Лента новостей
Поиск
loop
Общество
Выборы в Крыму: без сенсаций, но с интригой

Выборы в Крыму: без сенсаций, но с интригой

17:02  9 Октября 2014
401

В Крыму прошли выборы глав исполнительной власти На состоявшихся в Крыму и в Севастополе 9 октября 2014 года выборах глав субъектов федерации сенсаций не случилось: в результате непрямых выборов главами исполнительной власти стали именно те, кто ожидался. Местные элиты поняли, что после революционного в феврале – марте воссоединения с Россией даже самые острые проблемы административной, экономической и социальной интеграции лучше решать постепенно.

Конфликтов удалось избежать

Главой Крыма, и, по совместительству, регионального Совета министров стал теперь уже экс- «и.о.» Сергей Аксёнов. Губернатор города-региона Севастополя Сергей Меняйло тоже отбросил эту приставку к должности. Политологи уже назвали состоявшиеся выборы «согласием на назначение», потому что никаких сюрпризов, ни приятных, ни неприятных никто и не ожидал. Прошедшие «неинтересные» выборы глав исполнительной власти Крыма и Севастополя ценны и интересны тем, что удалось заранее предупредить возможные конфликты. А такие угрозы существовали. В Севастополе удалось погасить набиравший было силу конфликт между председателем Законодательного собрания Алексеем Чалым и и.о. и. о. губернатора Сергеем Меняйло. Средством обострения ситуации могло стать совершенно законное требование изменить процедуру выборов, сделать их прямыми. Но сторонам удалось прийти к такому согласию, что главы регионов избраны фактически единогласно. Тишина и спокойствие прошедших в Крыму выборов как раз и стали их главной интригой. Непрямые выборы представительными органами, депутатами Государственного совета Крыма и законодательного собрания Севастополя, прошли в точном соответствии с процедурами, предусмотренными Конституцией Республики и, соответственно, уставом города. Подобные непрямые выборы глав субъектов Российской Федерации проводятся лишь в самых неспокойных регионах – Дагестане и Северной Осетии. Конечно, в целом спокойную ситуацию в Крыму невозможно сравнивать ни с этими регионами, ни, тем более, с приостановленной гражданской войной на территории Новороссии. Однако формально, по федеральному конституционному закону РФ от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», переходный период заканчивается только 1 января 2015 года.

Крым – это туризм, туризм - это Крым

Для устойчивого развития Крым должен достигнуть экономической самодостаточности, и главной отраслью на этом пути является туризм. Конечно, потребуются огромные инвестиции, но они вернутся сторицей, если будет обеспечен туристический спрос. За прошедший летний сезон регион не досчитался около 3 млн туристов, что в денежном выражении составляет примерно 80 млрд рублей. Но при этом, учитывая инерцию политической напряженности, Крым посетили почти вдвое больше туристов, чем пост-олимпийские Сочи. Последующие сезоны обещают стать ключевыми для развития туризма в регионе. Существенно выросло количество российских граждан, выбирающих отдых в Крыму вместо недорогих зарубежных курортов, вроде турецких или египетских, вошедших было в привычку. Большой наплыв отдыхающих был из Сибири и с Урала. В отличие от приезжих с Украины, предпочитавших «дикий отдых», россияне более склонны селиться в отелях. Что помогает наполнению регионального бюджета, поскольку отели платят налоги. Но ещё предстоит вложить немало средств в реконструкцию туристической инфраструктуры. Преодоление политики Киева 1990–2013 годов, которая привела к экономической и социальной деградации региона, тоже займёт годы.

Мост построят не скоро

Прочной основой для подъёма региона станет выполнение одобренной правительством России федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2020 года» ценой 681,2 млрд рублей. Будет восстановлена и доведена до современных стандартов инженерная инфраструктура, обеспечена энергетическая безопасность региона и, главное, создано устойчивое транспортное сообщение с материковой частью России. Главная проблема, стоящая сейчас на пути превращения Крыма в «туристическую Мекку», - это, конечно, транспортный коллапс. Добираться со стороны Украины крайне затруднительно и небезопасно, а Керченская паромная переправа предельно перегружена. Мост длиной 4 км и стоимостью в 100 млрд рублей может быть построен не раньше 2017 года. В сравнении с этой проблемой другие трудности интеграции Крыма выглядят малозначительными. Но они существуют: это и пошаговое изменение нормативно-правовой базы, вхождение в российское правовое поле, и переформатирование отношений «власть – общество», и развитие цивилизованной конкуренции между «выходящими из тени» предпринимательскими группировками, и привыкание инвесторов к специфике местных традиций. Любая из этих проблем может обернуться резонансным конфликтом, который будут раздувать извне ради негативного пропагандистского эффекта. Павел Былевский

Алексей Громов
Новости партнеров
mediametrics