Лента новостей Выбор региона Поиск
18+
Регионы {{ region.title }}
Закрыть
Лента новостей
Популярное

Киевский политолог: Продажа половины ГТС Украины не решит ее проблем

0 Оставить комментарий

Киевский политолог: «Продажа половины ГТС Украины не решит проблему ее заполнения»

Брифинг «главного кандидата в президенты» Юлии Тимошенко, прошедший сегодня, вновь актуализировал тему продажи 49% газотранспортной системы Украины, которая в начале сентября была озвучена руководством НАК «Нафтогаз Украины». Тимошенко пообещала всячески мешать такой сделке, а после прихода к власти и вовсе «расформировать «Нафтогаз» и «демонополизировать украинский газовый рынок». Как сообщил Федеральному агентству новостей киевский политолог — что бы ни говорила Тимошенко по поводу вопросов «газовой независимости» Украины, ей все равно придется иметь дело с Россией.

Напомним, 4 сентября «Нафтогаз Украины» обратился к премьеру Владимиру Гройсману с просьбой вынести на рассмотрение СНБО «вопрос продажи иностранной компании 49% украинской газотранспортной системы». Это подается как необходимые мер для защиты интересов Украины — страны-транзитера природного газа в ЕС.

По мнению «Нафтогаза», этот статус является ключевым для обеспечения энергетической и экономической безопасности, а также для защиты страны и «для удерживания России от агрессивных действий». По словам руководства «Нафтогаза», из-за контроля со стороны «Газпрома» единый оператор ГТС Украины «не может нормально взаимодействовать с операторами ГТС соседних стран».

Также, считают в НАК, пока невозможно разделить украинскую газотранспортную систему на две части, одна из которых обеспечивала бы международный транзит, а другая — внутреннее распределение среди потребителей. Такое разделение, по оценке «Нафтогаза», займет полтора-два года и потребует значительных финансовых затрат.

В итоге своего обращения «Нафтогаз» резюмировал: строительство Россией «Северного потока — 2» — это «часть экономической войны, которую Россия развязала против Украины». И реализация этого проекта может привести к полному прекращению транзита газа через территорию Украины. Избежать этого, по мнению руководства «Нафтогаза», возможно, если привлечь к управлению украинской ГТС «авторитетного партнера». Он должен будет обеспечить использование мощностей ГТС европейскими компаниями, или «дать иные гарантии сохранения доходов от транзита на нынешнем уровне» (порядка 3 млрд долларов в год).

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник

Оценочная стоимость украинской ГТС (которую проводила международная аудиторская компания PricewaterhouseCoopers) — 14 млрд долларов. Законодательство Украины позволяет продать 49% ГТС, а сумма в 7 млрд долларов — сама по себе гарантия того, что доходы от транзита сохранятся на нынешнем уровне.

Впрочем, Юлия Тимошенко в пух и прах разнесла все эти расчеты и пообещала «блокировать эту инициативу на всех уровнях власти, где есть представители «Батькивщины» — а после своего прихода к власти и вовсе расформировать «Нафтогаз», «который забирает у украинского народа последнее, вместе со всеми его фирмами-«прокладками».

Вопрос возможной продажи украинской ГТС «европейским партнерам» в беседе с Федеральным агентством новостей прокомментировал политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник.

«Потенциально большого зла для Украины в такой сделке нет. Потенциально она вполне возможна, но это — не решение проблемы заполнения ГТС Украины российским газом, — считает Бортник. — Для того, чтобы украинский маршрут транзита оставался эффективным, привлекательным для компаний-транзитеров, необходимо вернуться к идее трехстороннего консорциума, в составе которого будут потребитель, транспортер и производитель этих энергоносителей».

По мнению Бортника, в составе такого консорциума могут быть только Россия, Европейский союз и Украина.

«Только создание такого консорциума, который может и должен управлять нашей газотранспортной системой, сможет обеспечить эффективное функционирование и доходность для бюджета Украины на длительный срок, — уверен Бортник.

Все остальные схемы — например, прямые договоренности с потребителем, но без производителя газа, или наоборот — они всегда будут сопряжены с большими конфликтами и трудностями. Такая система отношений просто не сможет нормально функционировать»

Бортник подчеркнул, что проблемы украинской газотранспортной системы станут особенно актуальны после 2019 года — когда заработает газопровод «Северный поток — 2» и перед властями Украины в полный рост встанет вопрос: будет ли какой-то газ в украинских газопроводах или его не будет вообще?

infox - new
Новости партнеров