Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Расплата за пошлость: Роман Носиков о конце «лучшего в Европе» финского образования

2 Оставить комментарий

Обучение или дрессировка?

За все на свете надо платить. За правду, вранье, гордыню, смирение. Но мало что на этом свете так дорого обходится, как ложная религия. Особенно если она связана с поклонением не Творцу и даже не твари, а уровню потребления.

Сегодня прекрасный день. Потому что сегодня — день развенчания очередной религии. Финская пресса сделала мне подарок — не так давно опубликовала статью о катастрофе в местной школе под названием «Суровая оценка экспертов: Финляндия разрушила свою систему образования». Оказалось, что успеваемость в Суоми валится вниз, система оценок не выработана, на учителях экономят, педагоги завалены бюрократической работой, среди детей все резче социальное расслоение, а сами ученики расхотели ходить в школу.

Критических проблем в финской школе набралось аж на пять групп.

Прежде всего, среди школьников Суоми снизились показатели успеваемости, причем по таким фундаментальным дисциплинам, как математика, чтение и естествознание. У финских детишек пропала мотивация к учебе, констатируется в исследовании. 

Затем, даже в рамках одной школы была выявлена путаница с критериями оценки. Выяснилось, что финские учителя не умеют адекватно оценивать знания детей — и это напрямую влияет на шансы выпускников поступить в лицей или профучилище.

Далее, уровень знаний в финской школе, как оказалось, все сильнее зависит от социально-экономического положения учащихся. По этой причине классы все чаще формируются в зависимости от успеваемости, поэтому детям из бедных семей рассчитывать нечего. А это, в свою очередь, снижает показатели Финляндии в международных сравнительных исследованиях: средняя успеваемость всех финских школьников падает.

Что еще хуже, в результате экономического кризиса бесплатная средняя школа в Финляндии перестала давать качественное образование, поскольку, в частности, у нее больше нет денег на новые учебники и оплату отпусков учителей. Даже на бумажных полотенцах приходится экономить, заявляется в исследовании. Зато преподаватели вынуждены составлять отчет за отчетом: на что уходят деньги.

Город Тампере, Финляндия

Наконец, целые регионы в Финляндии, например на востоке и севере страны, превратились в образовательные гетто — с низким уровнем успеваемости и плохой репутацией учебных заведений. Отставание от приличных школ достигает одного учебного года.

«Уровень грамотности детей из малообеспеченных семей стал хуже, а уровень грамотности детей из обеспеченных семей остается хорошим», — делается вывод в исследовании.

Если уважаемые читатели думают, что я желаю зла финским детям, они ошибаются. Финнам и их детям я сочувствую и желаю, чтобы они как можно скорее исправили ситуацию и все у них было хорошо. 

А вот тем, о ком пойдет речь дальше, должно быть плохо — и за дело. Кстати, давайте припомним их дела. 

«За последние десять лет финские школы стали практически именем нарицательным. Глубинная реформа системы образования позволила многократно повысить средний уровень учащихся и говорить о «финском образовательном чуде», — сообщал всего пару лет назад эксперт по финскому образованию Артем Асташенков

В основе финской образовательной реформы лежит взаимное доверие, поясняет Асташенков. Учителя доверяют государству, когда следуют новым, пусть и не логичным методикам. А государство, в свою очередь, доверяет педагогам: обходится без инспекций в школах и по максимуму сокращает отчетность. 

Как результат, преподаватель сам решает, как именно вести урок, особенно в младших классах, добавляет эксперт. К тому же, равенство в школах нашего северного соседа возведено в абсолют: сортировка на сильные и слабые группы в Финляндии не практикуется, и дети с ограниченными возможностями учатся вместе со всеми, продолжает Асташенков из 2016 года.

Примерно с того же времени по форумам и соцсетям неравнодушные люди раскидывают методичку под названием «Как создали финское образовательное чудо». В ней три пункта. Во-первых, в Суоми «просто закрыли» проверяющие органы, сообщают авторы методички. Во-вторых, зарплаты чиновников-контролеров отдали учителям, сделав эту профессию престижной. В-третьих, контроль над образованием перекинули на родителей. В результате «школы расцвели, причем каждая — по-своему», а «финское образование стало лучшим в Европе», гласит методичка.

Флаг Финляндии

К сказанному присоединился и столичный чиновник.

«В начальной школе подход индивидуальный, одновременно в классе один ребенок может заниматься финским, другой математикой, а третий рисовать, — делился впечатлениями в 2017 году заместитель руководителя московского департамента информационных технологий Андрей Белозеров. — Рассадка свободная… До 5 класса нет классических оценок, оценивается только вовлеченность и активность ребенка... Домашних заданий по минимуму — чтобы в общей сложности занимало не больше часа».

Но и это не все. Уже шесть лет по просторам Рунета гуляет ссылка на публикацию русской службы «Би-би-си» под названием «В рейтинге лучших систем образования Россия — последняя».

«Финляндия, Южная Корея и Гонконг возглавили рейтинг 20 самых успешных образовательных систем мира, составленный британской компанией Pearson по заказу аналитического отдела журнала Economist и опубликованный в газете Times. Великобритания на шестом месте, Россия — на последнем», — отмечает британская вещательная корпорация.

Все же профессионалы. Умеют правильно сформулировать. Не «Россия вошла в список стран с самой успешной образовательной системой», а «Россия на последнем месте в списке». Сразу чувствуется отношение.

А я смотрю на результаты последних школьных олимпиад по точным и естественным наукам: по математике, физике, химии, астрономии и информатике. И там в первых рядах всегда — США, Россия, Китай, Корея. 

И никакой Финляндии. Никогда. Чудо оказалось фейком.

Мало что слышно в мире и о финских ученых. 

Однако подобные наблюдения не помешали склепать из моих сограждан секту, которая не просто превозносила то, о чем не имеет никакого понятия, но и всячески поносила российские школы, которые худо-бедно, но делают из их детей людей.

Российский школьник

Обоснование этой религии очень простое и понятное: Финляндия — зажиточная страна. Там сытно. Этой очевидной сытости людям хватает, чтобы поклоняться чужой стране и, надсаживаясь, попрекать родную. 

В нашей стране никогда не жилось легко и редко когда жилось сытно. Комфорт и сытость нам достаются редко, и вполне нормально, что мы их очень ценим. Но это не значит, что мы должны путать сытость — с праведностью. 

Это стыдно, потому что пошло. 

В заповедях сказано: не делай себе кумира и не поклоняйся ему. Это и о пошлости тоже. Если же ты атеист и не веришь в Бога — то оставь Его место пустым. Защищай хотя бы эту пустоту. Иначе туда принесут что-нибудь, что заменит тебе Бога. 

Благополучие. Сытость. Вышиванку. Афедрон в тепле. 

И тогда ты начнешь поклоняться афедрону. Лобызать его. Сделаешь его смыслом жизни и центром морали. И в конечном итоге уподобишься ему, потому что верующий всегда уподобляется своему божеству. 

infox - new
Новости партнеров