Выборы в Крыму: без сенсаций, но с интригой

Выборы в Крыму: без сенсаций, но с интригой

09.10.2014 17:02
401

В Крыму прошли выборы глав исполнительной власти На состоявшихся в Крыму и в Севастополе 9 октября 2014 года выборах глав субъектов федерации сенсаций не случилось: в результате непрямых выборов главами исполнительной власти стали именно те, кто ожидался. Местные элиты поняли, что после революционного в феврале – марте воссоединения с Россией даже самые острые проблемы административной, экономической и социальной интеграции лучше решать постепенно.

Конфликтов удалось избежать

Главой Крыма, и, по совместительству, регионального Совета министров стал теперь уже экс- «и.о.» Сергей Аксёнов. Губернатор города-региона Севастополя Сергей Меняйло тоже отбросил эту приставку к должности. Политологи уже назвали состоявшиеся выборы «согласием на назначение», потому что никаких сюрпризов, ни приятных, ни неприятных никто и не ожидал. Прошедшие «неинтересные» выборы глав исполнительной власти Крыма и Севастополя ценны и интересны тем, что удалось заранее предупредить возможные конфликты. А такие угрозы существовали. В Севастополе удалось погасить набиравший было силу конфликт между председателем Законодательного собрания Алексеем Чалым и и.о. и. о. губернатора Сергеем Меняйло. Средством обострения ситуации могло стать совершенно законное требование изменить процедуру выборов, сделать их прямыми. Но сторонам удалось прийти к такому согласию, что главы регионов избраны фактически единогласно. Тишина и спокойствие прошедших в Крыму выборов как раз и стали их главной интригой. Непрямые выборы представительными органами, депутатами Государственного совета Крыма и законодательного собрания Севастополя, прошли в точном соответствии с процедурами, предусмотренными Конституцией Республики и, соответственно, уставом города. Подобные непрямые выборы глав субъектов Российской Федерации проводятся лишь в самых неспокойных регионах – Дагестане и Северной Осетии. Конечно, в целом спокойную ситуацию в Крыму невозможно сравнивать ни с этими регионами, ни, тем более, с приостановленной гражданской войной на территории Новороссии. Однако формально, по федеральному конституционному закону РФ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», переходный период заканчивается только 1 января 2015 года.

Крым – это туризм, туризм - это Крым

Для устойчивого развития Крым должен достигнуть экономической самодостаточности, и главной отраслью на этом пути является туризм. Конечно, потребуются огромные инвестиции, но они вернутся сторицей, если будет обеспечен туристический спрос. За прошедший летний сезон регион не досчитался около 3 млн туристов, что в денежном выражении составляет примерно 80 млрд рублей. Но при этом, учитывая инерцию политической напряженности, Крым посетили почти вдвое больше туристов, чем пост-олимпийские Сочи. Последующие сезоны обещают стать ключевыми для развития туризма в регионе. Существенно выросло количество российских граждан, выбирающих отдых в Крыму вместо недорогих зарубежных курортов, вроде турецких или египетских, вошедших было в привычку. Большой наплыв отдыхающих был из Сибири и с Урала. В отличие от приезжих с Украины, предпочитавших «дикий отдых», россияне более склонны селиться в отелях. Что помогает наполнению регионального бюджета, поскольку отели платят налоги. Но ещё предстоит вложить немало средств в реконструкцию туристической инфраструктуры. Преодоление политики Киева 1990–2013 годов, которая привела к экономической и социальной деградации региона, тоже займёт годы.

Мост построят не скоро

Прочной основой для подъёма региона станет выполнение одобренной правительством России федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» ценой 681,2 млрд рублей. Будет восстановлена и доведена до современных стандартов инженерная инфраструктура, обеспечена энергетическая безопасность региона и, главное, создано устойчивое транспортное сообщение с материковой частью России. Главная проблема, стоящая сейчас на пути превращения Крыма в «туристическую Мекку», - это, конечно, транспортный коллапс. Добираться со стороны Украины крайне затруднительно и небезопасно, а Керченская паромная переправа предельно перегружена. Мост длиной 4 км и стоимостью в 100 млрд рублей может быть построен не раньше 2017 года. В сравнении с этой проблемой другие трудности интеграции Крыма выглядят малозначительными. Но они существуют: это и пошаговое изменение нормативно-правовой базы, вхождение в российское правовое поле, и переформатирование отношений «власть – общество», и развитие цивилизованной конкуренции между «выходящими из тени» предпринимательскими группировками, и привыкание инвесторов к специфике местных традиций. Любая из этих проблем может обернуться резонансным конфликтом, который будут раздувать извне ради негативного пропагандистского эффекта. Павел Былевский

Алексей Громов
Касперский предсказал серию кибератак на промышленные объекты РФ
Закрыть