Бердянским портом.

В общем, настала пора не Бенедисюка, а Москвы декларировать «Мы их сделали. И не раз еще сделаем!»
Уступка Москве
Теперь самое время разобраться с удивительно успешным бегством Владимира Горбенко из Мелитополя. Навскидку можно насчитать три возможных варианта связанных с этим бегством событий.

Вариант первый — все было именно так, как поведал Горбенко прессе. То есть капитан, что называется, «на шару» попробовал сбежать из-под домашнего ареста, и у него все получилось. Включая непонятно откуда появившийся на руках паспорт гражданина РФ, при переходе границы не вызвавший у украинских пограничников ни малейших подозрений, — несмотря на то, что Горбенко к тому моменту уже числился в розыске.

Вариант второй — Горбенко сумел нелегально покинуть территорию Украины при помощи спецслужб РФ и сотрудников российского дипкорпуса.
Крымский мост
Оба эти варианта имеют право на существование. Однако истине куда больше может соответствовать, на наш взгляд, третий вариант: капитан Владимир Горбенко был негласно переправлен из Мелитополя в Крым не только при помощи российских спецслужб, но и с ведома спецслужб Украины.

Причин, которые могли побудить Украину пойти на такой шаг, достаточно много. Например, стремление обменять Горбенко на какую-нибудь важную персону с украинским гражданством, задержанную российскими силовиками. Но более вероятна, как нам кажется, иная схема событий.
Как мы помним, чем дальше, тем больше ситуация с «Нордом» превращалась для украинских портов Азовского моря в экономическое самоубийство. Скорее всего, осознание этого бенефициарами Мариупольского и Бердянского портов привело к соответствующим «телодвижениям» в киевских провластных кабинетах, закончившихся принятием решения Горбенко отпустить.

Не за красивые глаза, конечно, а в качестве уступки Москве — вдруг она согласится ослабить свой прессинг?
«Мы ни о чем таком не в курсе»
Правда, официально отпустить капитана «Норда» украинские силовики не могли. Почему? Ответ на этот вопрос можно отыскать в украинской прессе, которая прямо писала: освобождение «Норда» и его капитана создаст прецедент официального признания Украиной Крыма российской территорией!

То есть вернуть Горбенко на Родину Украина могла только неофициально. Разумеется — по согласованию с представителями российской стороны, но при этом сделав вид, что «мы ни о чем таком не в курсе». Это выразилось как в «безуспешных поисках» украинской полицией фигуранта в Мелитополе, так и в публичном возбуждении украинским МВД уголовного дела об умышленном убийстве капитана «Норда». Под прикрытием всей этой шумихи Горбенко мог получить паспорт РФ и возможность беспрепятственно пересечь госграницу.
Олег Слободян
Данная версия куда более правдоподобна, чем предположение, будто находившийся под присмотром СБУ Горбенко смог сам в Мелитополе раздобыть российский паспорт, после чего столь же самостоятельно «просочиться» в Крым.

Повторим, официально отпустить Горбенко Киев никак не мог. Недаром сразу после первых сообщений российских СМИ о появлении капитана «Норда» в Керчи спикер Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян принялся всячески отмахиваться от утверждения, что Горбенко мог прибыть с Украины в Крым совершенно легально.
Заметим — наше предположение о соучастии в освобождении капитана «Норда» украинской стороны никоим образом не умаляет мужества и силы воли, проявленных Владимиром Горбенко на протяжении предыдущих десяти месяцев.
Удачи вам, капитан!
Что ж, теперь, когда весь экипаж «Норда» вновь собрался в Керчи, на повестке дня остаются два вопроса, не имеющие пока ответов.

Первый — это трудоустройство российских рыбаков. «Норд» являлся единственным судном производственного кооператива «Колхоз имени Первого Мая», и с утратой сейнера предприятие лишилось средств к существованию. Таким образом, вполне можно понять Горбенко, чуть ли не на следующий день после своего возвращения домой сообщившего СМИ:
Надеемся на то, что правительство окажет нашей организации помощь и мы со своим экипажем продолжим заниматься нашей же деятельностью. Капитан я уже больше 15 лет, а рыбным промыслом занимаюсь всю свою сознательную жизнь, у меня семейная династия рыбаков»,
— заявил Владимир Горбенко.
Сможет ли «Колхоз имени Первого Мая» вернуть «Норд» или получить вместо захваченного украинцами судна другой сейнер? Вместе с Владимиром Горбенко будем надеяться, что сможет.
Второй вопрос — это дальнейшие действия России после освобождения капитана «Норда». Ослабит ли теперь Москва режим досмотра иностранных судов в зоне Керчь-Еникальского канала и Азовского моря?

С учетом того, что «Норд» по-прежнему удерживается Украиной, а Киев продолжает трубить о своей готовности в ближайшем будущем повторить попытку «прорыва» своих военных кораблей через Керченский пролив, ждать, на наш взгляд, каких-то уступок со стороны России не стоит. По крайней мере, в ближайшее время.

Если что-то на сложившийся в Азово-Керченской акватории status quo и может всерьез повлиять, так это появление в Киеве более лояльного по отношению к России правительства. На что надеяться пока не приходится. Раз так, то процесс «гнобления» Россией украинских портов на Азовском море, очевидно, будет продолжаться. До каких пределов? Вполне возможно — вплоть до… появления в Киеве более лояльного по отношению к РФ правительства.

Словом, Украина обречена еще долго платить по счетам «Норда», ну а Владимира Горбенко ФАН от всей души поздравляет с возвращением домой.

Здоровья и удачи вам, капитан!
Андрей Союстов

Использованы иллюстрации с сайтов Global Look Press, most.life, youtube.com и из открытых источников.
Читайте далее