Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Госдума ударит законом о СМИ по Яндексу, раскритикованному Путиным

Госдума ударит законом о СМИ по Яндексу, раскритикованному Путиным

16:47  29 Мая 2014
55

Госдума собирается приравнять поисковик «Яндекс.Новости», а также другие поисковики и новостные агрегаторы к средствам массовой информации, чтобы заставить следовать закону о СМИ. Работа над этим законом уже ведется. Как сообщает РБК, документ, скорее всего будет внесен на рассмотрение Госдумы после того, как Генпрокуратура даст ответ на запрос депутата Андрея Лугового от 13 мая по поводу того, является ли поисковик «Яндекс.Новости» средством массовой информации. Яндекс попал под пристальное внимание законодателей после того, как президент Владимир Путин сделал несколько резонансных заявлений, касающихся интернета и конкретно Яндекса. Заявления главы государства прозвучали в ходе Медиафорума, организованного Общероссийским народным фронтом, который состоялся месяц назад в Петербурге. Некий молодой человек, назвавшийся блогером, спросил президента по поводу Яндекса, который, по словам спрашивавшего, «с одной стороны поисковик, с другой - вроде как СМИ». Блогер отметил, что Яндекс не имеет лицензии СМИ и не несет ответственности за публикуемые материалы, при том, что их просматривают десятки миллионов человек. «Мне интересно, когда правительство начнет принимать решения, которые избавят нас от цифровой агрессии?» - сформулировал он свой вопрос. Путин дал развернутый ответ по поводу информационной безопасности, упомянув и про Яндекс. «Когда Яндекс только начинал работу, их тоже поддавили: должно быть столько-то американцев у них, столько-то европейцев, и они вынуждены были с этим соглашаться», - отметил президент. - Там не все так просто: что они могут, чего не могут, это у них надо спросить». Также президент отметил, что Яндекс – национальная система, но «часть регистрации у них за границей, но не только в целях налогообложения, но и по другим соображениям». «Серверы крупных национальных интернет-ресурсов необходимо размещать в России и защищать хранящуюся там информацию, поскольку в США, через которые проходит основной поток данных, все контролируется», - отметил глава государства, говоря об информационной безопасности. Говоря об интернете в целом, Путин заявил, что «родоначальники этой сферы – американцы, и они стараются удержать свою монополию» и «все это возникло на заре интернета, как спецпроект ЦРУ». Фраза «Интернет – спецпроект ЦРУ» немедленно вышла в мировые топы, а акции Яндекса на американских торгах упали на 5% и до сих пор так и не вернулись на прежний уровень. По данным TNS Russia за апрель 2014 года, всероссийская ежемесячная аудитория «Яндекс.Новостей» превышает 21,9 млн человек в возрасте 12-64 лет. Ежедневная аудитория поисковика — 5,1 млн человек. Что касается главной страницы поисковика, где представлен топ новостей и их краткие аннотации, то цифры еще более внушительные:— 48,3 млн и 22 млн посетителей соответственно. Если закон о регистрации поисковиков в качестве СМИ будет принят, то его действие может быть распространено и на все другие сайты, агрегирующие новостной контент, считают в Госдуме. Позицию Яндекса по поводу думской инициативы озвучила руководитель отдела по связям с общественностью компании Татьяна Комарова. «Ни прокуратура, ни депутаты к нам не обращались. Мы всегда открыты и готовы всем рассказывать про принципы работы Яндекс.Новостей, - сообщила представитель пресс-службы Яндекса корреспонденту Федеральному агентству новостей. - Напомню, что компания говорила ранее. На главной странице Яндекса показываются заголовки только из самых авторитетных СМИ, имеющих российскую регистрацию. По мнению Яндекса, нет необходимости повторно регистрировать заголовки на главной странице Яндекса, поскольку все они уже являются продуктами СМИ. У Яндекс.Новостей нет своей редакции и модераторов, сервис не пишет собственные материалы, у него нет редакционной политики и своей точки зрения, все новости поставляют партнеры». Пресс-служб Google оказалась недоступна для комментариев, а известные журналисты сочли эту информацию знаком очередного наступления на свободу распространения информации в России. «Я всякую инициативу Государственной Думы воспринимаю, как вторжение, - прокомментировал корреспонденту Федерального агентства новостей идею превратить Яндекс в СМИ известный петербургский историк и журналист Лев Лурье. - Я не думаю, что они что-то хорошее хотят для нас сделать. Я думаю что, они хотят нас контролировать, как воспитатели – воспитанников детского дома. Да я вообще даже не понимаю, что они вообще предлагают. Суть этого закона мне непонятна – вероятно, это как-то будет разъяснено в подзаконных актах. Я понимаю, что, например, «Газета.ру» или «Лента, ру», или даже известные блогеры могут следовать этому закону, а вот как поисковик может их выполнять – совершенно непонятно. Пусть они сначала разъяснят – какие слова можно запрашивать, какие нельзя, наверно на это большой бюджет выделят, можно создать целый отдел в Сколково».

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics