Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Ракета без хозяина: кто виноват в аварии «Союза»

0 Оставить комментарий

Система аварийного спасения на «Союзе»

Утром 11 октября во время запуска с космодрома Байконур ракеты-носителя «Союз-ФГ», выводившей на орбиту «Союз МС-10» с двумя космонавтами на борту, произошла авария. Ее предварительной причиной названо неотделение одного из четырех боковых блоков первой ступени ракеты-носителя, что привело к потере ориентации блока второй ступени и отключению его двигателей. 

Для выяснения причины аварии образована государственная комиссия, а полеты российских ракет-носителей «Союз» приостановлены. Пока понятно одно — настало время вспомнить выражение предыдущей эпохи: «У каждой аварии есть фамилия, имя и отчество». 

Федеральное агентство новостей изучило имена и фамилии тех, кто, так или иначе, причастен к аварии.

Космонавт Алексей Овчинин и астронавт Ник Хейг

Время надежных решений

Такой жесткий и даже жестокий подход в случае аварии «Союза МС-10» вполне обоснован: предыдущая авария с кораблями серии «Союз» произошла целых 35 лет назад, 26 сентября 1983 года. Тогда, по странному стечению обстоятельств, неудачным оказался запуск «Союза», также имевшего порядковый десятый номер, — это был корабль «Союз Т-10», а причиной аварии стало возгорание ракеты-носителя «Союз-У» на стартовом столе.

С тех пор российская пилотируемая космонавтика могла похвастаться выдающейся надежностью кораблей этой серии, которые совершили без малого 91 полет без каких-либо существенных аварий. 

За это время в космосе успело смениться пять поколений космических кораблей («Союз Т», «Союз ТМ», «Союз ТМА», «Союз ТМА-М» и «Союз МС»), которые постоянно совершенствовались, идя в ногу с техническим прогрессом. Столь же последовательно совершенствовались и выводившие «Союзы» ракеты-носители: на смену «Союзу-У» сперва был разработан более мощный носитель «Союз-У2», работавший на специальном топливе, синтине, а затем была проведена глубокая модернизация двигателей первой и второй ступеней, после чего ракета стала называться «Союз-ФГ». 

«Союз-ФГ» до нынешнего пуска имел выдающийся показатель эксплуатационной надежности — 0,985, что позволяло использовать эту ракету-носитель для пилотируемых запусков практически с «закрытыми глазами». Более того, от серии «Союзов» никто не собирался отказываться и в будущем: по планам Роскосмоса, к 2020 году на смену «Союзу-ФГ» в пилотируемых запусках должен был прийти модернизированный носитель «Союз-2», который до настоящего времени использовался для запусков беспилотных аппаратов.

В целом, семейство ракет Р-7, в которое входит ракета-носитель «Союз-ФГ» эксплуатировалось в разных модификациях с самого начала космической эры. На ракетах этого семейства выводились в космос первый «Спутник», первые автоматические станции к Луне, Венере и Марсу, первый космический корабль «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. 

Иными словами, «Союзы» считались неувядающим символом долголетия и надежности… — вплоть до 11 октября 2018 года, когда рядовой (если только не принимать во внимание цель экспедиции на МКС, в рамках которой планировалось разобраться со странными отверстиями в корпусе станции) запуск попал в критерий 0,015 ненадежности. 

Впрочем, у такого формально-математического подхода есть и второе, не совсем приятное для Роскосмоса дно.

Старт ракеты

Отстранен и находится под следствием

Производитель ракет-носителей серии «Союз-ФГ» — самарское акционерное общество «Ракетно-космический центр «Прогресс», одно из ведущих предприятий в отрасли.

Фактически РКЦ «Прогресс» — это целое «государство» внутри структуры Роскосмоса, у которого есть свое конструкторское бюро (до 1996 — Центральное специализированное конструкторское бюро, ныне подразделение предприятия), свой завод по производству ракет-носителей (до 1996 года — завод «Прогресс» в Самаре), свои филиалы на Байконуре и в Плесецке, которые осуществляют окончательную сборку ракеты-носителя, а также ряд интегрированных предприятий-смежников в подмосковных Зеленограде и Краснознаменске, а также в Рязани.

Потерпевшая аварию ракета-носитель «Союз-ФГ» была изготовлена на производственных мощностях «Прогресса» в Самаре еще в 2016 году, после чего была доставлена на Байконур. Там была произведена ее окончательная сборка. Там же произошел и оказавшийся неудачным запуск. 

В 2016 году генеральным директором РКЦ «Прогресс» был Александр Кирилин, который бессменно руководил предприятием с 1996 года, с 1997 года совмещая эту должность с постом директора самарского завода «Прогресс».

Однако, по состоянию на октябрь 2018 года, Кирилин был отстранен судом от исполнения обязанностей. В феврале на «Прогрессе» прошли масштабные обыски, после чего руководству предприятия было предъявлено предварительное обвинение в злоупотреблении должностными полномочиями и нецелевом использовании двух миллионов евро. 

«Союз МС-09» и «Союз-ФГ»

На следующий день Следственный комитет и УФСБ России по Самарской области предъявили Кирилину обвинение в том, что еще в ноябре 2012 года «Прогресс» произвел закупку гидравлического пресса через компанию-посредника. Сделка никак не была мотивирована экономически и, по сути, привела к потере предприятием прибыли за счет использования такого посредника. 

По результатам судебного заседания, Кирилин был на время следствия отстранен от исполнения своих обязанностей. Временно и. о. директора предприятия является его заместитель Равиль Ахметов.

В ходе первого заседания суда было озвучено, что претензии к «Прогрессу» возникли не на пустом месте, а были сформулированы еще во время комплексной проверки предприятия Роскосмосом. Таким образом, проблема взаимоотношений «Прогресса» и Роскосмоса имеет застарелый характер, а в феврале 2018 года она лишь получила публичное продолжение.

2 октября 2018 года суд подтвердил отстранение Кирилина от должности, а материалы по делу «Прогресса» одновременно с этим были переданы в суд. Руководство предприятия обвиняют в нецелевом расходовании бюджетных средств в размере 532 млн рублей и злоупотреблении полномочиями. 

Также было озвучено, что следственное управление расследует еще два уголовных дела, возбужденных по фактам злоупотребления полномочиями сотрудников РКЦ «Прогресс». Своими действия они, по мнению следствия, нанесли ущерб бюджету государственной корпорации Роскосмос на общую сумму более 404 миллионов рублей.

Таким образом, в деле неудачно стартовавшего «Союза-ФГ» есть первая особенность: формально за качество изготовления ракеты на момент ее запуска отвечали лишь временно исполняющие обязанности.

«Союз» в космосе

Ракета без хозяина

Проблема с «исполнением обязанностей» не обошла и структуры самого«Роскосмоса. Внутренняя кухня назначений в госкорпорации не очень прозрачна, переутяжелена и ее внутренняя структура, которую можно найти на сайте Роскосмоса. 

Впрочем, формально все новости о назначениях на ключевые посты внутри Роскосмоса отражаются в новостной колонке компании, представленной на корпоративном сайте.

Исходя из данной информации, а также интервью главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина, можно понять современную политику нового руководства корпорации. После своего назначения в конце мая 2018 года Рогозин произвел ряд громких кадровых назначений, по итогам которых — в интервью агентству ТАСС от 16 августа 2018 года — озвучил свои подходы к кадровым изменениям в компании.

По словам Рогозина, в корпорации «в основном завершили процесс обновления руководящих кадров на предприятиях и в самой корпорации». В качестве примеров глава Роскосмоса упомянул приход «очень сильных новых руководителей» в РКК «Энергия», РКЦ «Прогресс», НПО Лавочкина, ЦЭНКИ, на «Красмаш» и «Техномаш». Хотя, напомним, в РКЦ «Прогресс» Равиль Ахметов пребывает в статусе «и.о.», а официальный руководитель самарского предприятия находится под следствием.

В списке новых назначений в самом Роскосмосе, судя по официальным сообщениям, числятся лишь два человека, оба на должностях первых заместителей генерального директора корпорации. На схеме внутренней структуры данная должность повторяется дважды — первый зам отвечает за организацию космической деятельности, пилотируемые полеты и запуски автоматических станций, а также, в отдельном окошке, — за финансовые, договорные и имущественные вопросы. 

Дмитрий Рогозин со спасенными космонавтами

На эту должность были назначены Николай Севастьянов (сообщение на сайте Роскосмоса от 1 июня 2018 года, причем в качестве и. о.) и Максим Овчинников (сообщение от 25 сентября 2018 года, и тоже и. о.). Они заменили на данных постах Александра Иванова и Татьяну Ельфимову, перешедших на другие посты в структуре Роскосмоса. 

В тот же день, 25 сентября, Севастьянов был назначен на должность и. о. генерального директора ведущего отраслевого научного института ЦНИИмаш, сменив на данном посту Олега Горшкова, который, наоборот, перешел на работу в Роскосмос. Здесь российские СМИ, похоже, окончательно запутались, расценив твит Дмитрия Олеговича как указание о замене на Овчинникова именно Севастьянова, а не Ельфимовой, как заявлялось на сайте госкорпорации.

Столь запутанное «тасование кадровой колоды», безусловно, вполне возможно в рамках большой и разветвленной корпорации. Однако оно демонстрирует весьма короткую «скамейку запасных», в пределах которой одни и те же люди то находятся на позиции первого зама гендира корпорации, то — всего через 3,5 месяца! — то ли уходят на работу в отраслевой институт, то ли совмещают важнейшие должности. 

Таким образом, как и в РКЦ «Прогресс», в самом Роскосмосе за запуск неудачно разлетевшегося «Союза-ФГ» отвечал лишь «исполняющий обязанности» начальник! Полностью войти в дела столь сложного процесса организации пилотируемых полетов новый «и. о. первого зама» просто не успел бы: у него было на это всего две недели.

Конечно, в сложившейся ситуации окончательный вердикт будет вынесен государственной комиссией, которая расследует причины и ищет виновных в произошедшей аварии. Но, как видится, в ее заключительном решении мы неизбежно увидим показательную приставку «исполняющий обязанности» возле ключевых фигур, отвечавших в структуре Роскосмоса за запуск «Союза МС-10».

Автор: Алексей Анпилогов
Обсуждаемое