Киев использовал казаков втемную

Киев использовал казаков втемную

14.10.2014 16:02
860

Российские и украинские казаки имеют общие корни

Российские и украинские казаки имеют общие корни На Украине окончательно отменен праздник День защитника Отечества, который с советских времен праздновался 23 февраля. После развала Советского Союза Украина, как и Россия, оставила эту памятную дату в своем календаре. И вот нынешний украинский лидер Петр Порошенко объявил утратившим силу указ президента Украины от 23 февраля 1999 года, который устанавливал в этот день празднование Дня защитника Отечества. Ранее Порошенко уже заявил, что празднование 23 февраля для украинцев неприемлемо, поскольку теперь у них якобы есть своя «Отечественная война 2014 года». Вместо 23 февраля, согласно указу президента, на Украине появился новый «красный день календаря» – это 14 октября. На эту дату теперь назначено официальное празднование Дня защитника Украины. 14 октября православные отмечают важный церковный праздник – День Покрова Пресвятой Богородицы. Этот день на Украине традиционно считается праздником запорожских казаков и вообще всего украинского казачества. Кроме того 14 октября считается также Днем УПА, поскольку в этот день в 1942 году была официально образована Украинская повстанческая армия. УПА сотрудничала с нацистской Германией, боролась с советскими и польскими партизанами, осуществляла на освобожденных территориях террор против советских органов власти. Части УПА принимали участие в кровавом украино-польском этническом конфликте, получившем название «Волынская резня». Украинские власти надеются, что новый День защитника Украины, отмечаемый 14 октября, станет одним из главных праздников.

Не все украинские казаки поддерживают Киев

«Бредом» назвал решение украинских властей отменить празднование Дня защитника Отечества 23 февраля экс-глава ГУВД Петербурга и Ленобласти, экс-депутат, атаман петербургской казачьей общины Аркадий Крамарев. - Это обычный бред, которого сейчас достаточно много на Украине, - заявил Аркадий Крамарев корреспонденту Федерального агентства новостей. - Зачем это делается, мне трудно понять. Может быть, только для того, чтобы окончательно отмежеваться от России – больше никаких оснований для этого нет. - Отмечают ли российские казачьи организации сегодняшний праздник, как день казаков? - Сегодня день Покрова Божьей Матери, его празднуют все верующие люди. Казаки принадлежат к людям верующим, Покров они отмечали и в старые времена, как праздник окончания всех работ – вроде американского Дня Благодарения. Этот день на Руси праздновался, когда все работы в поле окончены, и можно было свадьбы устраивать, и т.д. Покров отмечают не только казаки, но и все православные люди. То, что мы отмечаем Покров, вовсе не мешает нам праздновать День защитника Отечества 23 февраля. Это не противоречит одно другому, у нас много таких праздников, ничего страшного не происходит: мы отмечаем и православные, и светские праздники. - На Донбассе русские и украинские казаки фактически оказались по разные стороны баррикад – как вам кажется, сохранились ли между ними какие-то связи? - Все связи сохранились. Дело в том, что у украинских казаков есть различные организации. Есть, например, «Вірне» - «Верное казачество», которое является пророссийским и поддерживает политику российских властей по украинскому вопросу. Есть казачество запорожское, там сложная ситуация, в командовании есть петербуржец Александр Притула, поэтому оно заняло нейтральную позицию. По словам их представителей, у них есть люди, которые воюют в донецком и луганском ополчении. Отношение у них у всех к России разное… - Украинские казаки отмечают Покров, как свой казачий праздник, а есть ли такой специальный день у российских казаков? - Мы вместе со всеми, вместе со всей Россией отмечаем Пасху, отмечаем все православные праздники, вот и всё.

Отмена на Украине 23 февраля – знак дистанцирования от России

Негативно отнесся к отмене празднования на Украине 23-го февраля военный эксперт, писатель, бывший заместитель командующего объединенной группировкой войск на Северном Кавказе Борис Подопригора. - Я считаю эту тему достаточно сложной, - заявил Борис Подопригора корреспонденту ФАН. - Для меня, отдавшего вооруженным силам более 30-ти лет, конечно, 23 февраля – это святой праздник, потому что он органично вошел в мою судьбу. Отдаю себе отчет, что, скажем, украинцам последних поколений этот праздник малопонятен, поэтому ничего удивительного в том, что этот день выброшен из числа «красных дат», я не вижу. Это вполне соответствует логике дистанцирования Украины от всего советского. И, наверно, об этом следует говорить в более широком формате, а не только применительно к этому дню.

Украину и Россию не разделить

- Что касается украинского казачества, на самом деле, это вопрос скорее парадоксальный, - продолжил писатель. - Ибо из Запорожской Сечи вышла значительная часть и российских казаков, я имею в виду тех казаков, которые служили «вере, царю и отечеству». Так что разделять «сечевых атаманов» запорожского происхождения и, например, казаков из кубанского казачества, к которому принадлежит и мой род, очень сложно. На самом деле история казачества скорее свидетельствует в пользу теснейших связей между русскими и украинцами. Я вообще придерживаюсь точки зрения, что это единое в первую очередь цивилизационное пространство, и проводить тут границы чрезвычайно сложно. У меня есть достаточное убедительные примеры этого единства, в том числе из сегодняшнего дня, просто я не уверен, что сейчас уместно об этом говорить подробно. - А как вы относитесь к тому, что теперь вместо Дня защитника Отечества на Украине будут фактически праздновать День казачества? - Ну что ж, пусть празднуют День казачества и тем самым подтверждают единородство русских и украинцев. Повторю – вчерашние запорожские казаки в дальнейшем служили России, скажем на Кавказе. И очень хорошо себя там показали. Ну что ж, если кому-то очень хочется разорвать эту связь… Ну это всё равно, как противопоставлять маму с папой… - На слуху участие российских казаков или тех, кто себя таковыми считает, в присоединении Крыма и в войне на Донбассе. Получается, что по разные стороны баррикад воюют одни и те же казаки? - Мне кажется, сама формулировка вопроса подтверждает мою мысль – казачество в России было во многом единым. И здесь искать национальные перегородки очень глупо. К примеру, в составе забайкальского казачества огромную роль играли буряты, - вообще, строго говоря, представители другого этноса, другой конфессии. Но, тем не менее, они служили России. А что уж тут говорить о русских и украинцах – тех же казаках, которые фактически создали самостоятельный язык, который позднее получил название «суржик». Вполне понятно, что на стороне дончан казаки конечно воевали – как донские казаки, так и все прочие. Например, в марте 2014 года в Крыму отметились кубанские казаки. Повторюсь – ну а кто они такие? – конечно тоже выходцы из той же самой Сечи по своему дальнему происхождению, по происхождению последних трехсот лет. Повторю – разделение Украины и России носит скорее политический характер, чем цивилизационный. И нынешний подход – давайте, мол, нарисуем Россию зелененькой, а Украину голубой, и это будет некая граница – здесь не срабатывает. - Не пора ли по примеру Украины учредить и для российских казаков праздник, который бы отмечался на государственном уровне? - Я не очень близок к казачеству, хотя сам из казачьего рода. Мне кажется, наше казачество пока не нашло своего места в гражданском обществе России. Это мое собственное убеждение. Хотя я неоднократно получал предложения в качестве литератора поучаствовать в деятельности казаков, но лично мне кажется, что всё это всё-таки дань истории. Хотя я и не исключаю ситуативного участия казаков или тех лиц, которые так себя называют, в политически значимых мероприятиях. И Крым стал тому доказательством.

Что мы празднуем 23 февраля?

- Извините, если этот вопрос для вас болезненный, но в свете того, что мы знаем сегодня, не кажется ли вам, что России тоже пора отказаться от празднования Дня защитника Отечества именно 23 февраля? Ведь, как выяснили историки, ничего особо героического Красная Армия в этот день не совершила, скорее, наоборот… - Ничего болезненного в вопросе я не вижу, но я решительно против такого лягушачьего препарирования каждой даты. Так мы с вами легко будем обсуждать уместность празднования 9-го мая, ибо война закончилась 8-го, а первое соглашение под эгидой западных союзников было подписано еще 7-го... Ну, зачем это нужно? 23 февраля 1918 года в районе Пскова действительно велись бои между красными и белыми, как бы кто и тех, и других теперь ни оценивал. Можно это считать отправной датой существования нынешней российской армии? Наверно, можно. Потому что это было. Какой там был результат того или иного боя, мне кажется, теперь уже не столь важно. Тем более, что на праздновании 23 февраля уже выросло несколько поколений российских военнослужащих, особенно офицеров, которые, скажем, историей Второй мировой войны да и не только ею подтвердили свое право считать так, а не иначе. Вот мое мнение: пусть сохранится эта дата, ибо армия изначально консервативна в своих оценках, и любые новации, касающиеся военных, надо вводить очень аккуратно. Тут ничего не поделаешь – это социальная особенность группы граждан, которая носит погоны…, - подчеркнул Борис Подопригора.

Для справки

В постсоветской России специального праздника казаков так и не сложилось, хотя и делались попытки его установить. Так в 2010 году патриарх Кирилл объявил Днем православного казачества – первое сентября. Дело в том, что 1 сентября по новому стилю празднуется день Донской иконы Божией Матери, и именно этот православный праздник глава РПЦ объявил Днем российских казаков. Но пока праздник не прижился. Елена Янкелевич

Алексей Громов
Восьмилетний мальчик угрожал полиции взорвать Петербург «ядерной бомбой»
Закрыть